Мудараба — это особый вид партнёрства, где один партнер предоставляет денежные средства другому партнёру с целью их инвестирования в коммерческое предприятие. Партнёра, который инвестирует средства, называют рабб-уль-маль, а управление и осуществление хозяйственной деятельности являются исключительной обязанностью второй стороны, именуемой мудариб.
Различие между мушарака и мудараба заключаются в следующем:
1) в мушарака инвестиции поступают от всех партнёров, а в мудараба за инвестирование ответственен исключительно рабб-уль-маль;
2) в мушарака все партнёры имеют право участвовать в управлении бизнесом и выполнять работу, связанную с этим, а в мудараба рабб-уль-маль не имеет права участвовать в управлении, которое осуществляет исключительно мудариб;
3) в мушарака убытки распределяются среди всех партнеров пропорционально их доле в инвестировании, а в мудараба убытки, если они есть, несёт только рабб-уль-маль, так как мудариб в инвестировании не участвует. Потери мудариба заключаются в напрасности его труда, который не принёс ему прибыли. Однако этот принцип справедлив при условии, что мудариб работал с должным усердием, которое обычно прилагают для бизнеса подобного рода. Если же он работал недобросовестно или мошенничал, то понесёт ответственность за ущерб, полученный из-за его халатности или умышленного обмана;
4) в мушарака ответственность партнёров обычно неограниченна. Поэтому, если долги бизнеса превышают его имущество и бизнес ликвидируется, то вся сумма долга распределяется пропорционально среди всех партнёров. Если же все партнеры согласились, что никто из них не должен принимать долги в ходе ведения бизнеса, то в таком случае долги сверх капитала возлагаются только на того партнера, из-за которого они возникли, так как он нарушил вышеупомянутое условие. В мудараба же дело обстоит иначе. Здесь ответственность рабб-уль-маль ограничена его инвестициями, за исключением случаев, когда инвестор (рабб уль-маль) уполномочил мудариба брать в долг от его (инвестора) имени.
5) когда партнёры объединяют свой капитал в общий фонд, всё имущество мушарака становится общим пропорционально их инвестициям. Поэтому каждый из них может извлечь выгоду от переоценки их имущества, даже если прибыль не была получена в результате продаж.
В мудараба все товары, приобретённые мударибом, принадлежат исключительно рабб-уль-маль, а мудариб может получить часть прибыли, только если он с прибылью реализует товар. Поэтому мудариб не имеет права требовать свою долю в имуществе, даже если его ценность возросла.
Бизнес мудараба
Рабб-уль-маль может выбрать лишь определённый бизнес для мудариба, в таком случае он должен будет инвестировать деньги только в этот бизнес. Это называется аль-мудараба аль-мукайяда (ограниченная мудараба). Если он оставляет право выбора бизнеса на усмотрение мудариба, последний может инвестировать денежные средства в любой бизнес, который считает нужным. Этот тип мудараба называют аль-мудараба аль-мутлака (неограниченная мудараба).
Рабб-уль-маль может заключить мудараба с одним и более лицом в рамках одной сделки. Это означает, что он может предоставить свои денежные средства A и Б на условиях, чтобы каждый из них мог представлять интересы его в качестве мудариба, при этом капитал мудараба должен использоваться ими совместно. Доли мударибов в этом случае должны быть распределены между ними в соответствии с согласованной пропорцией. В этом случае оба мудариба должны управлять бизнесом совместно, как два партнёра.
Мудариб или мударибы, в зависимости от ситуации, наделены правом делать всё, что угодно, в рамках обычных действий в данном виде бизнеса. Однако, если они хотят сделать то, что выходит за рамки обычной деятельности, то должны получить специальное разрешение от рабб-уль-маль.
Распределение прибыли
Для того, чтобы мудараба считалась действительной, необходимо с самого начала согласовать между сторонами пропорцию, в которой между ними будет распределяться фактическая прибыль. Шариатом не было предписано никакой определённой пропорции для этих целей, напротив, этот вопрос оставлен на разрешение путём взаимного согласия. Стороны могут распределять прибыль в равных долях, а также могут определить разные доли для рабб-уль-маль и для мудариба. Однако они не могут определить фиксированную сумму прибыли для какой-либо из сторон или же назначить фиксированную ставку возврата на вложенный капитал. Например, если инвестированный капитал составляет 100 тысяч рупий, то стороны не могут принять условие, что 10 тысяч рупий от прибыли должны причитаться мударибу, а также они не могут принять условия, что 20 % от размера инвестированного капитала должны выплачиваться рабб-уль-маль. Однако они могут поставить условием то, что 40 % от фактической прибыли причитаются мударибу, а 60 % — рабб-уль-маль.
Также дозволенно, чтобы различные пропорции устанавливались в различных ситуациях. Например, рабб-уль-маль может сказать мударибу: «Если ты будешь торговать пшеницей, то получишь 50 % от прибыли, а если ты будешь торговать мукой, то будешь получать 33 % от прибыли». Ещё: «Если ты будешь вести бизнес в своём городе, то тебе будет полагаться 30 % от прибыли, а если ты будешь вести бизнес в чужом городе, то тебе будет полагаться 50 %».
Мудариб не может претендовать на какую-либо периодическую оплату или вознаграждение за выполненную им работу по мудараба, помимо согласованной доли в прибыли, что было упомянуто выше2.
Все школы исламского права единогласны в решении этого вопроса. Однако имам Ахмад допускает возможность покрытия расхода мудариба на питание за счет мудараба3.
Это право ограничивается ханафитскими правоведами ситуацией, когда мудариб ведёт бизнес в поездке за пределами своего города. В этом случае он может требовать покрытия личных расходов на жилье, еду и т. д. То есть мудариб не наделён правом получать суточные, когда он находится в своем собственном городе4.
Если в одних сделках бизнес приносит убытки, а в других — прибыль, то последняя должна использоваться, чтобы возместить потери, остаток же, если он вообще имеется, должен распределяться между сторонами согласно оговоренному соотношению разделения прибыли.
Завершение мудараба
Договор мудараба может быть расторгнут в любое время любой из сторон. Единственное условие состоит в том, чтобы уведомить об этом другую сторону. Если к моменту расторжения все активы мудараба находятся в виде наличных денег и уже был получен доход, он должен быть поделён между сторонами в соответствии с оговоренным соотношением. Если же активы мудараба не находятся в наличной форме, то мударибу нужно дать возможность продать их и перевести в наличность так, чтобы могла быть определена фактическая прибыль.
Есть расхождения во мнениях среди исламских правоведов в вопросе, может ли договор мудараба заключаться на определённый период, после которого он расторгается автоматически. Мазхабы ханафи и ханбали придерживаются мнения, что мудараба может быть ограничена определённым сроком: год, шесть месяцев и т. д., после которого договор расторгается без уведомления. Маликитская же и шафиитская школы, напротив, считают, что мудараба не может быть ограничена определённым временем.
Однако эти расхождения имеют отношение только к максимальному сроку действия мудараба. Может ли быть установлено минимальное время, в течение которого мудараба не может быть расторгнута? Чёткого ответа на этот вопрос нет в трудах по исламскому праву, но, как следует из основных перечисленных в них принципов, такое ограничение не может быть установлено, каждая сторона вправе расторгнуть договор в любое время.
Эта неограниченная возможность сторон расторгнуть мудараба по своему желанию может создать некоторые трудности с точки зрения современной конъюнктуры, потому что большинству коммерческих предприятий сегодня требуется время, чтобы начать приносить доход. Также необходимы постоянные и разнообразные усилия. Если рабб-уль-маль расторгнет мудараба в самом начале сделки, это может оказаться пагубным для проекта. Особенно это может нанести серьёзный ущерб мударибу, который ничего не заработает, несмотря на все свои усилия. Если стороны, вступая в отношения мудараба, соглашаются, что ни одна из них не может расторгнуть договор в течение установленного периода, кроме определённых обстоятельств, то это не выглядит как нарушение каких-либо принципов шариата, особенно в свете известного хадиса достопочтенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха), приведённого ранее:
المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا
«Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешённое или разрешают запрещённое».
Однако некоторые юристы полагали, что любое естественное увеличение капитала может расцениваться как прибыль, распределяемая между рабб уль-маль и мудариб. Например, если капитал был представлен овцами, у которых родились ягнята, то эти ягнята рассматриваются как прибыль и будут разделены между сторонами пропорционально их вложениям (см. ан-Навави, Раудат аль-Талибин, 5:125). Но это мнение меньшинства.
Ибн Кудама, Аль-Мугни, 5:145.
Аль-Касани, Бада'и ас-Сана'и, 6:99.
2 Ас-Саракши, аль-Мабсут, 2–149:150.
3 Ибн Кудама, аль-Мугни, 5:186.
4 Аль-Касани, Бада'и ас-Сана'и, 6:109.
Ибн Кудама, аль-Мугни, 5:168.
Там же, 6:99. См. также Ибн Кудама, аль-Мугни, 5:185 и аль-Саракши, аль-Мабсут, 22:133.