Основатель и владелец инвестиционно-промышленной корпорации Zhersu Бауржан Оспанов дал эксклюзивное интервью Forbes Kazakhstan
Современный бизнесмен должен увеличивать не только уровень своего благосостояния, но и менять окружающую его среду – это залог гармоничного развития. Да, социальная ответственность бизнеса для некоторых является штампом, который ограничивается покраской лавочек во дворах, с неизменной табличкой «в подарок жителям от…»
- Все в этом мире взаимосвязано, поэтому стратегия развития моего бизнеса неразрывно связана с домом – аулом Жыланды Алакольского района Алматинской области, да и в целом всего района, – рассказывает основатель и владелец инвестиционно-промышленной корпорации Zhersu Бауржан Оспанов. – Сегодня мы работаем по своей программе и говорим государству, мол, мы строим кинотеатры в районе, школы, библиотеки, приглашаем преподавателей, а от вас ждем инвестиций в инфраструктуру: дороги, воду, связь. В районе мы открыли два интерната – физико-математический в ауле Жыланды и спортивный в Лепсинске. Хочу довести физмат до 500, а спортсменов - до 750 учащихся.
В то же время корпорация Zhersu – это крупнейший бизнес не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии, который включает в себя электроэнергетическое направление, сельское хозяйство и строительство. Талдыкорганская акционерная транспортно-электросетевая компания (АО «ТАТЭК») распределяет электричество для восьми районов Талдыкорганского региона. Сервисно-строительная компания в области энергетики Kerneu Limited занимается проектированием и возведением станций, подстанций и строительством линий электропередачи. Энергетическую тему продолжает ТОО «Корпорация Сайман», которая производит приборы учета электроэнергии, счетчики для тепла и воды, и собственная программа «Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии». ТОО «Zhersu power» выпускает автомобильные свинцово-кальциевые и стационарные аккумуляторы, проектная мощность завода составляет один миллион автомобильных и стационарных аккумуляторов в год. На заводе ТОО «Alakol plant» производят погружные электронасосы для промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения. В структуре корпорации Zhersu есть актив – ТОО «Zhersu metal» – который на лучшем современном европейском оборудовании производит металлические опоры и конструкции для энергетической промышленности.
Бауржан Оспанов не стал оценивать годовой оборот своей корпорации, уточнив, что он догоняет показатели предыдущих, додевальвационных годов (оборот 2013 года – $1,5 млрд).
Буренки в самолете
Все, что связано с электроэнергетикой, является традиционным драйвером развития корпорации Zhersu. При этом за последнее время серьезно усилилось сельскохозяйственное направление корпорации, которое включает в себя ряд компаний, занимающихся разведением племенного крупного рогатого скота – «Архарлы Майбуйрек», есть производство меда, переработка масленичных культур и многое другое.
Четыре года назад специалисты «Архарлы Майбуйрек» привезли в Казахстан из Австралии шесть тысяч маточных коров мясных пород ангус и герефорд. Часть коров была завезена морем, часть самолетами. Впоследствии были построены четыре фермы, где выращивают КРС премиум-класса для получения экспортного мяса.
- У нас готова программа дальнейшего развития нашего мясного направления, которую мы делаем с областью, – поделился Бауржан Оспанов. – Мы хотим довести наше поголовье с 20 тыс. до 100 тыс.. Если область (акимат Алматинской области. – Прим. ред.) предоставит нам земли, то мы увеличим поголовье. Попутно достраиваем мясокомбинат площадью 2 тыс. квадратных метров, который скоро будет готов.
Пастбища служат для доращивания коров, а дальнейший откорм проходит в стойле, по американской технологии. При этом за всем поголовьем на одном комплексе наблюдают до шести человек, а всю остальную работу на себя берут электропастух и дроны, которые наблюдают, как пасутся стада и есть ли какие-то проблемы с животными.
- Пастух или ветеринар подняли дрон в воздух, посмотрели, как себя чувствуют коровы в горах или на равнине, – рассказывает Оспанов. – Ведь у нас сотни километров пастбищ в Алакольском районе Алматинской области – все не обойдешь. Представляете, мы огородили больше 1 тыс. километров электропастухом. Если нужно какое-то лечение, то врач не ездит часами по пастбищам, а приезжает сразу в нужную точку.
С его слов, коровы оказались совсем не требовательными к погоде, даже в Казахстане с суровыми степными зимами.
- Удивительно то, что обычно привозят телочек, а мы привезли молодых коров – 7–10 месяцев, – вспоминает Бауржан Оспанов. – Представьте, в Австралии так называемая зима заканчивается (хотя у них нет зимы в нашем понимании), а у нас зима только начиналась. Мы к ноябрю начали их завозить и закончили к концу декабря, как раз к самым морозам.
Как по команде, молодые буренки покрылись шерстью. Вся команда проекта боялась, что непривыкшие к лютым зимам животные не доживут до весны, ведь технология выращивания австралийских буренок не предусматривает строительства коровников.
- Страх за драгоценное маточное племя довел до того, что мы в нарушение технологии построили для них навесы, – говорит Оспанов. – Руководитель проекта – американец – сказал, что он против этого, и мотивировал тем, что зимой коровы будут прятаться под этими навесами, а это болезни, много навоза в одном месте и толкучка. В итоге мы на свой страх и риск поставили по их технологии ветрозащиту, которая заменила нам дорогостоящие коровники, что дало серьезное удешевление этого проекта.
Мясная порода на то и мясная, чтобы быстро расти: потенциал этих коров позволяет им в сутки давать до 2,5 кг привеса. При этом у коров этих пород до 60% живого веса – мясо, то есть сравнительно большой выход.
- Грубо говоря, за полтора года бычки должны давать нам 700 кг, – делится планами Оспанов. – Быстро – не значит плохо: наши бычки дают мраморное мясо, которое мы будем экспортировать под казахстанским брендом.
Для начала «Архарлы Майбуйрек» строит забойный цех, а по выходу на 100 тыс. поголовья под Алматы планируется строительство перерабатывающего завода примерной стоимостью от $50 млн до $100 млн.
- Охлажденный рибай, как самую дорогую часть туши, мы будем продавать на экспорт по $20–25 за кг, – делится планами Оспанов. – С туши – это около 70 кг, что дает около $1,5 тысячи. Остальное мясо мы будем продавать на внутренний и внешний рынок по $5-6 за кг. Мы рассчитываем, что в среднем один бычок должен давать $3 тыс. (около 1 млн тенге). При этом мы будем принимать на переработку бычков сторонних производителей. Это очень важно, потому что люди в аулах продают по 150 тыс. тенге одного бычка, а не за миллион.
От стотысячного поголовья в год планируется приплод 30 тыс. голов КРС – это всего лишь 12 тыс. тонн мяса в год. Это не так много, поэтому Оспанов будет принимать мясо от населения, которое, правда, будет отличаться от австралийского. Чтобы повысить качество мясного поголовья и, соответственно, цену, по которой будет приниматься мясо, планируется скрещивать завезенных бычков с местными коровами.
Глобальная цель Оспанова – это конкуренция с мировыми производителями мяса и мясопереработки. Он считает, что компания имеет все возможности снизить себестоимость мяса до $2 за кг. Хотя до сопоставимых объемов далеко: в мире есть компании, которые держат миллионные поголовья, а «Архарлы Майбуйрек» только планирует 100 тыс.
Выход на мясной экспорт позволит Оспанову открыть дополнительный валютный канал для финансирования собственных инвестиционных проектов в сельхознаправлении. Для начала рассматриваются самые близкие, но в то же время одни из самых больших рынков в мире – Россия и Китай, туда будет поставляться казахстанский рибай, переговоры уже ведутся.
Ну, и самое главное – это решение проблемы занятости местных кадров.
- Да, у нас в штате на мясном направлении работает совсем немного – около 30 человек, – подсчитывает Оспанов, – но за штатом таких людей – сотни. Например, на заготовке кормов работает очень много местных. Представляете, мы только в этом году и только для КРС заготавливаем 30 тыс. тонн силоса и сенажа. Все это нужно возить с полей, кто-то должен косить, кто-то закатывать. В основном КамАЗы, которые есть в районе или в соседних районах, работают у нас. За один рейс водители, в зависимости от расстояния, берут3,5 тыс. тенге. Некоторые умудряются до 30 рейсов в день делать, а так в среднем 10 рейсов. То есть за месяц при 20-дневной рабочей неделе можно заработать 2,1 млн тенге. Раньше эти люди стояли на вокзалах и работали таксистами, а сейчас они пересели на КамАЗы и с радостью говорят, что семьи обеспечены, дети учатся, и их это устраивает.
Эксклюзивное разнотравье
Любой сельскохозяйственный бизнес Бауржана Оспанова затрагивает тысячи местных жителей.
- Когда есть сбыт, местные хозяйства резко увеличивают свои поголовья, – отмечает он. – Есть другой пример: в аулах Алакольского района, помимо библиотек, школ, кинотеатров, мы поставили небольшое производство меда. Народ моментально стал заниматься разведением пчел. Сегодня только в одном Лепсы – около сотни пасек, а в ауле живет всего одна тысяча человек. Иногда людей не хватает для работы, представляете? Вот и ответ на вопрос о занятости.
Речь идет о «Лепсинском меде», который в позапрошлом веке поставлялся ко двору российского императора. Разнотравье казахстанского юго-востока и правильная организация бизнес-процессов вызвали настоящий медовый бум в Алакольском районе. Если раньше пасечники сдавали в Алматы или Талдыкоргане мед по 650 тенге за килограмм и ждали денег год, то подразделение Zhersu сразу поставило цену на закупке 1 тыс. тенге и планирует закупить до 350 тонн меда за 2017.
Баночки под брендом «Лепсинский мед» практически не появляются в свободной продаже, почти весь объем уходит оптом в авиакомпании для бортового питания пассажиров и распространяется по «закрытой подписке». Секрет невероятного успеха – это не только люксовая немецкая упаковка и оригинальный формат фасовки, но и сам мед – до 200 трав и цветов в составе. Пчелы собирают его в высокогорьях – от одной тысячи метров над уровнем моря, до альпийских лугов – 2,5 тыс. м. Из-за этого «Лепсинский мед» имеет высокое качество, а также влажность в меде от 11% до 17%,а не как в обычном – 20% и выше.
- В 1913 году мед из наших краев занял первое место на Международной выставке меда в Париже! – обращает внимание Бауржан Оспанов. – Это не просто деликатес, а лекарство, человеку достаточно 20 граммов в день, чтобы быть в тонусе. Оказывается, в мире самым дорогим является австралийский дикий мед, где-то $500 за кг. Мы провели сравнительный анализ нашего и австралийского меда, и «Лепсинский мед» оказался лучше и чище австралийского. В этом году проходило несколько конкурсов, и там мы везде взяли первые места. Продаем его в России, Китае, Эмиратах, Франции, Великобритании.
Бауржан Оспанов рассказал, для чего Zhersu строит в аулах объекты соцкультбыта.
- Имея первоклассные школы с отличными учителями, мы можем приглашать на работу в район нужных нам специалистов, ведь они будут уверены, что их дети будут учиться в достойной школе, пока родители на работе, и, самое главное, – поднять уровень детей, проживающих в ауле, – подчеркивает он. – Мы налаживаем связи с научными институтами Казахстана, Японии, с Московской сельхозакадемией им. Тимирязева. Результат стараний уже очевиден – наши дети умудряются поступать после школы сразу в несколько казахстанских и российских вузов, а потом еще сидят, выбирают.
Физико-математическому интернату Жыланды уже пять лет. После 10–11 классов к ученикам приезжают представители казахстанских и российских вузов, с которыми у Zhersu заключены меморандумы, и устраивают ярмарку.
- КБТУ, МАБ, МАИ, МГУ – это неполный перечень вузов, которые хотят видеть наших детей своими студентами, – рассказывает Бауржан Оспанов. – Представители более 50 вузов и колледжей приезжают к нам на ярмарку, а дети за несколько лет вперед, еще в 7–8 классах, определяются, куда они хотят и могут поступить. Например, уже трое из наших ребят учатся в МИФИ на физиков-ядерщиков.
Обращает на себя внимание глубина, с какой Оспанов погружен в образовательные процессы. Он рассказывает, что в интернаты принимают детей из местных аулов. Остальные кандидаты проходят трех- или четырехэтапные олимпиады.
- Открыть физматшколу не так-то сложно – просто набери отличников отовсюду, – говорит он. – Но в любой среде есть отстающие. Что же с ними делать? Чтобы увеличить состязательность детей, мы сделали два класса: физмат и обычный. Если учишься хорошо, то идешь в физмат, но это не значит, что ты поступил туда – и все, можно расслабиться. Если ты плохо учишься, то автоматически переходишь в другой класс, а иногородних вообще отчисляют из интерната. За четыре года педагогический коллектив добился такого результата, что не стало обычного класса, так как все дети перешли в физико-математические классы.
Владелец Zhersu говорит, что хочет видеть следующее поколение Казахстана высокообразованным и воспитанным.
- Это приведет нас к тем целям и задачам, о которых говорит глава государства. Для этого мы и занимаемся этими проектами, – подвел итог нашему разговору Бауржан. – Сейчас век высоких технологий, если мы не будем массово открывать IT-школы, лицеи, то хотя бы кружки должны быть. Если мы этого не будем делать, то будем серьезно отставать в современной технологии и всю жизнь будем догонять развитые страны и существовать как сырьевая страна.