Все человечество очаровано Его нравственными качествами.
Проходят века. Развивается наука. Процветает культура. Но все равно человечество не перестают удивляться благочестию Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует).
Для уммы Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует), которая увеличивается изо дня в день, является примером Его неповторимый жизненный путь, его мораль, которая называется «священной сунной».
В истории нет другого примера, сопоставимого с жизнью Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), которая подобна мудрому назиданию.
Хотя со дня смерти Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) прошло более чем 14-ти веков, Он жив в сердцах мусульман, и это воплощается в совершении уммой Его сунны.
Благословенное имя Пророка (да благославит его Аллах и приветствует), которое ежедневно повторяется во время призыва на намаз (аза и икамат), оживает в наших сердцах.
Каждый верующий, озаренный светом имана, готов пожертвовать самым дорогим, даже самим собой, чтобы приукрасить свою жизнь хотя бы одной сунной Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует).
Да, вот уже на протяжении 14-ти веков каждый мусульманин жаждет достичь той степени благонравия, которая была присуща Посланнику Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует). Ведь качества, присущие Ему (да благославит его Аллах и приветствует), это – путеводная звезда для достижения высшей степени человечности, всех благ этого мира.
Мы сказали, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) обладал особыми нравственными качествами. Человеку трудно обладать двумя противоречащими друг другу качествами. Например, кто-то может быть щедрым, но его чрезмерная щедрость может довести его к расточительности. Или же кто-то может быть слишком бережливым. Но его усердие в бережливости может, в конце-концов, сделать его скрягой. Кто-то может быть храбрым, отважным. И не удивительно, что его бесстрашие, перейдя границы дозволенного, может сделать из него безразличного, жестокого человека.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует), напротив, не допускал контраста в своем поведении. Он ни в чем не переходил границ. Он был отважным и храбрым, но наряду с этим был милосердным по отншению ко всему живому, даже к муравью.
Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) был скромным, но вместе с тем, Он не был трусом и не унижался перед другими.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) был спокойным, уравновешенным и, вместе с тем, был приветливым.
Скромность нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была такова, что будучи наставником всего мира, решая глобальные проблемы, Он, вместе с тем, был простым и доступным, что не гнушался даже общения с детьми.
Таким образом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не впадал в крайности и ни в чем не выходил за рамки приличия.
Любое качество, при неправильном его использовании, теряет свою ценность. К примеру, если аким, находясь среди своих домочадцев, будет таким же степенным и важным, каким он бывает у себя на работе, то это уже будет высокомерием.
Если военные будет оказывать противнику такое же сострадание и покровительство, как своему народу, то это будет коварством по отношению к своему народу.
Кем может быть человек, который является обладателем высшей степени этики, морали и человечности? Человек, который не проявляет чрезмерности ни в чем, в том числе, и в характере? Конечно же, пророком!
Если сделать экскурс в историю, то мы увидим, что все великие личности обладали лишь некоторыми хорошими качествами. Некоторые из них были очень великодушными. Но не были столь скромными и снисходительными. Кто-то был снисходительным, но вместе с тем был несдержанным. Еще кто-то был отважным, но в нем отсутствовало милосердие.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – единственный человек в мире, который обладал всеми благими качествами и реализовал их в реальной жизни.
Всевышний Аллах, указывая на обладание Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) самыми высшими человеческими качествами, сказал: «Поистине, ты являешься обладателем превосходного нрава». («Аль-Калам», 4 аят)
Американский ученый Майкл Харт, в своей книге «Сто великих людей», изложил биографию великих личностей, которые оставили след в истории человечества. В ней Майкл Харт разместил имя посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в первой строчке своего списка, в который вошли Аристотель, Платон, Евклид и Архимед.
Для беспристрастности и объективности своего исследования в компьютер были заложены данные о жизнедеятельности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и других известных личностей. И Майкл Харт не был в состоянии скрыть результаты анализа компьютера, так как он, среди ста имен, несколько раз выводил именно имя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Со времен пророчества Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) прошло вот уже более чем 14-ти веков. Но нравственные качества Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не превзойдены до сих пор. Кто является воспитателем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Кто облагодетельствовал Его высшей степенью человечности? Кто сделал Его самым совершенным среди людей, среди всех созданий?
Нельзя сказать, что такое воспитание Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) получил от родителей. Ведь отец нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, когда Он был еще в утробе матери. А матери Он лишился в возрасте шести лет и остался круглым сиротой. Значит посланник Аллаха не мог получит такое воспитание от родителей.
Среда, общество, в которой рос Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), также не могли вложить в Него высокие нравственные качества. Ведь на обществе того времени было клеймо джахилии. То есть, темноты и невежества.
В этом обществе, в котором процветали темнота, тирания и жестокость, младенцы-девочки хоронились живьем, в обществе к женщинам относились как к вещи. Их продавали на рынке, использовали для удовлетворения физиологических потребностей. В порядке вещей считалось совершение прелюбодеяния с кем-либо из женщин.
По причине распространения прелюбодеяния многие дети не знали своих родителей.
Черное считалось белым, правильное – неправильным. Искажалась истина. Тирания воспринималась как должное. И в таком обществе слабые лишались всех прав и превращались в рабов. Власть принадлежала хищникам в образе людей.
Возможно ли, чтобы такое общество взрастило Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обладателя самых высоких нравственных качеств, коими Он, до сих пор, удивляет все человечество?
Можно ли представить, чтобы обычный человек, который жил в таком обществе, не мог заразиться вирусом темноты и невежества? Могло ли общество, лишенное человечности, воспитать в ком-либо что-либо нравственное?
Из этого следует, что нравственные качества Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) являются даром Господа миров – Всевышнего Аллаха. И это не вызывает сомнения!
Наш Господь, дарующий людям подснежники в зимнюю стужу, воспитал в эпоху невежества такую нравственную личность, как наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и даровал Его миру в качестве своей милости.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из Своих изречений, сказал: «Мой Господь воспитал меня наилучшим образом». И это является доказательством сказанного выше.
Не вызывает сомнения, что высшие нравственные качества Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не что иное, как доказательство истинности Его пророчества.
- Характер человека начинает формироваться в детстве. Со временем, после 30-ти лет, сформированный характер переростает в его природу, сущность. Затем, когда человек достигает 40-летнего возраста, сложившийся характер бывает трудно изменить.
Теперь давайте взглянем на период жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда Ему еще не было сорока лет. То есть, до начала Его пророчества.
Уже до 40-летнего возраста Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), был известен в качестве надежного человека, по причине чего был наречен «Мухаммад Амин» (Мухаммад надежный). Любой житель Мекки, прежде чем отправиться в путь, не колеблясь вверял Ему свое самое дорогое имущество. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не поступал вероломно по отношению вверенного Ему имущества. Так как в Его религии вероломность, нарушение клятвы, а также ложь, является признаком двуличия.
Было даже так, что, совершая хиджру (переселение) из Мекки в Медину, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставил Али (да будет доволен им Аллах) вместо себя и возложил на него обязанность вернуть вещи жителей Мекки, которые находились у Него на хранении.
Это говорит о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не поступал вероломно даже по отношению к тем, кто враждовал с Ним, хотел Его убить, и даже вынуждал покинуть Родину.
Какая это степень надежности и праведности?!
Никто из жителей Мекки не может привести даже одного примера лжи Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ни до начала пророчества, ни после его пророчества.
Вот слова Абу Бакра Сиддика (да будет доволен им Аллах): «Как может человек с сложивщимся характером, не лгать до сорока лет и позволить себе обманывать людей после достижения этого возраста». Сказав это он принял Ислам.
Может ли человек, который никогда не обманывал, который зарекомендовал себя в качестве самой надежной личности, в мгновение ока измениться в плохую сторону, и обманывать людей, утверждая, что Он является посланником Аллаха?!
«Наивысшей истиной является истина, которую признают даже враги». Согласно этому афоризму, правдивость и честность нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) признавали даже заклятые враги Ислама.
Вот признание Абу Суфиана, которое было сделано им еще до принятия им Ислама: «Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были разосланы послания правителям соседних государств. Одно из них предназначалось римскому императору Гераклу.
Ознакомившись с посланием, Геракл вызвал меня к себе. В то время я находился в Шаме. И между нами произошел следующий разговор.
Геракл: « Кто больше всего следует за ним? Богатые или же бедные?»
- Бедные.
- Есть ли среди принявших религию, кто отказался от нее?
- До сих пор таких не было.
- Ворастает ли численность или же, напротив, уменьшается?
- Их численность возрастает изо дня в день.
- Доводилось ли вам быть свидетелями того, что он говорил неправду?
- Нет. Нам не доводилось быть свидетелями его обмана.
– И Геракл, который находился под впечатлением полученного послания, слыша ответы Абу Суфиана, который был в числе противников мусульман, произнес: «Не может быть, чтобы человек, который никогда не обманывал людей, стал говорить неправду по отношению ко Всевышнему».[1]
[1] Ан-нурул-халиду Мухаммадун мафхаратул-инсания.