Слово «таууаккуль» означает: упование, поручение дела кому-либо.
В шариате же слово «таууаккуль» означает: выполнение всех необходимых материальных и духовных мер для достижения намеченной цели, после чего ожидание результатов от Всевышнего Аллаха.
К примеру, крестьянин вспахивает землю, после чего засеивает и поливает ее, убирает сорняки, проводит прополку, дает удобрение. После всего этого он обращается ко Всевышнему Аллаху, вымаливая у Него обильный урожай, уповая на Его могущество То есть, ждет результатов своего труда. Это именно тот таууаккуль, к которому призывает Ислам.
Если же не предпринимать никаких мер и при этом утверждать: «Будет то, что предписано», - то этому есть лишь одно определение. Это – лень, а не тауаккуль.
Согласно казахской мудрости, сначала надо привязывать коня, и лишь после этого уповать на Аллаха. Эта пословица соответствует тауаккулю в Исламе. Разве эта мудрость взята не из хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?!
Таууаккуль – естественный результат уверования мусульман в предопределение.
Делающий тауаккуль - это верующий человек, который без каких либо условий беспрекословно преклоняется перед своим Создателем, и, который доволен своей судьбой и своим уделом.
Уверование в предопределение и упование на Всевышнего не означает ожидание от моря погоды. Напротив, это означает приложение всех усилий и ожидание результата от Всевышнего Аллаха. Ведь Всевышний, для достижения человеком намеченной цели, создал различные причины и законы. Например: не посеешь, не пожнешь, болезнь исцеляется лечением. Чем не разъяснение к сказанному?
До тех пор, пока человек не станет совершать благое и отстраняться от греховного, он не может удостоиться довольства Всевышнего. И до рая в таком случае далеко. В таком случае таууаккуль означает – проливать пот, трудится, и выполнив все необходимые требования, возложить результаты на Всевышнего, довольствие дарованным Им уделом и склонение головы перед ним.
И Всевышний Аллах, приказывая верующим склонять голову лишь перед Ним и уповать лишь на Него , говорит:
﴿ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللّهِ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّلِينَ﴾
«Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих».[1]
[1] «Али Имран», 159 аят.