Предопределение, касающееся человека
Предопределение, касающееся человека
10 лет назад 4107
Кайрат Жолдыбайулы

По своей природе предопределение, касающееся человека, очень сложный вопрос. По этой причине некоторые люди путаются в этом вопросе. К примеру, если кто-то оправдывает себя, списывая все свои грехи на предопределение, то кто-то ошибочно предполагает, что все, что он делает, связано лишь с его личным желанием, и преступая черту говорит «значит предопределения нет». Одна из этих точек зрения является высокомерием, а второя недостатком. Неправильным пониманием Золотой середины, истинного  смысла предопределения.

Человек отличается от других созданий свойственным ему разумом, правом выбора. По этой причине его предопределение отличается от предопределения других творений.

Есть две стороны предопределения, касающихся человека:

1. То, что не подвластно желанию человека.

К этому относятся явления, происходящие по воле Всевышнего Аллаха, Его особому предопределению, которые не подвластны желанию человека. К примеру, национальная принадлежность, год рождения, пол, какие-либо изъяны тела, рост, прорицательность и другие качества, присущие человеку. Вдобавок к этому случаи землетрясения или же пожара в жизни человека или же то, что он может  стать сиротой и другие эпизоды жизни, которые не подвластны его воли. В Судный день человек не будет спрошен за подобные явления, которые   находятся за пределами его влияния. И все же, человек не должен забывать и о своем праве выбора. Например, хотя человеку и было предопределено стать сиротой, Всевышним Аллахом ему даруется право выбора возможности быть терпеливым, стойко переносить все тяготы жизни, не терять человеческого лица, жить с чистой совестью, быть довольным своей судьбой и т.п. То есть,  человек   не будет в ответе за то, что ему пришлось вкусить сиротской доли, но он может быть спрошен за другие свои деяния, которые совершаются согласно праву его выбора.

Допустим, что Всевышний Аллах облагодетельствовал кого-либо, даровав ему удачу во всем, сделал его богатым. То есть Всевышний предопределил ему жить в достатке. Это говорит о том, что Всевышний определил для него в этой жизни роль богача и решил испытать его богатством. И будет ли он пользоваться богатством, дарованным ему его Создателем, правильно, тратить все на благотворительные цели, помогать нуждающимся и тем самым выражать Всевышнему Аллаху благодарность, или же возгордится своим положением, забудет о милости Всевышнего, впадет в скупость и жадность – все это зависит от него самого, от его права выбора. Таким образом человек сам выбирает свою стезю, сам решает куда ему идти – в ад или в рай.

Да, наряду с предопределением человеку даровано право выбора. И каждый вправе сам решать как сыграть свою роль на сцене этого мира.

2. То, что связано с желанием человека.

Всевышний Аллах Своим извечным и безграничным знанием, еще до создания каждого человека, знал где, когда и чем он будет заниматься. Так как для Всевышнего не существует таких понятий, как прошлое, настоящее и будущее. Поэтому Всевышний Аллах записал все о человеке, в виде предопределения, в «Ляух Аль-Махфуз» (Хранимой скрижали). Иначе говоря,  в предопределении Всевышнего  было учтено желание человека.

 Человек   не принуждается к совершению  добрых или злых деяний. Потому, что он наделен правом выбора.  Допустим идя по дороге ты  нашел деньги. По всей видимости, кто-то потерял их. В этот момент перед нами предстанет несколько вариантов действий.   И мы можем выбрать один из них.:

1. Незаметно подобрать деньги и положив их себе в карман, быстро  удалится  с этого места;

2. Поднять деньги, розыскать их хозяина и возвратить  ему деньги.

Как бы мы не поступили в этом случае, все будет зависеть от нас самих, от нашего выбора. То есть, мы можем стать грешниками, прикарманив чужие деньги, либо удостоиться воздаяний Всевышнего, вернув деньги их владельцу.

Всевышний Аллах, указывая на сущетвование у человека права выбора в Коране, сказал следующее:

﴿وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ

«Разве Мы не указали ему  пути – добра и зла?»[1]

﴿مَنْ عَمِلَ صَالِحاً فَلِنَفْسِهِ وَمَنْ أَسَاء فَعَلَيْهَا وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

«Тот, кто творит добро, поступает лишь на пользу себе. Тот, кто творит зло, поступает во вред себе. А Господь твой никогда не причинит зла Своим рабам».[2]

Известный лирик Майлыкожа изложил эту истину следующим образом:

«Всевышним даровано две стези,

одна справа, другая слева

 Задумайтесь над этим, друзья!

Мирское так коротко,

 А Ахирет – изобилье».

Выполняющий приказы своего Создателя, удостаивается степени Его досточтимых рабов. Выступающий против требований Всевышнего Аллаха, напротив, становится грешником. Таким образом Всевышний Аллах, еще до создания человека, установил пути, через которые человек либо удостаивается лика Всевышнего, либо мучений ада. Все зависит от того, какого пути будет придерживаться человек. И если знание Всевышним Аллахом, какого пути будет придерживаться человек, называется «такдир» (предопределение), то его свершение, в определенное Всевышним Аллахом время, называется «каза» (свершение предопределения Всевышнего).

Выше было сказано о том, что Всевышний Аллах, согласно Своему всезнанию, заблаговременно ведая о наших поступках в этом мире, записал все это в «Ляух Аль-Махфуз». Из этого следует, что мы не совершаем свои поступки по причине того, что Всевышний Аллах знал о них, напротив, Всевышний записал все наши действия, в качестве предопределения, ведая об их совершении нами. И всезнание Всевышнего Творца ни как не принуждает нас к совершению того или иного поступка. К примеру, благодаря астрономическим вычислениям мы в состоянии  заранее  составить календарь   восхода и заката солнца. Когда приходит время именно в эту секунду восходит солнце. Возникает вопрос: восходит ли после этого солнце по причине того, что мы заранее вычислили время восхода? Или оно взошло от того, что мы знали время восхода?

[1] «Аль-Баляд», 10 аят.

[2] «Фус­си­лат», 46 аят.

0 комментариев