Кто-то, совершив грех, по своему праву выбора оправдывается говоря: «Что мне делать, если таково мое предопределение?», или же: «Если мне было бы написано совершать поклонение, то непременно совершал бы его».
Но, списывая все свои проступки на судьбу, он, вместе с тем, сделав что-либо стоящее, начинает бахвалиться: «Вот. Это моих рук дело». И как можно понять гордыню человека, если он действует согласно предопределению? К тому же тот человек, который все свои проступки списывает на предопределение, почему-то не оправдывает вора, который своровал у него что-либо. Он не будет обращаться к судье, мол: «Ваша честь! Простите его. Ведь он совершил воровство по причине предопределения?». О таком он даже и не задумается!
Ни один человек, в привычке которого все списывать на судьбу, видя, что кто-то душит его ребенка, не будет безучастно наблюдать за происходящим. Он не скажет: «Ну, что поделаешь! Оказывается, этому человеку предопределено задушить моего ребенка».
Из этого следует, что списывание все на судьбу лишь повод для отлынивания от совершения поклонений, способ самореабилитации, наученный ему его наставником, имя которому «шайтан». Ведь предопределение не подразумевает принуждение. И человек совершает все свои поступки согласно своему желанию. И если учесть, что будущее сокрыто от нас, то слова: «Ну что мне делать, если таково мое предопределение?», - теряют свою значимость.
Если бы человек совершал все свои действия по принуждению, то есть по причине того, что таково предопределение Всевышнего, то зачем тогда Всевышнему Создателю посылать к людям Своих посланников, ниспосылать Писания, предупреждать наказанием в аду или же возвещать о рае.