Вера в предопределение защищает человека от безответственности и высокомерия.
Человеку свойственна безответственность, списывание своих проступков и ошибок на кого-либо или же на судьбу. Он всегда ищет себе оправдания, старается избежать наказания за свои ошибки. И в такие моменты «право выбора», дарованное ему Всевышним, преграждая ему путь, напоминая ему о его ответственности и указывая на пламя ада, говорит ему: «Куда ты идешь? Все, что сделал, ты сделал по своей воле. Поэтому ты не можешь все списывать на судьбу».
Наряду с этим человеку свойственно гордиться своими достижениями. И это человек, который, при совершении какого-либо проступка, оправдывается предопределением. А при упоминании какого-либо хорошего деяния или же достижения, тот же человек в миг меняется и начинает бахвалиться: «Это сделал я. Я сделал то-то, я сделал это».
Постепенно его высокомерие переростает в гордыю. И в конце-концов он забывает о Всевышнем. Он начинает кичиться, смотреть на других свысока. Доходит до того, что его приветствие начинает выглядеть как одолжение.
И в это время перед рабом своего «эго», слугой своей гордыни предстает «такдир» (предопределение) и, указывая на его немощь, говорит: «Ты не смеешь самобольщаться. Разве не наставил Всевышний Аллах тебя на путь достижения своей цели? Разве Всевышний не создал для этого благоприятные обстоятельства? Разве не Он даровал Тебе успех? Не будь надменным!»
Да, человек не имеет права присваивать себе свои достижения и совершенные им благие деяния. Ведь если бы не соизволение Всевышнего, как бы он смог сделать все это? Что будет если Всевышний Аллах не пожелает, чтобы Его раб сделал что-либо? Что может сделать, в таком случае, человек? Разве не Всевышний Аллах даровал ему разум, посредством которого он в состоянии различать добро от зла? Разве Всевышний не даровал ему способность творить? И разве не по воле Всевышнего Создателя его замыслы претворяются в жизнь? Да, мы лишь желаем творить добро, а создает его – Всевышний.
Доля человека в совершении какого-либо блага подобна нажатию им кнопки лифта. После нажатия кнопки лифт доставляет вас на требуемый этаж. И вы не можете утверждать, что доставили лифт на такой-то этаж. Потому, что не вы поднимаете лифт на нужный этаж, а лифт поднимает вас.
Истинно совестливый и справедливый человек не впадает в чрезмерность. При совершении греха он признает: «Это я поддался вожделению, послушался наущений шайтана, выбрал зло. Это – мой выбор. И в этом виноват лишь я». При этом богобоязненный человек просит прощения у Всевышнего за свой проступок.
И при каждой удаче он, осознавая, что он в долгу перед Всевышним, благодарит Его: «О мой Господь! Это Ты даровал мне возможность совершить благое. И это Ты облагодетельствовал меня успехом». Его сознание всегда озаряет аят: «То, что постигло тебя из прекрасного – от Аллаха, а что постигло тебя мерзкого – от самого себя».[1]
Сталкиваясь с какими-либо трудностями, верующий в предопределение, находит в своей вере успокоение.
Человек, верующий в предопределение, знает, что ничто не происходит без соизволения на то Всевышнего Аллаха. Поэтому, сталкивась с какими-либо проблемами, он не изводит себя внутренне, и не теряет надежды на лучшее. Ему ведомо, что Всевышний испытывает Своего раба, как через добро, так и через зло. Поэтому он обращается к своему Создателю: «О Аллах! Даруй мне терпимость. Удостой меня Своего воздаяния». Таким образом он воодушевляет себя надеждой на будущее.
Если он заболевает неизличимой болезнью, то он успокаивает себя: «Если бы не этот недуг, то может быть я забыл, что нуждаюсь во Всевышнем, и погряз бы в грехах. Быть может благодаря этой болезни Всевышний желает облагодетельствовать меня, приблизить к Себе? Скорее всего этот недуг будет возмещением за мои грехи?»
Если лишается своего богатства он говорит: «Значит так угодно Всевышнему Аллаху. Ведь истинный Властелин всего – Ты, о Всевышний. Ты даруешь кому пожелаешь, и лишаешь богатсва того, кого пожелаешь». Таким образом, надеясь удостоиться лика Всевышнего и входа в вечный рай, он подчиняется воле Всевышнего и еще раз напоминает себе, что все происходит согласно Его предопределению.
Если раб Всевышнего выражает терпимость и благодарность за свою судьбу, то потерянное им в этом мире имущество превратится в вечное богатство будущей жизни.
В случае неудачи, невыполнения мечты, истинно верующий в предопределение произносит: «Да дарует мне Всевышний лучшее, более достойное, чем это». Те же, кто не верует в предопределение, для которых вся суть жизни заключается лишь в обогащении, сокрушаются при неудаче: «Ах! Как жаль! Ну почему так случилось?» И если все заканчивалось лишь сожалением, они начинают искать виновных в своих неудачах, отчаиваются, теряют интерес к жизни.
Вера в предопределение воспитывает в человеке смелость и решительность
Верующий в то, что все происходит лишь по предопределению Всевышнего, бывает решительным и смелым. Он проявляет отвагу при защите Родины, религии и народа от любого врага, посягнувшего на самое святое в его жизни. Он знает, что его смерть будет по предопределению Всевышнего Аллаха. Поэтому он говорит: «Я умру в то время и там, где предопределено мне Всевышним. И смерть меня может постигнуть если не на поле брани, то дома, когда я буду лежать в теплой постели». И отважно набрасывается на своего врага.
Перед совершением какого-либо благого деяния, верующий в предопределение, делает все от него зависящее для достижения своей цели. Сделав все необходимое он, уповая на Всевышнего Аллаха, говорит: «Мне будет даровано то, что предписано Всевышним. Судьбу не обманешь».
Таким образом верующиему в предопределение не бывает свойственно малодушие и трусость.
Вера в предопределение воспитывает в человеке качество довольствия малым и защищает его от такого порочного качества, как зависть
Человек, верующий в то, что удел каждого определен Всевышним Создателем, с ответственностью подходит к выполению своих обязанностей, после чего довольствуется тем, что бывает даровано ему Всевышним. К тому же он не прельщается тем, что принадлежит другим и его не разъедает зависть.
Вера в предопределение воспитывает в человеке системность и ответственность
Видя, что всему в мире свойственна систематичность, человек, верующий в предопределение, старается все делать правильно, заранее планировать свои действия. И в дальнейшем все это перерастает в его личностные качества.
[1] «Ан-Ниса», 79 аят.