Всевышний Аллах – истинный Обладатель всех совершенных качеств. Все Его качества не знают границ. Они не появились позже и они вечны.
Изящность и великолепие созданий – признак бесподобной красоты Всевышнего Создателя.
Любое создание указывает на неподрожаемое совершенство мастерства Всевышнего Аллаха и на Его могущество.
Жизнь созданий указывает на то, что Всевышний Аллах – Живой.
Достаточность в пропитании всего живого говорит о том, что Всевышнему присуще качество «Ар-Раззак». Ар-Раззак – Дающий пропитание.
Не может быть, чтобы наш Всевышний Властелин, который даровал человеку знание, право выбора, силу и жизнь, не владел знанием и могуществом, чтобы Он не был Всесильным, и чтобы Он не был Живым.
Качеств субути, присущих Всевышнему Аллаху, восемь. Это:
1. Хаят.
Хаят – быть живым.
Всевышний Аллах – Живой. И Он – вечен.
Не вызывает сомнения, что Вечный и Всевышний Аллах дает жизнь всему, оживляет мертвую почву, и наделяет жизнью все создания в природе. И это качество не на минуту не покидает Всевышнего Аллаха. Ведь Его совершенство напрямую связано с вечным существованием. И антоним «вечной жизни» – смерть, в корне противоречит бытию Всевышнего Аллаха.
Качество Всевышнего Аллаха «Хаят» напрямую связаны с такими Его качествами, как `Ильм (Знание), Ирада (Воля), Кудрат (мощь, могущество) и др. Так как понятно, что мертвому не присущи такие свойства, как знание, желание и созидание.
Мы сказали, что наш Всевышний Властелин Живой и Вечный. И не может быть так, чтобы что-либо неодушевленное вдруг, без вмешательства извне, стало живым. Из этого следует, что Всевышний Создатель является истинным Властелином всего, чему Он дарует жизнь. И Он является источником существования всего живого.
Относительно этого, в 58-ом аяте суры «Аль-Фуркан», сказано:
﴿وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لَا يَمُوتُ﴾
«Уповай же на Вечно Живого, который не умирает».
2. `Ильм.
`Ильм – знание.
Знание Всевышнего Аллаха не ограничено, подобно знанию созданий, и не приобретались позже.
Знание Всевышнего безгранично и оно не нуждается в инструментах и вбирает в себя все. Да, Всевышний Аллах знает все. Его знание охватывает явное и сокрытое. Ему известно общее и частное. Всевышнему ведомо будущее, подобно тому, как Ему ведомо все о прошлом. Он знает все о том, что сокрыто в недрах земли, а также что есть на небесах. Всевышний видит все, видимое и невидимое. И Его знания не были приобретены Им посредством учебы и получения знания. Ведь Его знания не знают начала – Азали. По этой причине для знания Всевышнего Аллаха нет различия между большим и малым, явным и сокрытым. Ничто не может быть вне знания Всевышнего.
В Священном Коране, относительно этого, сказано:
﴿وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَا إِلاَّ هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلاَّ يَعْلَمُهَا وَلاَ حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الأَرْضِ وَلاَ رَطْبٍ وَلاَ يَابِسٍ إِلاَّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ﴾
«И у Него ключи к сокровенному! Знает о них только Он. Знает Он то, что на суше и в море. И даже лист с дерева не падает без его ведома. И нет ни зернышка во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чем бы не было сказано в ясной книге».[1]
Да, ничто не может быть вне знания Всевышнего Аллаха. Да это и невозможно. Ведь не может быть Аллахом то, чье знание неспособно охватить все создания и находится в неведении о их состоянии. Оно не может создать прекрасный и изящный мир, и то что в нем. К тому же оно, по причине своего незнания, не может управлять бесчисленными созданиями, у которых, к тому же, различные нужды.
Всевышний Аллах дает необходимое пропитание плоду, который находится во чреве матери. После появления на свет младенец питается молоком матери, которое является следующим даром Всевышнего Создателя. И через молоко ребенок получает необходимые для своего существования и роста витамины. Разве это не может служить доказательством безграничного знания Всевышнего, Которому ведомо, в чем нуждается новорожденный младенец? Может ли даровать Аллах младенцу необходимое пропитание, не зная о потребностях его организма?
Дивная, не знающая изъянов система всего мироздания, его изящество и красота является доказательством безграничного знания Всевышнего Аллаха, которое охватывает в этом мире все и вся.
Истинно верующий во всезнание Всевышнего Аллаха задумывается о каждом своем шаге, о каждом своем действии. Прежде чем сказать что-либо, он взвешивает каждое свое слово. Он не думает плохо о других и никому не вредит. Не совершает зло и не преступает черту.
Верующий в безграничность знания Всевышнего Создателя, утвердив в своем сердце чувство того, что Всевышний Аллах знает о каждом его действии, о каждой его мысли, никогда не будет противиться Его приказам и не будет нарушать запретов Господа своего. Даже если он будет находиться в уединении. Именно такие верующие удостаиваются самых высоких степеней в глазах Всевышнего, а также заслуживают доверие общества.
3. Самг.
Всевышний Аллах видит и слышит не подобно нам,
посредством глаз и ушей.
Абай
Самг – слышать.
Для того, чтобы слышать Всевышний Аллах не нуждается, подобно нам, в каком-либо органе, инструменте, причинах или же посредниках.
Да, Всевышний Создатель все слышит и знает обо всем. То, что Всевышний Аллах слышит что-либо одно, не может быть преградой тому, чтобы Он слышал все обо всем.
Подобно другим качествам, присущим Всевышнему Аллаху, качество «самг» было присуще Ему изначально. К тому же это качество Всевышнего Аллаха ни в коей мере не схоже с качеством «слышать», свойственным созданиям. Так как все создания слышат посредством какого-либо органа или же инструмента. Всевышний же, напротив, для того чтобы слышать, не нуждается в какой-либо причине или же инструменте. И по этой причине ни один звук в этом мире, явный или скрытый, не может остаться не услышанным Всевышним.
Всевышний Аллах внимает обращениям Своих рабов, слышит все их зикры (поминания) и молитвы. И то, что Всевышний Аллах, согласно Своей безграничной мудрости, отвечает на их обращения, является доказательством того, что Он слышит их.
Такая противоположность совершенному качеству Всевышнего Аллаха «самг», как глухота, плохой слух не свойственны Всемогущему Создателю. Ведь Он пресвят от всякого вида недостатков.
4. Басар.
Басар – видеть.
Всевышний Аллах видит в соответствии Своему величию и безграничию.
Всевышний Создатель видит все без каких-либо ограничений, без каких-либо инструментов и приспособлений. Это качество Всевышнего Аллаха, подобно другим Его качествам, совершенно.
Видение Им чего-либо не может быть преградой видению Им других Его созданий.
Ничто не может быть скрыто от взора Всевышнего, ни атом, ни другие компоненты.
Для взора Всевышнего Аллаха нет различия в явном и скрытом, светлом и темном, большом и малом, а также в близком и далеком.
В Священном Коране сказано:
﴿إِنَّ اللَّهَ َيَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾
«Воистину, Аллах ведает сокровенное на небесах и на земле, и Аллах видит то, что вы вершите».[2]
5. Ирада.
Ирада – воля, желание.
Воля и желание Всевышнего Аллаха – азали. И оно не знает преград. Все волеизволения Всевышнего претворяются в жизнь. Все мироздание не в состоянии сделать что-либо без соизволения на то Всевышнего. И никто не может быть преградой Его воле.
Миллионы виды творений, созданных из ничего, с присущими лишь им особенностями, являются доказательством безграничной воли Всевышнего Создателя.
Весь растительный мир, бесчисленное количество деревьев, миллионы виды цветов и растений, различные овощи и фрукты, питаются одной водой, произрастают из одной почвы, дышат одним воздухом, согреваются одним солнцем. Но, не смотря на это, они различаются по цвету, запаху и вкусу. Разве это не является доказательством безграничной воли Всевышнего?
Всевышний Творец создает все по Своей воле в то время и в том виде, в котором Он желает. И в воле Всевышнего изменить то или иное создание или же заменить его другим.
По воле лишь Всевышнего кто-то становится богатым, а кто-то живет в нищете. Кто возвышается, а кто-то лишается чести.
Если говорить языком Корана, то:
﴿قُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاء وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاء وَتُعِزُّ مَن تَشَاء وَتُذِلُّ مَن تَشَاء بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ﴾
Скажи: «О Аллах! О Властелин царства! Ты даруешь владычество, кому пожелаешь, и отнимаешь владычество, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей деснице – благо. Воистину, Ты над всем сущим властен».[3]
6. Кудрат.
Кудрат – могущество.
Наш Всевышний Создатель является обладателем безграничного и вечного могущества.
По своей воле Всевышний Аллах может создать весь мир или же уничтожить его.
Могущество Всевышнего Аллаха не имеет начала и оно вечно.
Могуществу Всевышнего безразлично что создавать, невидимый для невооруженного глаза атом или же миллионы галактик, с их бесчисленными звездами. По этой причине все в этом мире, земля, солнце, луна, множество звезд, все создания, подчинены могуществу Всевышнего Аллаха. И каждое небесное тело, подчиняясь безграничному могуществу Всевышнего Создателя, движется по определенной траектории, не смея нарушить удивительную гармоничность Вселенной.
Нет сомнения в том, что верующий, который уверовал в безграничность могущества Всевышнего Аллаха, будет, возвеличивая Его, преклоняется перед Его бесподобным величием. Лишь истинно верующий способен восхищаться бесподобным могуществом Всевышнего Творца и благоговеть перед Ним, в результате чего он будет стремиться выполнить все требования своего Создателя и остерегаться всего запретного. И все это верующий будет делать лишь ради лика Всевышнего. Ведь верующий знает, что достигнуть всего заветного можно лишь удостоившись довольства Всевышнего Создателя. И что благодаря лишь безграничному могуществу Всевышнего он будет способен достичь намеченной цели.
7. Калям.
Калям – обладать речью, умение говорить.
Всевышнему Аллаху изначально было свойственно говорить. Калям - это качество присущее Всевышнему Аллаху, не появилось позже. К тому же для того, чтобы говорить Всевышний не нуждается в звуках и буквах.
Всевышний Творец, согласно Своему безграничному величию и могуществу, доводит свои слова до ангелов. Все Писания и откровения, ниспосланные пророкам, являются доказательством и выражением на земле данного качества Всевышнего Аллаха.
8. Такуин.
Такуин – сотворение чего-либо из небытия или же создание чего-либо из того, что уже существует.
Сотворение Всевышним Аллахом всего мироздания, сотворение Им, согласно Его безграничной мудрости, совершенных творений напрямую связано с качеством «такуин». Бесчисленные творения этого мира – явное доказательство этому.
Все творения Всевышнего Аллаха появляются в мгновение ока. Ведь Всевышнему стоит лишь приказать: «Свершись»,-и оно свершается».[4]
Жусуп Баласагун, в двух строках, смог дать описание качеству «такуин»:
Он пожелал, и сотворил создания,
Сказав: «Свершись!», - Он сотворил все мироздание.