Качества сальби, присущие Всевышнему Аллаху
Качества сальби, присущие Всевышнему Аллаху
10 лет назад 4164
Кайрат Жолдыбайулы

Обладателем этих качеств является лишь Всевышний Аллах. И никто, кроме как Всевышний, не может быть охарактеризован ими. К тому же созданиям присущи качества, которые противоречат качествам сальби.

Есть пять качеств сальби:

1. Аль-Кидам.

Это означает, что у существования Всевышнего Аллаха нет начала. Это качество Всевышнего Аллаха указывает на то, что до Всевышнего Создателя не существовало небытия. Не было времени, периода, даже мгновения отсутствия Всевышнего. Такие понятия, как «время», «период» создал сам Всевышний Аллах. Так как все, кроме самого Всевышнего Аллаха, появилось после, в результате Его безграничного могущества и бескрайнего желания, которое не знает преград.

Да, у существования Всевышнего Аллаха нет начала. Напротив, именно Он является единственным началом всего мироздания, созданного Им позже.

Качество «худус», то есть появление после, по своему смыслу противоречит качеству «кидам». И такое качество никак не свойственно Всевышнему Создателю. Ведь если предположить, что Всевышний Аллах появился после, то должен быть тот, кто создал Его, а также тот, кто создал Его - Создателя. И эта цепочка не знала бы конца. Но так не может продолжаться бесконечно. К тому же это противоречит логике.

2. Аль-Бакаа.

Аль-Бакаа – тот, у которого нет конца, окончания. То есть, вечный. Это качество Всевышнего указывает на то, что Всевышний Аллах – вечен. И Его бытию нет конца.

Наподобие того, как нет начала существования Всевышнего, также нет конца Его существования. Он – Вечный. По этой причине не может быть времени, периода, и даже мгновения Его отсутствия.

Исчезновение всего мироздания по истечению определенного периода времени является признаком того, что Всевышний Творец,  который сотворил все мироздание – вечен.

3. Аль-Уахдания.

Аль-Уахдания – один, единственный, единичный. Всевышний Аллах один, единственный, в Своей сущности, во всех Своих качествах и в Своих творениях. И у Него нет издольщика и сотоварища, равного Ему. Всевышний Аллах пречист от увеличения, уменьшения, объединения, разделения и отделения. Так как все это присуще созданным впоследствии созданиям. Всевышнему Аллаху не свойственен такой недостаток. Ведь Он – Величественный. И лишь Он является первопричиной всех причин. Всевышний Аллах бесподобен в сотворении всех созданий, в их воскрешении, в лишении их жизни, в предоставлении удела всему живому и не живому и т.п.

Связь всего мироздания, взаимосвязь всех творений между собой указывает на  наличие единственного  Творца. К примеру, для создания лишь одного яблока следует обладать могуществом, способным создать все мироздание. Значит тот, кто создал яблоко, тот и создал почву для его произростания, минералы в нем, солнце, размеры, превышающие размеры земли в миллионы раз, воздух и воду, этим создателем должен быть Аллах. И Он тот, кто создал солнце и все планеты солнечной системы. Тот, кто создал солнце, должен быть тем, кто создал наши глаза. Ведь если бы Он создал наши глаза и не создал свет, то наши глаза не могли бы видеть. Могли бы видеть наши глаза, если атомы глазных клеток не были созданы совместимыми с солнечным светом?

Сотворил человека и даровал ему способность вкушать и чувствовать вкус тот, кто создал все фукты и овощи, даровав при этом каждому из них неповторимый, свойственный лишь ему вкус.

Женщину создал тот, кто сотворил мужчину. И Он сделал так, чтобы они гармонировали друг с другом и притягивались друг к другу.

Да, все мироздание, каждая ее часть, подобно органам человеческого тела, находятся в тесной связи друг с другом. Все это напоминает целостность одного организма. Поэтому отклонение одной части мироздания влияет на ее другие части. Если так, то Создатель, который сотворил все мироздание и управляет им – Един.

Сходство всех созданий друг с другом доказывает, что все они сотворены одним Создателем. В качестве примера можно привести схожесть органов тела человека и животных, электроны вокруг ядра атома, а также множество систем, подобных солнечной. Все это указывает, что Создатель всего мироздания – Один.

Удивительная и гармоничная система мира указывает на неоспоримую истину существования Всевышнего Создателя. Если бы существовали другие боги, кроме Всевышнего Аллаха, то все пришло бы в хаос. Если допустить существование множества богов, то один из них, к примеру, пожелал бы, чтобы земля кружилась вокруг солнца, а другой захотел бы, чтобы было наоборот. Невозможно представить, чтобы противоречивые желания двух богов претворялись в жизнь одновременно. В этом случае нарушилась бы гармоничность всей мировой системы. В Коране относительно этой истины сказано:

﴿لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّهُ لَفَسَدَتَا﴾

«На земле и в небе наступил бы хаос, если бы на них были другие божества кроме Аллаха».[1]

Если желания двух богов относительно чего-либо сходятся и они согласятся между собой, то это указывает на ограниченность их воли и желания. Значит они не в состоянии сделать что-либо, что противоречило бы желанию обратной стороны. А это является проявлением слабости и зависимости. И тот, чьи возможности ограничены и кто зависит от воли кого-либо, никак не может быть Аллахом.

Невозможно представить, чтобы в одной школе были два директора, в одном городе – два акима, в одном государстве – два президента. Так как никто не хочет, чтобы кто-либо посторонний вмешивался в его дела и не желает себе другого сотоварища.

Если таков порядок людей, созданий с ограниченными желаниями и возможностями, то может ли быть так, чтобы Всевышний Аллах, будучи Создателем всего мира, возжелал, чтобы кто-либо был сотоварищем в деле правления созданиями, чтобы кто-то сравнился с Ним в его величии и могуществе? Конечно же, не возжелал бы! Ведь истинный Аллах не преклоняется ни перед кем и не подчиняется кому-либо. Да и никто не в состоянии сравниться с Ним в царствовании и в правлении миром.

 

4. Аль-Мухаляфатуль лил-хауадис.

Аль-Мухаляфатуль лил-хауадис – не схожий с тем, что было создано после.

Это качество Всевышнего Аллаха указывает на то, что Он ни в коей мере не схож ни с одним из созданных Им творений. И ни что из созданных, ни в коей мере, не схоже с Ним.

Весь этот мир, все творения в нем имеют начало и конец. Всевышнему Аллаху это не свойственно. Все, кроме самого Всевышнего Аллаха, было сотворено им позже. И Всевышний Творец не похож ни на одного из своих творений. Он иной в Своей сущности и в Своем величии. Поэтому ученые, обращая наше внимание на бесподобность Всевышнего Аллаха, говорят: «Каким бы мы не представляли Всевышнего Аллаха, в соответствии с нашим разумом, воображением, уровнем мышления, Он все равно иной». Ведь все было создано Всевышним  позже. И все созданное, будучи зависимым от таких особенностей, как тело, вид, время и место, все время меняется, переходит в другое состояние, бывает похожим на другое создание. В конце концов все созданное тленно.

Да, все сотворенное   ощущает нужду во многом. Каждое творение, согласно своей природе, нуждается в рождении, в развитии, во времени и месте, в питании, в движении, в печали и в радости, в передышке и т.п. Всевышний же Аллах ни в чем не нуждается. Напротив, все в этом мире нуждаются в Нем. Ведь Всевышний Аллах был еще тогда, когда ничего не было. Потому, что нет начала существования Всевышнего. Ведь Он – азали. И у Него нет конца. Ведь Он – Вечный.

Всевышний Аллах не имеет подобных Себе. К тому же Он – безграничен. Поэтому мы не в состоянии полностью познать и понять Его. Ведь мы в состоянии понимать и познавать что-либо лишь в сравнении с ранее увиденным и пережитым.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌُ﴾

«Ничто не сравнится с Ним».[2]

﴿ وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ﴾

«И нет никого, равного Ему».[3]

 

5. Киям би нафсихи.

Киям би нафсихи – существование независимо от чего-либо.

Для своего существования Всевышний Аллах не нуждается в каком-либо создателе, в определенном месте и времени или же по какой-либо причине. Если бы для своего существования Всевышний Аллах нуждался в какой-либо причине, тогда Он был бы не Создателем, а созданием. И то, что Всевышний Аллах, одновременно, был и Создателем, и созданием, противоречит разуму.

Существование Всевышнего Аллаха не является результатом влияния извне. Ведь Всевышний есть изначально. Он – Азали. То есть, Он Тот, Кто не был создан.

Всевышний Аллах ни в чем не нуждается. Напротив, все творения нуждаются во Всевышнем. Если бы Всевышний Аллах хотя бы на миг прервал Свою связь с этим бескрайним миром, то все пришло бы в хаос. Вся система пришла бы в беспорядок.

В 15-ом аяте суры «Аль-Фатыр» Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ

«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах [ни в чем] не нуждается, и Он – хвалимый».



[1] «Аль-Анбия», 22.

[2] «Аш-Шура», 11.

[3] «Аль-Ихлас», 4.

0 комментариев