Закят- Третий столп Ислама
(НАЛОГ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ)
Это Предписание было ниспослано Всевышним Аллахом во второй год Хиджры в месяц Рамадан. Предписание будет считаться выполненным, если мусульмане обоего пола, имеющие соответствующий достаток, выплатят один раз в год по лунному календарю (354 дня) определённую сумму денег (одну сороковую часть), или указанную шариатом часть урожая, называемую "Ушр", определённой категории нуждающихся мусульман с намерением выплаты закяата. Минимальным соответствующим достатком (Нисаб), с которого мусульманин обязан выплачивать закяаат, является обладание им сверх имеющегося долга, и сверх необходимого для нужд собственной семьи ценностей на сумму, соответствующему 20-ти мискалям золота (96 гр.) или 200-там дирхемам серебра (672 гр.) в течение одного года лунного календаря (354 дня). Здесь имеется в виду, что общая стоимость 96-ти гр. золота и 672-х гр. серебра - одинакова. Так как в мазхабе Ханафи 1 гр. золота условно приравнивается к 7-ми граммам серебра.
В книге "Дурр-уль-мухтар" Алауддина Хаскафи (ум. в 1088/1677) говорится:
"При определении исходного достатка для уплаты закяата в соответствии со стоимостью серебра, необходимо использовать стоимость дирхема, соответствующего шариату. Хотя, некоторые учёные склонялись к тому, что можно использовать и обычный дирхем, имевший или имеющий хождение в данной местности".
Ибн-и Абидин (1198-1252/1784-1836) в своих комментариях к этой книге "Редд-уль-мухтар аля-д-Дурр-уль-мухтар" пишет:
"Да, были учёные, допускавшие возможность использования разных дирхемов при подсчёте. Но это вовсе не значит, что учитываемый дирхем может быть легче тех 3-х разных дирхемов, которые имели хождение при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха. … Большинство учёных мазхаба Ханафи предлагают использовать при подсчётах дирхем времён Посланника (меиб), который соответствовал 14-ти каратам. Моё мнение такое же, - при выявлении Нисаба в подсчётах использовать дирхем, соответствующий четырнадцати каратам (1 дирхем = 14-ти каратам). К такому выводу я пришёл в результате исследований работ по фикху и старых и новых авторов".
По мазхабу Ханафи:
1 мискаль равен 20-ти каратам.
1 карат приравнен к 5-ти сушёным, очищенным зёрнам ячменя, с отрезанными концами, общий вес которых составляет в среднем 0,24 грамма. (Вес определён опытным путём).
1 мискаль равен 100 зёрнам ячменя или 4,8 грамма (100: 5 х 0,24 = 4,8).
Отсюда следует, что исходные 20 мискалей, будут равны 96 граммам. (20 х 4,8 = 96 гр.). [При переводе их в рубли, исходят из современной реальной рыночной стоимости драг. металла. Например, в ювелирном магазине 1 грамм золота стоит 250 руб. Но на комиссию от вас примут 1 грамм только за 90 рублей. Стало быть реальная стоимость одного грамма золота для вас - 90 рублей. Исходя из этого, минимальным достатком (Нисабом), с которого необходимо уплатить закяат будет: 96 умножаем на 90 = 8640 рублей. Итак, если в течение года при стоимости 1-го грамма золота в 90 р. у вас будет ценностей на сумму 8640 руб. и более, сверх необходимых для нужд вашей семьи и сверх вашего долга, то с этого имущества надо выплатить закяат в сумме 2,5 %. Предположим, что в течение года у вас было ценностей на сумму 8640 р. Делим эту цифру на сорок и получим сумму, которую вы должны выплатить в качестве закяата: 8640 : 40 = 216 рублей = сумма вашего закята. Если же например, в течение года вы хранили 2500 долларов, то сумма вашего закяата составит: 2,500 : 40 = 62,5 доллара. Если вы хотите эту сумму отдать в соответствующих рублях, то надо будет отдать сумму, на которую можно купить эти самые 62,5 доллара. Предположим, что 1 доллар в данное время можно купить за 25 рублей, тогда сумма вашего закяата в этом случае составит: 62,5 х 25, получим 1562 руб 50 копеек.]
Вес серебра, стоимость которого также может являться исходной суммой достатка сверх необходимого и служит определением для уплаты закяата в мазхабе Ханафи, составляет 200 дирхемов или 672 грамма. Давайте проследим, откуда берётся именно этот вес:
По мазхабу Ханафи
-1 дирхем = 14 каратам, или 70-ти зёрнам ячменя. Учитывая, что вес одного карата по мазхабу Ханафи составляет 0,24 грамма, умножим 14 на 0,24 гр. и получим - вес 1-го дирхема = 3,36 грамма. Далее, умножив 200 дирхем на 3,36 гр. получим 672 грамма.
Все средства, с которых уплачивается закяат, должны быть собственностью плательщика. То есть, должны быть заработаны дозволенным способом - "Халял". Деньги или имущество, полученные путём захвата, кражи, взятки, продажи спиртных напитков и т.п. не являются собственным имуществом и не может быть использовано не только в качестве закяата, но и для собственных нужд.
На эти средства нельзя строить мечеть и использовать для других добрых дел. С этих средств не предписано отдавать закяат. Напротив, если известны настоящие хозяева или же наследники хозяев этих средств, то непременно надо вернуть чужое имущество. Если хозяева не известны, то можно раздать бедным. Но, если потом всё-таки хозяева объявятся, то надо будет вернуть им похожую вещь или возместить убытки другим способом. Не отдаётся закяат и с денег заработанных, но ещё не полученных на руки. Если вам не выплачивали определённую сумму в течение 2-х лет или более, то после получения денег, вы выплачиваете закяат за все пропущенные годы. По мазхабу "Ханафи" выплата закяата Предписана каждому мусульманину при достижении совершеннолетия. Совершеннолетним в Исламе становится дееспособный подросток, достигший половой зрелости(мальчики достигают пол. зр. от 12 до 15 лет; девочки - от 9 до 15 лет).
Закяат считается отданным тогда, когда бедняк получил этот закяат в собственность. То есть, надо отдавать в руки бедняка. Если попечитель будет кормить дееспособного сироту, то эти затраты не будут считаться закяатом. Вот если он даст эти деньги ему в руки, или же купит ему одежду, то тогда эти затраты будут считаться закяатом. Если же попечитель будет кормить недееспособного бедняка вместе с этим сиротой, то в этом случае расходы могут считаться закяатом.
Попечителем считается в данном случае человек, на которого оставил ребёнка его отец, или которого назначили судебные органы. Обладая правом брать подарки для сироты от других мусульман, попечитель может и на свои деньги покупать что-либо и отдавать сироте в виде закяата. Другим беднякам давать закяат таким образом нельзя. Имам Нэсефи Омар (ум. в 537/1143) в своей книге "Захира" пишет, что не будет считаться закяатом, если какой-либо богатый мусульманин на свои деньги организует раздачу пищи беднякам.
Так же нельзя считать закяатом раздавемое беднякам мясо жертвенного животного в праздник Курбан. Об этом сказано в книге "Фатава-и Беззазиййа" имама Кердери (ум. в 827/1424) и в сборнике "Фатава-и Хиндиййа" Алемгира - М. Эвренкзиба (ум. в 1118/1707). В книге "Изах" говорится, что закяат, предназначенный для подростка или для недееспособного бедняка, можно отдавать их попечителям.
Во всех 4-х мазхабах имущество, с которого предписано давать закяат делится на 4 вида: (дәлее...)