Эта тема очень важна на сегодняшний день. Важность не в самом вопросе «Где Аллах?» и в ответе на него, потому как данный вопрос и ответ на него не являются обязательным для каждого. Но у человека должна быть правильная акыда (вероубеждение), то есть если речь пошла о каком-то вопросе веры, человек должен знать правильный ответ на него.
Человек может день и ночь поклоняться Аллаху, однако если убеждения у него ошибочные и заблудшие, то не будут приняты его деяния и поклонения.
Раз такой вопрос поднимается некоторыми из мусульман, учёные и талибы (студенты) обязаны указать людям на правильное мнение в соответствии с Кораном, сунной и мнением истинных ученых нашей общины. Иначе мусульманская община впадёт в заблуждение в таких важных вопросах и будет поклоняться не тому «богу», которому нужно поклоняться, а кому-то, кто соответствует их фантазиям.
Итак, существует вопрос: «Где Аллах?»
Мнение истинных учёных о приписывании Аллаху места, формы и т.п.
Конечно, большинство истинных учёных саляф не комментировали вопросы, связанные с иносказательными аятами Корана, а верили в них как есть, не придавая места и образа Аллаху. Об этом же пишет Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах):
إنما نسلك في هذا المقام مذهب السلف الصالح مالك والأوزاعي والثوري والليث بن سعد والشافعي وأحمد وإسحاق بن راهويه وغيرهم من أئمة المسلمين قديما وحديثا وهو إمرارها كما جاءت من غير تكييف ولا تشبيه ولا تعطيل
«Поистине, в этом вопросе мы следуем пути саляфу салих, таким, как имам Ма-лик, аль-Авзаи, ал-Ляйс бин Саад, имам аш-Шафии, имам Ахмад, Исхак бин Рахувия и другим (да смилуется над ним Аллах). Они веровали в такие предания так, как те дошли до них: без придания образа, без уподобления и без отрицания (того, что пришло в предании)…» (в книге «ат-Тафсир», толкование сура «аль-Хадид»).
Величайший имам, мухаддис, факих, основатель мазхаба (правовая школа) Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ولقاءُ الله تعالى لأهلِ الجنة حقٌ بلا كيفيةٍ ولا تشبيهٍ ولا جهةٍ
«Встреча Аллаха с обитателями Рая — это истина, которая будет происходить без образа, подобия и сторон». В книге «аль-Васийя».
Также имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) пишет:
ونقِرُّ بأنَّ اللهَ سبحانه وتعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا
Смысл: «Мы признаем, что Аллах Истава «استوي» над Троном, но без нужды в нем (в Троне) и без утверждения на нем. Он хранитель Трона и не только Трона, и без нужды в нём. Если бы Он (Аллах) был нуждающимся, то не был бы в силе сотворить Мир и управлять им как сотворённым. Если Аллах нуждался бы в сидении и установлении, то где же Он был до сотворения Трона?! Аллах Превыше всего, что приписывают Ему, и Велик» (см. книгу «ар-Рисаля»).
Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) еще пишет:
قلتُ أَرَأَيْت لو قيل أَيْن الله تَعَالَى ؟ فقال يقال له كان الله تعالى ولا مكان قبل أَنْ يخلُقَ الخلقَ وكان اللهُ تعالى ولم يكنْ أَيْنَ ولا خلقٌ ولا شيْءٌ وهو خالق كلِّ شيْءٌ
«Я сказал: «Что ты (то есть тот, кого спросили) ответишь, если спросят тебя «Где Аллах?». Тот ответил: «Ему (тому, кто спросил) необходимо ответить: «Был Аллах, и не было места, пока Он не создал творения, и был Аллах, и не было «Где» и не было творений, и не было ничего, а Он – Творец каждой вещи» («Аль-Фикхуль Абсат»).
Подобное мнение было и у имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), которое он написал в своей книге «ар-Рисаля» (стр. 7-8), и имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), которые сказали:
«Мы не говорим о том, что у Творца есть направление» («Дафу шубухат» Ибн Джаузий аль-Ханбалий).
Ученый Ислама, шейх Абдуль-Кахир Аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ , وقد قال أميرُ المؤمنينَ عَلِيٌّ رضي الله عنه : "إنَّ اللهَ تعالى خلَق العرْشَ إظهاراً لِقُدْرتهِ لَا مكاناً لذاته" وقال أيضاً : قد كان ولا مكانَ وهو الآنَ على ما كان
«Единодушны (ученые) в том, что Его не окружает место и не проходит время для Него в отличие от тех, кто это оспаривает, таких, как хишамиты и карамиты, что Он (Аллах) касается Арша (то есть воссел на него). Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Аллах сотворил трон, выявляя Свою мощь, а не (выявляя) место Себе», также сказал: «Воистину, Он существовал, и не было места, и теперь Он как был (так и остался, не изменился)» («аль-Фарк байналь-фирак»).
Имам аль-Харамайни Абуль-Маали аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах) сказал:
مذهبُ أهلِ الحقِّ قاطِبةً أنَّ اللهَ سبحانه وتعالى يتعالى عن الحيِّزِ والتخصُّصِ بالجِهاتِ
وذهَبتِ الكرَّامية وبعضُ الحشويَّةِ , إلى أنَّ الباريَ - تعالى عن قولهم - متحيِّزٌ مختصٌ بجهةِ فوقٍ , تعالى الله عن قولهم
«Мазхаб (школа, путь) людей [придерживающихся] истины, абсолютно един: что Аллах чист от ограничения в пространстве и обособления места. Карамиты и некоторые хашавиты придерживаются того, что Аллах Всевышний ограничен в пространстве и обособлен верхней стороной (то есть наверху). Аллах превыше их слов (лжи)» («аль-Иршад», 39).
Ибн Нуджейм аль-Мисри в главе «Положение вероотступников» сказал:
فإن قال الله في السماءِ فإن قصد حكايةَ ما جاءَ في ظاهرِ الأخبارِ لا يكفُر وإن أرادَ المكانَ كفَر , وإن لم يكن له نيةٌ كفَر عند الأكثر , وهو الأصحُّ وعليه الفتوى
«Если передающий хадис сказал: «Аллах в Небе», но этим он желал просто передать цитату (из иносказательного аята или хадиса), который в буквальном переводе звучит так, но не приписывает Всевышнему место и не комментирует предание, то он не впадает в неверие. Если же он желал установить место (приводя цитату из Корана и сунны, как довод), то он впадает в неверие. А если он не имел подобного намерения, то, по мнению большинства ученых, он стал неверным, и это более весомое слово, и на нем основывается фетва» («аль-Бахру ар-раик Шарху Канзи ад-дакаик», 5 том, 202-203 стр.).
Это же мнение приводит в своей книге «Маджмау аль-анхур фи Шархи Мультакъ аль-абхур» ханафитский ученый Шейх Заде Абдуррахман бин Мухаммад бин Сулейман. Также оно приводится в книге «Аль-Фатава аль-Хиндийя», собранной более чем двадцатью ханафитскими учеными из Индии. Подобное решение приводится у большого ханафитского ученого Фахруддина Кази Хана в его известной книге «Фатава Кази Хан» в главе «Вероотступничество».
Хафиз Абу Бакр Аль-Байхаки аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) приводит от Абу Сулеймана Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) следующее:
وليس معنى قولِ المسلمينَ إنّ اللهَ استوى على العرشِ هو أنَّه مُمُاسٌّ له , أو متَمكِّن فيه, أو متَحيِّز في جهةٍ من جهاتِه , لكنَّه بائنٌ مِن جميعِ خلْقِه , وإنما هو خبرٌ جاء به التوقيف فقلنا به , ونفينا عنه التكييفَ , إذْ ليس كمثله شيء وهو السميع البصير
«В словах мусульман, что Аллах над Аршем, не подразумевается, что Он (Аллах) касается его (сидит) или что Он утвердился на нем, или что Он ограничен в пространстве в одной из сторон, однако Он (Аллах) отделен от всех Своих творений. Это то, что пришло в Шариате, и мы (также) говорим это и отрицаем придание образа Ему (Всевышнему), как пришло в аяте «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»» («Аль-Асмаъ ва ас-Сыфат», 369 стр.).
Хафиз Абу Бакр Аль-Байхаки аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) говорит:
في الجملة يجب أنْ يُعلمَ أنَّ استواءَ اللهِ سبحانه وتعالى , ليس باستواءِ اعتدالٍ عن اعْوِجاجٍ , ولا استقرارٍ في المكان , ولا مُماسّةٍ لشيءٍ مِن خلْقه , لكنَّه مستوٍ على عرْشِه كما أخْبرَ بلا كيف بلا أين بائنٌ مِن جميعِ خلقِه
«В общем, нужно знать, что «аль-Истива» Аллаха Всевышнего не является подобным выпрямлению искривлённого, или утверждением в местности, касанием к чему-нибудь из творений, однако Он (Аллах) «Истава» над троном, как об этом рассказал Он (Аллах), без формы, без «Где» и не прикасаясь к творениям» (см. книгу «аль-Итикад»).
Кади Абу Бакр Аль-Бакилляни аль-Маликий (да смилуется над ним Аллах) сказал:
فَإنْ قال قَائِلٌ : أين هو ؟
قِيل له : الأيْنُ سُؤالٌ عن المكان , وليس هو مِمَّن يَجُوز أنْ يَحوِيَه مَكانٌ ولا تُحيطَ به أقْطَارٌ
غير أنَّا نَقُولُ : إنَّه على عرْشِه لا على معنى كوْنِ الجِسمِ بالملاصقة والمجاورة , تعالى عَن ذلك عُلُوّاً كبيراً
«Если скажет говорящий: «Где Он (Аллах)?», пусть скажут ему: «где?» – это вопрос о месте, а в отношении Него (Аллаха) недопустимо охватывание местом, и не охватывают Его границы» («Тамхидуль аваиль фи тальхиси-ддалаиль»).
Кади Абдуль Ваххаб аль-Багдади аль-Маликий (да смилуется над ним Аллах) говорит:
واعلم أنَّ الوصْفَ له تعالى بالاستواءِ اتباعٌ للنصِّ ، وتسليمٌ للشرْعِ ، وتصديقٌ لما وصَف نفسَه تعالى به ، ولا يجوز أن يُثبَتَ له كيفيةٌ ؛ لأنَّ الشرْعَ لم يرِدْ بذلك ، ولا أخبرَ النبيِّ عليه السلام فيه بشيءٌ ، ولا سألتْه الصحابةُ عنه ، ولأنَّ ذلك يرجِع إلى التنقُّلِ والتحوُّلِ وإشغالِ الحيَّزِ والافتقارِ إلى الأماكنِ ، وذلك يؤُول إلى التجسيمِ ، وإلى قِدَمِ الأجسامِ ، وهذا كفرٌ عند كافَّةِ أهلِ الإسلام
وقد أجملَ مالكٌ رحمه الله الجوابَ عن سؤال مَن سأله : الرحمن على العرْش استوى , كيف استوى ؟ فقال : الاستواءُ منه غيرُ مجهولٍ , والكيْفُ منه غيرُ معقولٍ , والسؤالُ عنه هذا بدعةٌ , ثم أمَر بإخراجِ السائل
«Знай, что описание Аллаха Всевышнего «аль-Истива» означает следование контексту, полное следование Шариату и признание того, чем описал Аллах Себя. И нельзя утверждать форму (вознесения). Потому что Шариат не объяснил форму, и не рассказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) об этом что-либо, и не спрашивали его об этом сподвижники, потому что это приводит к переходности, изменчивости, заполнению пространства и к нужде в месте, а это (в свою очередь) приводит к телесности (приданию тела Аллаху) и предвечности тел. А это является неверием, по мнению всех мусульман.
Поистине, хорошо ответил имам Малик (да смилуется над ним Аллах) в ответе на вопрос спрашивающего, который прочитал следующий аят Малику: «Милостивый истава над Троном», – [и затем спросил у имама Малика смысл этого аята], каким образом Он истава? Он (имам Малик) ответил: «Истива (которое говорится в аяте) небезызвестно, а «как?» (в какой форме истава) не поддаётся разуму, вопрос об этом является новшеством, а уверовать (без придания формы и образа) является обязатель-ным». Затем он повелел вывести спросившего».
Кади Абу Яъля аль-Ханбалий (да смилуется над ним Аллах) говорит:
وَلا يجوز وصفُه بِأنَّهُ في كلِّ مكانٍ , ولا في مكانٍ
«Нельзя описывать Аллаха тем, что Он везде, и нельзя описывать тем, что в каком-то месте» (см. книгу «аль-Муътамад фи усули-ддин»).
Известный толкователь Корана Абу Музаффар аль-Исфарайини аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), рассказывая об акиде спасённой группы, пишет:
وأنْ تعلمَ أنَّه لا يجوز عليه الكيفيَّة والكمِّية والأيْنِيَّة ، لأنَّ مَن لا مِثلَ له لا يُمكِن أنْ يُقالَ فيه "كيف هو؟" ، ومَن لا عددَ له لا يُقال فيه "كم هو؟" ، ومَن لا أوَّلَ له لا يقال له "مِمَّ كان؟" ، ومَن لا مكانَ له لا يقال فيه "أين كان؟" , وقد ذكَرْنا مِن كتابِ الله تعالى ما يدُلّ على التّوحيد , و نفْيِ التّشْبيهِ , و نفْي المكانِ و الجِهَةِ , ونفْيِ الابْتِداءِ و الأوَّلِيَّة
وقد جاء فيه عن أميرِ المُؤمنِينَ عليٍّ رضِي الله عنْه أشْفَى البَيَانِ حِينَ قِيلَ له : "أين الله؟" , فقال : " إنَّ الذي أيَّنَ الأيْنَ لا يُقال له أيْنَ" , فقيل له : "كيف الله؟" , قال : "إنَّ الذي كيَّف الكَيْفَ لا يُقَال له كيْف
«…и чтобы ты знал, что нельзя придавать Ему (Аллаху) форму, количество, место, потому как о том, кто не подобен ничему, не спрашивают: «Как он?», о том, у кого нет количества, не спрашивают: «Сколько Его?», и про того, у кого нет начала, не спрашивают: «Откуда Он?», о том, у которого нет места, не спрашивают: «Где Он был?». Мы упомянули из книги Аллаха то, что указывает на единобожие и отрицание уподобления, отрицание места, отрицание стороны, отрицание начала и конца.
И дошло от правителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах), когда спросили его: «Где Аллах?», он ответил: «Поистине, о том, который сотворил «Где», не спрашивают «где Он?»». Тогда тот спросил: «Как Аллах (образ Его)?», он ответил: «Поистине, о том, который сотворил «образ», не спрашивают «какой образ у Него»».
Истинные ученые сунны, истинные праведные предки (саляфу салих) придерживались вышеприведённого мнения, они не погружались в глубокий смысл аятов и хадисов об атрибутах Аллаха и ничего недостойного не приписывали Ему.
Продолжение следует