Богатство – не цель,
Бедность– не позор.
Народная пословица
Мы ни на миг не должны забывать, что этот короткий бренный мир создан для человека в качестве большого «места испытания».
Кроме того, упуская из виду наступление Судного дня стараться найти ответ на эти вопросы в рамках коротких измерений этого бренного мира явилось бы пустыми хлопотами. В таких случаях наш вопрос, не найдя правильного ответа, остался бы как незаконченная книга или, как фильм, в котором не показана вторая часть и бесспорно находился бы в неполноценном положении.
Всевышний Аллах щедро наделяет некоторых своих рабов богатством, скотом, имуществом, а некоторым преопределяет быть бедными. К тому же мы не должны забывать о том, что знание, опыт и труд человека являются необходимыми причинами достижения им богатства.
Но для достижения богатства обладание этими качествами не достаточно. Так как Всевышний Аллах может и обделить богатством того, кто днем и ночью трудится не покладая рук и выполняет все условия и причины достижения богатства. То есть, следует учитывать и вопрос, связанный с предопределением и уделом.
Каждый человек, желающий жить в достатке, должен делать все необходимые действия для этого, а после чего должен довольствоваться своим уделом, дарованным ему Всевышним.
Мы не должны понимать, что богатство, дарованное Всевышним Аллахом, является лишь благом. На самом же деле и богатство и бедность, дарованные Свои рабам, являются лишь испытанием. В Коране сказано: «Ваши дети и имущество даны вам в качестве испытаний».[1]
Обогащение не означает достижения счастья. На свете немало тех, кто будучи богатыми, несчастливы. Немало и таких, кто кончает жизнь самоубийством. Сколько богатых людей жаждут хотя бы одного дня счастливой жизни бедняка. Есть и такие, кто ради этого готов отдать все свое богатство.Сколько богачей, вкушающих только деликатесы, обделены счастьем бедняка, который питается лишь черным хлебом и чаем без молока.
Но не стоит понимать, что бедность является прямой дорогой к счастью. По причине бедности в жизни встречается немало отчаявшихся людей. Из этого вытекает, что само по себе, ни богатство, ни бедность, не являются основными причинами счастья. Ведь человек не состоит лишь из желудка. Ему присущи душа, сердце, чувства, честь. На самом деле именно эти качества возвышают человека над другими созданиями. И без удовлетворения внутреннего мира счастье человека все равно изменчиво, а смех ложный, человек не может достичь истинного счастья, даже если он будет владеть всем миром.
На самом деле для того, чтобы не стать изгоем судьбы, человек должен смотреть не на тех, кто по уровню обеспеченности выше его, а на тех, кто ниже, должен довольствоваться малым и быть благодарным Всевышнему за свой удел. Например: любой человек может встретить того, чье материальное положение выше, чем у него. И тогда, несмотря на то, что он живет в достатке, он начинает завидовать, чувствовать себя обделенным, выражать обиду на Всевышнего. Тот же богач также может впасть в соперничество с другим более богатым человеком. И если бы они, хотя бы на миг, подумали о тех, кто менее обеспечен, чем они, и задумались бы о тех благах, которых они имеют, то не стали бы обижаться на Всевышнего Аллаха, напротив, они стали бы его благодарить.
В большинстве случаев бывает, что люди даже не в курсе о несравненном богатстве, которым наделил их Всевышний Создатель. Незрячий человек никогда не жалуется на тесноту своего дома. Все о чем он думает: «Ах, оказывается зрение – неоценимый дар Всевышнего. Ну почему я не знал об этом раньше?» И его обращения ко Всевышнему Аллаху сводятся лишь к одному - излечению от недуга зрения.
В голодный год люди мечтают лишь о куске хлеба, они не просят у Всевышнего золота, серебра или хорошую машину, а просят только его.
Значит бедность и богатство заперты в сундуке «довольствования малым», который покоится в глубинах человеческого сердца. Богатство и бедность, которые измеряются в сравнении с другими, они относительны.
В одном из своих изречений Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не смотрите на тех, кому дано много по сравнению с вами, а смотрите на тех, кому дано мало. Лишь тогда вы постигнете цену того, что даровано вам Всевышним».[2]В другом хадисе сказано: «Истинным богатством является не обилие имущества, а широта души и сердца ».[3]Тем самым Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил суть истинного богатства.
Да, «кана`ат» (довольствование малым) – неисчерпаемая сокровищница. Без этого качества человек никогда не сможет насытиться богатством. А все дело в том, что без «кана`ата» внутренний мир человека скудеет. А тот, кто довольствуется малым, будет довольным даже если сидит на черном хлебе. Потому, что богат его внутренний мир. Сказанное нами выше нашло точное отражение в притче Ибрая Алтынсарина «Сакип»: «Человек по имени Сакип прожил жизнь не накопив богатства. В конце концов он так обнищал, что у него не было даже сапог, по причине чего он вынужден был ходить босым. И когда его ноги были изранены камнями, он стал выражать недововльство.
По дороге ему встретился попрошайка, у которого не было обеих ног, он передвигался на костылях.
Увидя это Сакип воскликнул: «О мой Господь! Я каюсь перед Тобой за свое недовольство. Хвала Тебе! Ведь Ты сохранил мне ноги. Ведь если бы этот безногий бедняга вновь приобрел ноги, то для него было бы счастьем передвигаться даже босым».[4]
Будет неуместным задаваться вопросом: «Почему Всевышний Аллах не создал всех своих рабов одиноково богатыми?». Так как само создание состоит из системы позитива и негатива. В качестве примера можно привести минус и плюс в электричестве, негативные и позитивные течения облаков, мягкое и твердое, горячее и холодное, светлое и темное, мужчина и женщина и т.п. Благодаря такой противоположности в мире сохраняется удивительная гармоничность, восхитительная система. Если так, то и человечество, которое является составной частью мироздания, должно подчиняться закону противоположности. Лишь так сохраняется единство и гармоничность общества.
Лишь благодаря взаимопомощи каждая личность общества в состоянии удовлетворить свои потребности. Если все будут начальниками, тогда кто кем будет руководить и кто на кого будет работать?По этой причине кто-то должен быть начальником, кто-то рядовым служащим, кто-то врачом, а кто-то пациентом. Все это претворяется в жизнь естественным путем согласно определенным законам, установленным Всевышним Создателем. По этой причине то, что кто-то богат, а кто-то бедный, ни в коей мере не противоречит природе мироздания и является проявлением закона противоположностей, установленному Всевышним Аллахом.
Требование уравнения всех людей в богатстве равносильно требованию, согласно которому все люди должны быть начальниками, или же, чтобы все мужчины стали женщинами, или все женщины стали мужчинами. Это по крайней мере, смешно. Всем нам известно каков был исход коммунистической системы, которая желала уравнять людей.
По сути то, что Всевышний Аллах кому-то дает богатство, а кому-то предписывает бедность, все является благом. Если богатый человек расходует свое богатство на благие цели, благодарит Всевышнего за Его дар, помогает нуждающимся, и тем самым приукрашает свой жизненный путь благими деяниями и благотворительностью, то такое богатство является благом. Но что, если он начинает зазнаваться и кичитья своим богатством, забывает об истинном Хозяине его удела, начинает грешить, смотрит свысока на бедных и нуждающихся, начинает соперничать с другими богачами в накапливании состояния? В том случае его богатство не во благо, а наоборот, всегда таит опасность, так как приводит его в Ад.
Бедность подобна богатству. Если бедный человек является верующим, который ценит свой черный хлеб, довольствуется малым и не ропчет на судьбу, то его бедность ему во благо. Да и как иначе?! Ведь его бедность подталкивает его признать свою слабость и напоминает ему о его нужде во Всевышнем Создателе. Получается, что нужда помогает ценить те бесчисленные блага, которые даруются Всевышним Аллахом человеку.
Во время поста, после дневного воздержания от приема пищи, во время разговения мы чувствуем, как глоток прохладной воды питает наше тело.
Истинно верующий не выражает недовольства своей судьбой. Он не возмущается: «О Аллах! Ну почему Ты сделал меня нищим?» Напротив, он благодарит своего Создателя за то, что Он испытывает его нуждой: «Может быть, если бы Ты даровал мне богатство, я возгордился и забыл бы о Тебе, и не чувствовал бы нужду в Тебе?»
Истинно верующий воспринимает бедность как дар Всевышнего, в качестве сокровищницы воздаяний и источника вечного достатка. Ведь выражающий терпимость, благодарный раб Всевышнего, обязательно удостоится лика своего Создателя и вечного счастья в Ахирете.
А для неверующих, сердца которых не озарены светом веры, бедность является напастью. Каждый день он зарится на чужое богатство и его душу сжигает зависть. И все, что он может, это считать чужие деньги. Такие люди в конце концов выступают против воли своего Создателя и утопают в темноте неверия и невежества. Таким образом они проваливают экзамен испытания в этом мире и лишаются счастья в Ахирете.
Да, богатство и бедность являются инструментами испытания людей Всевышним. И мы не можем утверждать, что богатство и бедность являются добром или же злом. Так как чем они обернутся для нас, зависит от самого человека.
Да, в этом быстротечном мире мы прилагаем все свои усилия ради получения месячной зарплаты. И разве не должны мы, ради достижения вечного счастья Ахирета, удивительных даров нашего Господа, которые не в состоянии представить разум человека, быть довольными своим предопределением свыше? Разве не должны мы достойно преодолевать испытания этой жизни? Разве можно быть недовольным тем, что за временные лишения и бедность, нам будет даровано вечное счастье в раю?
Следующая сторона вопроса: связана с обществом, где проживают бедные.
Ах, если бы богатые люди не думали лишь о себе, а помнили бы о словах Всевышнего Аллаха: «Богобоязненные раздают милостыню (то есть, расходуют во благо: беднякам и нуждающимся) из того, что Мы определили им в удел».[5] «В их богатстве есть определенный удел бедных»[6], - а также о словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не будет истинно верующим тот, кто засыпает сытым, зная о том, что его сосед голоден»![7] И если бы они отдавали 1/40 часть своего богатства в качестве закята, то в обществе не осталось бы отчаявшихся от жизни и лишенных надежды бедняков.
К тому же правители обществ отвечают за образование бедных, обеспечение их работой, возможность ими своего благоустройства быта, за защиту их интересов. Нет сомнения в том, что в Судный день правящие мира сего будут отвечать за своих подопечных.
Да, в мусульманском обществе нет места эгоизму и понятиям «только мне и только я». Напротив, в нем господствует взаимопомощь, милосердие, человечность, терпимость. В таком обществе сердцами богатых правит чувство сострадания, а сердца бедных наполнены не завистью, а благим пожеланием своему богатому собрату: «Да облагодетельствует тебя Всевышний!»
[1] «Ат-Тагабун», 15 аят.
[2] Муслим, Китабуз-зухд. Бухари, ар-Рикак. В риуаяте Бухари сказано: «Когда вы видите тех, кому дано больше чем вам, и тех, кто создан достойнее вас, то смотрите на тех, кто ниже вас». См. Абу Закария Мухиддин Иахия АнНауауи, НузхатулМуттакин, 1том, стр. 353. МуассисатурРисаля, Бейрут 1991 г.
[3](ليس الغني عن كثرة العَرَض ولكن الغنى غنى النفس" (أخرجه مسلم Хадис передан Имамом Муслимом.
[4] Ыбырай Алтынсарин, Таңдамалы шығармалары, 125-стр. изд. «Ғылым», 1994 г.
[5] «Аль-Бакара», 3 аят.
[6] «Аль-Магаридж», 24-25 аят.
[7]ليس بمؤمن من بات شبعان وجاره جنبه جائع Хадис передан от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).
Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
1. Десять КАМАЗов самосвалов. 6.Десять КАМАЗов автокранов
2.Десять КАМАЗов нефтевозов 7.Десять экскаваторов
3.Десять КАМАЗов бензовозов 8.Десять автопогрузчиков
4.Десять КАМАЗов водовозов 9.Десять автогрейдеров
5.Десять КАМАЗов бетономиксеров 10.Десять пассажирских автобусов
Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
- Но как же я их найму? – спросите вы.
Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду