В чем причина отставания мусульман в области науки?
В чем причина отставания мусульман в области науки?
10 лет назад 10262
Кайрат Жолдыбайулы

Ислам – последняя религия, ниспосланная Всевышним Аллахом, благодаря которому человечество удостаивается счастья обоих миров. Доказательством сказанному является мусульмане, для которых аяты Священного Корана были светлым руководством их повседневной жизни.

Да, в начальный период Ислама мусульмане, которые придерживались правил, указанных в Коране и руководствовались его аятами, были наставниками и примером для всего мира. Ведь самый первый аят Корана, который был ниспослан Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) гласил: «Икра!», то есть: «Читай!» Этот приказ не означал чтение Корана наизусть, а указывал на необходимость познания и исследования мира.

Аяты Корана и изречения нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который был разъяснителем Корана, все время призывали мусульман к знаниям. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Получение знаний является обязательным для каждого мусульманина и каждой мусульманки». Тем самым получение знаний является предписанием для каждого верующего, будь то мужчина или женщина.

Ислам не ограничивает получение знаний учебой в школе, получением образования в университете, или же достижением определенной ученой степени. Он призывает получать знания, начиная с колыбели, вплоть до самой смерти. Это очень большая цель, которая вбирает в себя всю человеческую жизнь.

Каждый вид науки раскрывает нам могущество, величие, мастерство и безграничное знание Всевышнего Создателя. Поэтому, по мере овладения наукой, человек приближается ко Всевышнему. И по этой причине мусульманин не должен воспринимать науку в качестве творческого поиска и средства достижения славы, а должен воспринимать в качестве поклонения Всевышнему.

Указывая на разную степень знающих и незнающих, грамотных и неграмотных в общении, в управлении, в воспитании детей, Всевышний Аллах сказал: «Разве одинаковы знающие и незнающие».[1] Понятно, что степень знающих и незнающих в глазах Всевышнего разнятся.

Коран, призывая к осмыслению и использованию разума, говорит: «Разве вы не разумеете? В созданиях есть наставление для людей мыслящих».

Достоинство знания таково, что в Исламе один час познания приравнивается к году поклонения.[2]

Ислам указывает, что удел зависит от труда. Поэтому он не поощряет нахлебничество и порицает бездействие.

Дабы не краснеть перед Всевышним Аллахом, мусульмане должны относиться ко всему важному серьезно и выполнять свои обязанности с ответственностью. И это является требованием Корана: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие».[3]

Ислам призывает человечество к науке, добросовестному труду. И благодаря этому призыву из уммы мусульман вышло много ученых, которые во всем руководствовались требованиями Корана, и которые являются основоположниками современной науки.

В то время, когда Запад ломал голову над вопросами: «Какой формы земля? Круглая или же плоская? Крутится ли земля вокруг солнца или же солнце крутится вокруг земли?», ученые в области тафсира уже в VIII веке точно знали, что земля имеет округлую форму. А известный всему миру Аль-Бируни в ХІ веке сумел доказать эту истину на научной основе.

«Цивилизованный» Запад не в ХІ веке, а вплоть до XVI века предавал «справедливому» суду инквизиции каждого, кто утверждал об округлой форме земли. Такие ученые, как Коперник, Галилео Галилей были подвергнуты истязанием инквизиции лишь за то, что их утверждения форме земли не соответствовали канонам Инджиля. И итальянский ученый Бруно, по причине отказа от своих «еретических» мыслей, был живьем сожжен на костре.

Таково было отношение к науке Запада в средние века. Но, несмотря на это, в последние века Запад достиг значительного прогресса в области науки и технологии. Это стало причиной преобладания евроцентристской философии. То есть, Европа стала выступать в роли первоисточника культуры и философии. И это достигло таких пределов, что и поныне есть большое количество людей, придерживаются имено таких взглядов.

В области культуры, науки и истории имена мусульманских ученых преданы забвению. А если и упоминаются, то мельком. Запад научился искусно умалчивать о золотом периоде мусульманской культуры, называя этот период средневековья «эпохой невежества».

В настоящее время никто не отрицает вклад Запада в развитие науки. Но является истиной то, что причиной достижениям Запада в области науки и техники были именно мусульмане. Именно на это указывал К.В. Бодлей, говоря что: «Современная западная культура в долгу перед ренессансом, а ренессанс перед Исламом».

Если вглядеться в историю, то можно заметить, что мусульмане являются основоположниками западной науки. Ведь достижения Запада основываются на открытиях мусульманских ученых. Так, изобретателем первых солнечных часов является ученый средневековья в области астрономии и математики Джабир ибн Афлях, который известен на Западе под именем «Geber Filius Afflae».

Основоположник химии Джабир ибн Хаййан(721-805) писал: «В самой маленькой частице материи «атоме» содержится сжатая энергия. Нельзя утверждать, подобно греческим ученым, о неделимости атома. Атом делится. И если его разделить, то возникнет сила, которая в состоянии уничтожить Багдад. И это указывает на могущество Всевышнего Аллаха». Таким образом он впервые дал пояснение об атомной бомбе.

Один из первых ученых в области зоологии Джихаз (Абу Осман Амр ибн Бахр). Джизари (1136-1206), который восемь веков тому назад придумал автоматическую систему. Демири (Мухаммад ибн Муса) (1349-1405), опередивший на 400 лет европейцев, написав зоологическую энциклопедию под названием «Хайатул-Хайауан». Наставник европейцев по математике Абу Камил Шужа` (?-951). Математик Абу Аль-Уафа (940-998), основоположник таких понятий в области тригонометрии, как тангенс, котангенс, синус и косинус. Автор закона «мад джазир» (прилива и отлива морей) Абу Машгар (785-886). Все они были мусульманскими учеными.

Аль-Хорезми (780-850), автор первого в мире систематизированного и объемного труда по алгебре под названием «Аль-Джарб уа аль-мукабаля», являетя ученым, который научил европейцев алгебре. И название «алгебра» происходит от названия его данной книги.

Фергани (Абул-Аббас Ахмад ибн Мухаммад), книга которого на протяжении семи веков была настольной книгой европейцев, известной миру под именем «Alfraganus». Ибн Аууам (ХІІ в.) является автором всемирноизвестной книги в области агрономии под названием «Китабул-фалях». Ибн Баттута (1304-1369) является известным путешественником, который на протяжении 29-ти лет изучал страны и континенты. Везирь Ибн Фазыл (739-805) еще 12 веков тому назад изобрел первую в мире фабрику по выпуску макулатуры. В 1903 году братья Райт, Уилбер и Орвилл, впервые построили летательный аппарат и совершили первый полет, что в настоящее время оспаривается многими научными фактами. Но еще в 880 году первый полет человека был совершен Ибн Фирнасом (810-888). Ибн Халдун (1332-1406), основоположник научного подхода к истории. Камбур Уасим (ум. 1761), который на 150 лет опередил Р. Коха, обнаружив микроб туберкулеза. Мухаммад ибн Муса, ученый который первым определил диаметр земли. Омар Хайям (умер в 1123 г.) – автор формулы «бином»-а. 400 лет тому назад Пири Рейс (1465-1554) начертил карту мира, которая очень схожа с современными картами мира. Кабаджаки (ХІІІ в.) изобрел первый компас. Абул-Касым аль-Каши (умер в 1436 г.) изобрел метод «кантитаф» в области химии. 1000 лет тому назад Али ибн Аббас (умер в 994 г.) обнаружил капилляры. Им же была сделана первая в мире операция против рака.[4] И этот список мусульманских ученых и их открытий можно продолжать бесконечно.

Иман – самая ценная и священная часть человека. А чистота является половину имана. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Чистота – часть имана».

И такие исламские ученые, как Ибн Сина, Ар-Рази, Абдулкахир и Сахир ибн Насруллах подробно исследовали влияние чистоты на физиологию человека. По этой причине в мусульманских больницах были специальные комнаты для ополаскивания. Также во многих домах были душевые. Разве эта обыденность мусульман не отвечает правилу: «Чистота – залог здоровья»? В Европе же не было не только специальных комнат для купания, но даже самой мысли о них. Из истории известно, что европейцы стали практиковать ополаскивание лишь в ІХ веке. А в ХVІІ веке Испанская инквизиция различала мусульман от христиан лишь по чистоте их тела и одеяния.

Первыми применять мыло стали также мусульмане. По этой причине мусульманским базарам был присущ запах мыла. В европейских языках присутствует слова «savon» (английское «soap»). Это указывает на тот факт, что мыло (по-арабски «сабун») европейцы получили именно от арабов.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), указывая на возможность излечения от любой болезни, сказал: «О рабы Всевышнего, лечитесь! От любого недуга, ниспосланного Всевышним, есть излечение. Нет излечения лишь от старости».[5]

Именно поэтому  исламскому миру свойственно развитие больниц и лечебниц, в области которых они намного опередили Европу.

Да, мусульмане были флагманами в области медицины. Известно, что только в самой Кордове (Андалусия, Испания) было более 50-ти больниц. Есть мнение, что термин «медицина» происходит от имени «Ибн Сина». Арабское слово «мадад» имеет значение «помощь». Следующим словом является «Сина». И сам по себе напрашивается вывод возниковения слова «медицина», а также его истинный смысл. Это: помощь Сины человеку.

В свое вермя труд Ибн Сины, под названием «Шифа» (излечение), был переведен на многие языки и на протяжении шести веков была настольной книгой каждого лекаря. До сих пор западные лингистические словари знакомят Ибн Сину общественности в качестве «царя медиков». И вплоть до развития современной медицины Ибн Сина воспринимался в качестве первого наставника в области медицины.

На Западе на людей с психическими отклонениями смотрели как на помешанных, в которых вселился бес. Поэтому брали в заключение и изгоняли сатану с помощью избиения. Доходило до того, что невменяемого беднягу убивали за выражения, противящие канонам Инджиля. И если больной, находясь при смерти, не был в состоянии исповедаться перед священником, то его запрещалось лечить. Лекарь же, который на свой страх и риск занимался его лечением, отлучался от церкви. По мнению святых отцов лекарство приводило к неверию во Всевышнего Создателя. Вот что говорит об этом церковный настаник Татиан: «Вера в излечение от лекаря и его лекарств и кореньев является недоверием к богу. И бесы и поганные души, которые желают отдалить от бога, охотятся на слабых».[6]

Впоследствии Запад многое перенял от мусульман. В то время Андалусия (Испания) была мусульманской страной. Наряду с этим Андалусия была центором науки и культуры. И все научные достижения исламского мира распространялись в Европе именно через Испанию.

В одной только билиотеке Кордовы было около шестисот тысяч ценных рукописей. В то время, когда в ХІ веке в самом богатом городе Европы Сенегале было всего около 400 книг. Впоследствии, под впечатлением от мусульман, количество книг в библиотеке Сен Венсан было доведено до 11 тысяч.

Я излагаю эти факты не с целью очернить Европу, а с целью довести до людей исторический факт.

По причине «просвещенности» церкви западная наука и культура намного отставала от мусульманской. Но в ХVІІІ веке был положен конец главенству церкви в Европе. Лишь после этого перед Европой открылись горизонты прогресса. И благодаря этому сегодня европейскаяя наука и культура занимает одно из главенствующих мест в мире. Но без веры и религии наука не может быть защищена от регресса и недостатков. И наука, основанная на атеизме, иногда дает нежелательные результаты. Она может взрываться в виде атомной бомбы или же лететь пулей в безвинных людей. Бездуховная наука может применяться в целях издевательства над людьми. Именно в результате бездуховности появились мысли о клонировании. Кое-кто стал думать, что человек способен творить создания. Более того, зародилась мысль испытать метод клонирования на людях, которая впоследствии нашла приименение. Стали появляться банки по продаже человеческой спермы и у женщин появилась возможность безбрачной беременности. Таким образом женщины стали лишаться своей «половины». Женщины стали учиться не думать о браке, муже. Ну чем не «достижение»?! А их чадам было предписано уже в утробе матери быть сиротами. Такие понятия, как род потеряло свою сущность. И если с одной стороны многие священные понятия стали восприниматься в качестве «веяния прошлого» и «средневековья», то с другой стороны многие противоречащие человечности понятия стали прикрываться такими понятиями, как «наука, культура, цивилизованность, современность, феминизм». Нет сомнения в том, что все это является результатом достижений безбожной науки.

Всему миру известно, что хотя на современном Западе наблюдается развитие науки и техники, сама она духовно деградирована и находится в тупике. Все это является действием принципа: бездуховная наука не приближает к Создателю, а наоборот отдаляет от Него. Именно атеистическая наука воспитала во многих людях чувство высокомерия: «Я умею. Я сделаю. Я творю». Недаром известный ученый Эйнштейн говорил: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа».

Да, там где нет религии не может быть науки, и там где нет науки не может быть религии.

Если обратить внимание на первый ниспосланный Всевышним Аллахом аят Корана, то там сказано: «Читай с именем твоего Господа, Который создал!»

То есть, от науки, в которой нет места вере и религии, надежды на воздаяние Всевышнего, больше вреда нежели пользы.

В настоящее время можно услышать такое выражение: «Лишь после того, как Европа отдалилась от религии, она стала развиваться. И если бы мусульмане отказались от своей религии, то может тогда они не стали отставать от жизни».

Но Европа не может быть мерилом для человечества. Разве можно сравнивать Запад с мусульманами? Церковь была против научного прогресса. И лишь скинув ее оковы Европа стала развиваться, что является естественным явлением. Ислам же никогда не был против науки и прогресса. Напротив Ислам всегда поощрял развитие науки. Ведь ,лишь осознав требования религии, мусульмане стали развиваться, как в области науки, так и области культуры. Кто может отрицать тот факт, что в то время, когда церковь сжигала ученых и книги, мусульмане занимались наукой, писали книги, делали различные открытия? И отставание мусульман началось именно тогда, когда они стали отдаляться от Ислама и игнорировать требования шариата, стали подражать неизвестно кому, предавать забвению свои корни, с пренебрежением относиться к священным ценностям религии. Именно тогда среди мусульман стало распространяться невежество и неграмотность, отставание в науке. Если так, то причина отставания мусульман не в том, что Ислам является противником развития и прогресса, а в том, что они стали отдаляться от религии, недопонимать жизненно важные требования Корана. Это и стало причиной недуга мусульман, в результате которого они перестали различать хорошее от плохого, врага от друга. И вместо того, чтобы гордиться истинными ценностями, дарованными им Всевышним, они стали зариться на «бижутерный» блеск чуждой природе Ислама культуры. Было положено начало разногласий между мусульманами. Начала происходить переоценка ценностей, в результате чего важные вопросы передвигались на второй план, а бессмысленные и неважные вопросы стали казаться приоритетными. В среде мусульман стали возникать споры относительно второстепенных проблем, в результате чего мусульмане лишились единства и сплоченности. А там, где нет единства и сплоченности, там не может быть места прогрессу.

Да, все перечисленное выше и является причинами отставания мусульман. Добавьте к этому уничтожение монголо-тарами Отрара, который был научным и культурным центр Средней Азии, разрушение Багдада, средоточия элиты исламских ученых, семь крестовых походов, совершенных «во имя Слова» и прикрытые лозунгом «этого хочет Бог», и крушение Османской империи. Особое место в этом списке занимает завоевание христианами Андалусии. И на «цивилизованность» европейцев указывает хотя бы тот факт, что были разграблены и сожжены практичеки все библиотеки.[7]

И если мусульмане хотят быть преемниками своих предков, которые были наставниками всего мира и которые смогли опередить других в области науки и техники на века, то следует во всем, в том числе и область науки, руководствоваться аятами Корана. Следует научиться понимать требования Корана через призму требований современности.

В хадисе нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Счастливый человек и в утробе матери счастливый, а несчастный и в утробе матери несчастный».[8]

В чем суть сказанного? Как можно понимать то, что человек, находясь в утробе матери, еще не родившись на свет, уже записывается в ряды счастливых или же несчастных?

Да, будет ли человек счастливым или же несчастным, все это записывается в то время, когда он еще находится в утробе матери. То, что такие великие сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как Абу Бакр, Омар, Осман, Али (да будет доволен ими Аллах) будут озарены светом веры и удостоятся счастья обоих миров, было записано еще тогда, когда они находились в утробе матери. И то, что такие ярые враги Ислама, как Абу Ляхаб и Абу Джахиль, будут одними из самых несчастных из числа рода человеческого, также было записано, когда они еще находились в утробе матери. И этот их удел записывался с учетом их желаний и намерений в этом мире.

Да, Всевышний Аллах, заблаговременно зная обо всем, заранее зная о намерении и действиях человека, о том, как будет он использовать свое право выбора, о том, что он будет предпочитать, веру или же неверие, записывает все это в качестве предопределения. То есть, люди не становятся счастливыми или же несчастными, по причине записи Всевышнего Аллаха. Напротив, Всевышний записывает предопределение, заблаговременно зная о том, каким будет человек, счастливым или же несчастным.

[1] «Аз-Зумар», 9 аят.
[2] Кашфуль-хафа, 1-том, стр. 310. Тахриж ахадисил-Ихиа, 9-том, стр. 291.
[3] «Ат-Тауба», 105 аят.
[4] Шабан Дөген, Муслуман илим Өнжулери ансиклопедиси. Стамбул, 1984 ж.
[5] Мусаннафу Ибни Аби Шайба, 5-том, стр. 421. таже см. Сунану Ибни Маджа, аль-Мустадрак алас-сахихайн, ал-Мугджамул-кабир лит-Табарани, Шугабул-иман лил-Байхаки.
[6] Шабан Дөген, Муслуман илим Өнжулери ансиклопедиси, 32-бет. Стамбул, 1984 ж.
[7] Только в Гранате за один раз было сожжено около 80000 книг. Ахмет Гуркан, Ислам културунун гарбы меденилештирмеси, 230-бет.
[8] Һәй­са­ми, Мәж­ма'уз-­зәуәид. VII. 193.

1 комментарий