Нужда закаляет,
Излишество совращает
Слова назидания
Во-первых: Всевышний Аллах является нашим Властелином. Если глубже задуматься, в то, что мы не сотворяли какую-либо часть нашего тела, или же нигде не покупали ее. Все это является бесплатным даром нашего Создателя. По этой причине мы всецело принадлежим Всевышнему Аллаху, являемся его собственным имуществом. И Всевышний Создатель вправе Сам решать, как строить отношения со Своим имуществом. И Он делает так, чтобы мы болели, и излечивает Своим качеством, именуемым «Шафи» (дающий исцеление). Заставляет раба, чувствовать голод, а затем дает осознать, что Он является «Раззак»-ом. То есть, Дающим пропитание.
Во-вторых: Всевышний Создатель самый справедливый. Он не причиняет ни малейшего зла ни одному из Своих рабов.Что такое справедливость?
На самом деле «справедливостью» называют уравновешивание груза переметной сумки, а также пропорциональный возврат выданной вещи. И если возврат не будет соответствовать тому, что было дано, то мы вправе выражать свое недовольство и спросить: «А где остальное?». Наряду с этим мы не вправе выражать свое недовольство «почему мне дали мало, а другим много, где справедливость?».
Допустим, что какой-то богатый человек жителям одного селения, в качестве благотворительной помощи бесплатно раздал уголь и муку, а жителям другого селения дал лишь муку. Могут ли, в этом случае, жители второго селения, которые получили муку вместо того, чтобы выражать благодарность, говорить меценату «почему нам дали только муку, вы поступил несправедливо»? Конечно же не могут. Потому что жаловаться на бесплатно предоставленный дар будь его много или мало - это настоящая несправедливость.
Если задуматься, то что мы дали Всевышнему Аллаху взамен каждой бесплатно выданной части нашего тела? И если Всевышний потребует плату лишь только за одну часть тела, то в состоянии ли мы расплатится за нее? Что мы дали Ему, чтобы, обвинив Его в несправедливости, в строгой форме потребовать от Него: «Ты дал мне один глаз. А где же второй?».Другое дело, если в наших обращениях ко Всевышнему, мы не предъявляем претензий, а выражаем нужду в Нем и преклоняемся перед Его могуществом.
В-третьих: в жизни может случиться всякое. И хотя неизлечимая болезнь или же отсутствие какой-либо части тела, хотя и доставляет нам некоторые осложнения, в этом есть польза для духовной жизни в Ахирете .Ясно, что никто не будет противиться ампутации пальца для того, чтобы спасти свою жизнь при возниковении гангрены. То есть, никто не станет преградой меньшему злу ради достижения большей пользы. Никто не будет думать об огне плохо лишь по причине того, что он становится причиной пожаров. Точно также, хотя различные трудности и болезни и доставляют некоторые неприятности в этом мире, но они полезны в Ахирете.
Душа человека очищается с помощью жизненных трудностей и достигает совершенства. Человек, подверженный различным болезням и трудностям, все время ощущает свою немощь и нужду во Всевышнем. Всегда думает о Нем, обращается к Нему за покровительством и не прерывает свою связь с Ним. И чем ближе он приближается ко Всевышнему Создателю, тем выше становится его степень. Он понимает суть бренного мира и стремится к Ахирету и к вечной жизни.
Тот, кто пребывает в благоденствии, не претерпевает жизненные трудности, напротив, не учитывая свою слабость, забывает о своей нужде во Всевышнем по причине заблуждений о мирском, переоценке своих сил и ошибочного предстваления о вечной молодости, он сильно увлекается прелестями этого мира и забывает об Ахирете. Он равнодушен к поклонению и не беспокоится о своей греховности. Таким образом различные трудности и болезни защищают человека от равнодушия к Ахирету и пробуждают у него иммунитет против совершения грехов.
Болезни и трудности являются каффаратом٭ (возмещением) за грехи у соблюдающего терпение и думающего о наградах, которые будут раздаваться Всевышним в Ахирете.
В хадисе сказано: «Всевышний Аллах прощает некоторые грехи мусульманина посредством его болезни, усталости, печали, недуга и даже беспокойства».[1]
К тому же час, даже минута поклонения человека, который проявляет сабр (терпение) во время болезни и жизненных трудностей, может быть приравнена к поклонению других, совершаемых ими на протяжении дня. Таким образом его жизнь будет долгой и будет протекать в изобилии и в достатке. Может случиться так, что благодаря терпению он может удостоиться воздаяний тех, кто проводит каждую ночь в бдении, совершая намаз.
В хадисе кудси приводятся следующие слова Всевышнего Аллаха: «Тому Своему рабу, которого Я испытал, лишив его глаз, и который был терпелив в этом испытании, вместо его глаз я дарую в Ахирете джаннат».[2]
Те, кто увидит в Ахирете воздаяния человека, который был испытан в этом мире через болезни, тяготы и невзгоды, и который был терпелив к этим испытаниям, возжелают оказаться на его месте и будут говорить : «Ах, если бы и мы, в том мире, испытали многие трудности, сегодня и мы были бы тоже удостоены вечных воздаяний!».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), указывая на важность проявления терпения, сказал:
«Меня сильно удивляет положение мусульманина, каждое его деяние является для него и добром и благом. Это присуще только мусльманину. Если он испытывает радость и благодарит Аллаха(получает награду) за это, таким образом радость записывается ему как благо. А если переживает трудности, проявляет терпение(получает награду), таким образом и трудность записывается ему как благо».[3] Таким образом Он дал понять, что через проявления терпения, можно удостоиться блага в полной мере.
Человек, который повредил какой-либо орган своего тела, переживший различные заболевания, хорошо понимает цену здоровья, поэтому больше проявляет благодарности своему Господу по сравнению с тем, у которого целы все органы. Он разъясняя другим смысл того, что каждый орган человека безценный дар, удостаивается бесчисленных воздаяний. Другие также увидев их, будут каяться и благодарить своего Господа. Таким образом за то, что они послужили причиной того, что другие тоже повернулись лицом к Господу и стали осознавать цену за дарованные Им блага, как говорится «ставший причиной какому-либо благому деянию, подобен совершающему его», неожиданно в Ахирете заслуживает безчисленные воздаяния.
Да, различные недуги, болезни, печали, горести и трудности, дарованные Всевышним Творцом, являются искуплением, прощением за грехи, совершенные в прошлой жизни, воздаянием для нынешней жизни, назидательным уроком и напоминанием для будущей жизни. Если раб понял это, то у него вмиг изменится взгляд на жизнь и он избавится от тяжелых чуввств и печалей.
О какой прошлой жизни идет речь?