Каков вердикт шариата в нашей религии относительно искусственного оплодотворения, в особенности в вопросе, связанного с суррогатным материнством?
Каков вердикт шариата в нашей религии относительно искусственного оплодотворения, в особенности в вопросе, связанного с суррогатным материнством?
10 лет назад 4737
Кайрат Жолдыбайулы

Прежде чем говорить о хукме (вердикте шариата) относительно искуственного оплодотворения, следует коротко ознакомить читателя с вопросом искусственного оплодотворения.

Искусственное оплодотворение - соединение яйцеклеток женщины, в случае если они не в состоянии оплодотвориться обычным путем, и яйцеклеток мужчины во внешней среде с помощью медицинских трубок, с последующим их оплодотворением. Затем, оплодотворенная таким образом зигота,¨ (осы жерде сноскасын белгісін ауыстырса. Санмен ба, әлде басқа бір белгімен бе) вводится в матку женщины.

В начале первой половины ХХ века такой способ впервые был опробован на животных. От семени одного лишь самца были случены тысячи самок.

Это научное открытие было экономически очень выгодно в области животноводчества. Скрещивание тысячи коров с одним быком было очень трудно. По этой причине, до этого, владельцам животноводческих хозяйств приходилось содержать большое количество быков. Теперь же, благодаря этому методу, сократился расход, связанный с содержанием быков. К тому же, были проблемы, связанные со сдачей состарившихся быков, которых содержали для случки. Благодаря новому методу было достаточным содержание малого количества быков. А остальных молодых самцов можно было сдавать на мясо в их молодом возрасте, что давало ощутимую экономическую выгоду. К тому же стало возможным обследование семени в лаборатории, благодаря чему можно было выявить здоровое и сильное потомство. Это  было отличной возможностью выведения качественного потомства и увеличения поголовья скота.

Постепенно этот метод стал применяться для оплодотворения женщин, которые не были в состоянии забеременеть естественным путем. В 1978 году врачи Эдвард и Стептоу оплодотворили в трубках биологический материал супругов Джон Брауна и Луиз Браун, а затем вложили оплодотворенные яйцеклетки в матку Луиз Браун. В результате данного опыта, 25 августа 1978 года, на свет появился первый ребенок по имени Лусли Браун.

Способы искуственного оплодотворения:

1. Внутреннее искуственное оплодотворение. В этом случае сперма, полученная от мужчины, вводится в матку женщины, в удобное для оплодотворения место.

2. Внешнее искуственное оплодотворение. В этом случае, полученные сперма мужчины и яйцеклетка женщины, оплодотворяются в специальных трубках, а затем вводятся в матку женщины.

В обоих случаях искуственное оплодотворение проводится шестью способами. Два из них относятся к внутреннему оплодотворению, а остальные к внешнему способу оплодотворения.

Способы внутреннего оплодотворения:

Первый способ: сперма мужчины устанавливается в удобном месте женской матки, в результате чего, сперма, природным путем, оплодотворяет женскую яйцеклетку. Этот способ применяется в том случае, если сперма мучины не в состоянии природным путем достичь матки женщины.

Второй способ: сперма мужчины вводится не в матку его жены, а в матку посторонней женщины. И этот способ не очень отличается от предыдущего. Вся разница в том, что сперма мужчины вводится не в матку его жены, а в матку посторонней женщины.

 

Способы внешнего оплодотворения:

Первый способ: сперма и яйцеклетка супругов оплодотворяются в специальных трубках, а затем вводятся в матку женщины. В этом случае зигота, закрепившись на стенке матки, начинает развиваться. Этот метод применяется при закупоривании путей яйцеклеток.

Второй способ: в специальных трубках сперма мужчины оплодотворяет яйцеклетку чужой женщины, затем это вводится в матку его жены. Этот метод применяется в случае наличия дефекта в яйцеклетках женщины и если ее матка, по причине каких-либо отклонений, не в состоянии принять зиготу.

Третий способ: оплодотворенная в специальных трубках яйцеклетка и сперма чужого мужчины и чужой женщины, вводится в матку другой замужней женщины. Этот способ применяется в случае неработоспособности яйцеклеток женщины, а так же непригодности спермы мужчины.

Четвертый способ: оплодотвореные в специальных трубках сперма и яйцеклетки супругов, вводятся в матку женщины, которая согласна быть суррогатной матерью. То есть, это способ суррогатного материнства. Он применяется в случае наличия спермы и яйцеклеток, но матка женщины не пригодна для зачатия или же матка полностью отсутствует, а так же при нежелании родить ребенка после его зачатия.

В настоящее время в мире применяются все вышеперечисленные способы искусственного оплодотворения. И есть те, кто пользуется этими способами ради денег, а кто-то для зачатия внебрачного ребенка. Супруги могут прибегнуть к искусственному зачатию ребенка в случае недееспособности, в силу каких-либо обстоятельств, зачать потомство одним из них или же обоих.

В настоящее время существуют банки спермы, в которых хранится сперма какой-либо известной личности или же обыденного человека, которая затем продается нуждающимся в ней людям.

Во время очередного VIII заседания по фикху (исламскому праву), которое было организовано «Рабитатул-аламил-ислам» (Всемирной Исламской лигой мусульман), мусульманские ученые, после обсуждения вышеперечисленных способов искусственного оплодотворения, вынесли следующие фатвы:

1. Если сперма и яйцеклетки супругов не в состоянии оплодотвориться естесственным путем, то шариат разрешает проведение искусственного оплодотворения. При этом «сперма, яйцеклетка и матка» должны быть супружескими. То есть, в процессе учавствуют лишь супруги – муж и жена. Для этого пригодны лишь первые вышеперечисленные способы оплодотворения.

При этом следует соблюдать следующие требования:

- По причине того, что показывать аурат (постыдные места) – запрещено, получение яйцеклеток женщины или введение оплодотворенной зиготы должна проводить женщина-врач мусульманка, заслуживающая доверия или же другой специалист, которая так же должна быть женщиной. Если это невозможно, то этим должен заниматься мужчина-врач мусульманин. Если и это невозможно, то любой другой врач, заслуживающий доверия. В этом случае, рядом должен находиться кто-либо из родственников женщины.

- Следует следить за тем, чтобы семя не было заменено или же по ошибке не ввели семя постороннего мужчины.

- Искусственное оплодотворение должно быть произведено при жизни мужа. Так как, после смерти мужа искусственное оплодотворение его семенем запрещено.

- Искусственное оплодотворение производится по обоюдному согласию супругов.

2. Остальные способы искусственного оплодотворения, согласно шариату, являются харамом, то есть запретными, по причине того, что все они относятся к «зина» (прелюбодеянию). [2] Суть в том, что в этих случаях семя или яйцеклетка не являются супружескими, то есть мужа и жены. Даже в случае, если семя и яйцеклетка являются супружескими, она вводится в матку посторонней женщины. Нет сомнения в том, что все это служит причиной изменению рода, а так же других досадных обстоятельств. Есть личности, которые не против суррогатного зачатия ребенка. Но нельзя оставлять без внимания опасные стороны и обратные результаты данного способа зачатия ребенка. Вот некоторые из них:

- На Западе часто имеют случаи, когда суррогатная мать отказывается возвращать ребенка хозяевам зиготы. И в действительности, какая мать, не смотря на то, что семя чужого человека, может отдать чужим людям своего ребенка, которого она вынашивала в себе девять месяцев, питала его своей плотью и кровью, рожала в неимоверных муках и страданиях? Даже если она отдаст ребенка, то матери, которым довелось родить ребенка, знают, каково бывает ее внутреннее состояние и как все это психологически тяжело. Понятно, что после «дарения» ребенка его другим родителям, она, до конца жизни, не будет в состоянии стереть его из своей памяти. Она будет мучиться всю свою оставшуюся жизнь. Никто не может отрицать тот факт, что между матерью и ребенком существует тесная духовная связь. Так как, основные этапы развития ребенка проходят в утробе матери. Жизнь ребенку, его душа, дается ему в утробе матери.

Коран говорит: «Воистину, Мы сотворили человека из глиняного теста. Потом же Мы определили его, в виде капли семени, в надежное место. Потом Мы превратили каплю в сгусток крови, а кровяной сгусток – в кусок мяса, создали в куске мяса кости и покрыли кости мясом. Потом Мы воплотили его в новое создание. Благословен Аллах – наилучший из Создателей».[1]

В Коране указывается на то, что матерью ребенка является не та женщина, которая дала свою яйцеклетку, а женщина, которая произвела его на свет: «Ведь их матери – только те женщины, которые их родили».[2] «Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит его во чреве в муках и рожает в муках».[3] «Мать вынашивала его с большим трудом».[4]

- Что будет, если повзрослев, ребенок будет противиться своих родителей и захочет вернуться к матери, которая родила его?

- Вдобавок к этому, кто дал право отдавать ребенка, не считаясь с его мнением, женщине, которая является хозяйкой яйцеклетки? Разве каждый ребенок не вправе расти на руках матери, которая родила его и, которая кормит его своим молоком?

- Что будет, если суррогатная мать, довольствуясь деньгами, которые даются ей за ее «труды», искуственно сделает аборт?

- Каково будет состояние дел суррогатной матери, если ребенок, по каким-либо причинам, не понравится его будущим родителям, если в нем будет какой-либо изъян, по причине чего будущие родители не захотят брать его, или же будущие родители, вдруг, откажутся от него?

- Что будет, если суррогатная мать, родит не одного суррогатного ребенка,[5] а затем получится так, что кто-либо из ее собственных детей женится на своей «суррогатной» сестре? Как можно представить то, чтобы братья и сестры женились друг на друге? Ведь так может произойти по причине того, что кому то она является родной и кому то суррогатной матерью.

- Что будут думать люди о незамужней девушке, которая беременеет до замужества? Может это и является обыденным для Запада, но в таких мусульманских странах, как наша, это является непристойным поступком.

- Наряду с этим на Западе известны случаи, когда суррогатная мать беременела от своего мужа. Так, в Германии одна женщина дала согласие стать суррогатной матерью. После того, как в нее, согласно договору, ввели зиготу супругов, она забеременела. Но по прошествию времени выяснилось, что она забеременела не от зиготы супругов-заказчиков, а от своего мужа. И по причине того, что она получила от супругов 8 000 долларов США, она вынуждена была отдать им своего родного ребенка. Вот так некоторые родители продают своих детей за деньги. И это ничто, как достижения атеистической, бездуховной и безнравственной науки.[6]

- Следующим «достижением» Запада является то, что помимо рождения ребенка естественным путем, женщине делают кесарево сечение. Так, якобы, легче рожать, нежели переносить родовые схватки и т.п. Но ведь неизвестно, какова будет степень уважения, любви и привязанности ребенка к матери, которая родила его таким «удобным» способом.* Ведь неоспорим факт существования духовной связи ребенка с матерью. Это можно выявить в лабораториях. Разве материнство женщины и ее мужество не заключено в рождении ею ребенка, которого она вынашивала в себе на протяжении девяти месяцев? И кто может гарантировать, что суррогатный метод постепенно не превратится в забаву «цивилизованного общества»? Может стать обыденным поиск суррогатной матери теми, кто не желает переносить тяготы материнства. И какой матерью будет такая женщина?

Салтанат Берденкызы, директор клиники «Экомед» (Казахстан), констатирует тот факт, что уже сейчас в центр обращаются те, кто «не желает портить фигуру из-за рождения ребенка», те, кому сорок лет, и которые желают, чтобы за них рожали другие, по причине «важности для нее ее карьеры».[7] Если женщина не желает быть матерью, если честь ее мужа не затрагивает тот факт, что в чрево его жены вводится чужое семя, если он не стыдится этого, если ребенка мужчины носит и рожает его сестра, мать и т.п. - что все это, если не разврат и распутство?!

- Наряду с этим, никто не может гарантировать, что после зачатия ребенка одним из вышеперечисленных способов, от суррогатной матери не родится ребенок без каких-либо физических, нравственных, психологических и др. отклонений.[8] Время всему судья. И этот вопрос требует основательных исследований.

Ясно, что суррогатное материнство не рентабельно не с религиозной, не с человеческой точки зрения. И исламские ученые единогласно определили такой вид материнства, как «харам» (запретный).

Да, всем известно счастье любить ребенка. Но это не значит, что, ради любви к ребенку, можно, игнорируя все запреты шариата, совершать деяния, противоречащие нормам человечности. В этом вопросе примером для нас могут служить эксперименты и заблуждения, свойственные Западу. Так, на Западе, незамужние женщины, желающие родить ребенка, могут, за определенную сумму, приобрести семя любого человека. Мужи-импотенты разрешают своим женам вводить в себя сперму знакомого или же незнакомого мужчины. Бесплодные жены разрешают своим мужьям приобретать яйцеклетки чужих женщин. Встречаются даже случаи, когда мать рожает сына своей дочери, сестра своему брату?!

Всем известен факт распространения на Западе центров, которые, с целью заработка и «облагодетельствования» бесплодных женщин и мужчин-импотентов, занимаются торговлей семени мужчин и яйцеклеток женщин. Нет сомнения в том, что все эти развратные действа не совместимы с понятием человечности, и что все это вред, наносимый будущему поколению.

В своей поэзии Великий Абай задается вопросом:

«Как я могу быть невеждой,

Если имя мне – человек?»

Согласно этим строкам, мы решили познакомить читателя с некоторыми нежелательными обстоятельствами, связанных с искусственным оплодотворением:

1. В случае введения в чрево женщины лишь одной зиготы, ее способность закрепления в чреве не достигает и 10 %. Лишь в случае установления 4-5 зигот эта величина может составлять 20-30 %. Известно, что организм женщины в течении месяца может выделить лишь одну яйцеклетку. И для продуктивности выделения яйцеклеток, врачи прописывают женщине специальные гормоны и лекарства. Известно, что в реультате такого вмешательства, женщина в состоянии выделить до 12 яйцеклеток. И очень возможно, что это может повредить здоровью женщины.

К тому же введение нескольких зигот может привести к тому, что во чреве матери зарождаются иногда два, три, четыре, а иногда и пять близнецов.[9] И многочисленность плодов может отрицательно отразиться как на здоровье женщины, так и на здоровье ребенка. И не удивительно, что это может привести к летальному исходу, как матери, так и ребенка.

2. Иногда врачи, в целях страховки, особыми способами сохраняют несколько зигот, с целью применения неудачного ввода зиготы. И что делают врачи с сохраненными зиготами, в случае удачного ввода зиготы в чрево матери?

а) готовые для ввода зиготы могут быть применены для другой женщины. Это удобно для врачей, как в плане экономии времени, так и в плане облегчения работы. Но, согласно требованиям нашей религии, оплодотворение подобным образом, когда не известно, кто на самом деле является хозяином зиготы, является харамом. И нет гарантии, что врачи не используют уже готовую зиготу. Так как это выгодно для них. Ведь не надо брать яйцеклетку женщины, оплодотворять ее спермой мужчины. Все это напрямую связано с врачебной этикой. Может случиться так, что супруги сдают свое семя для оплодотворения. А врачи, чтобы не возиться с подготовкой, могут ввести в женщину уже готовую зигогу. Может быть и так, что мужчина или женщина, которые не способны зачать ребенка, могут использовать уже готовую зиготу. То есть, твое потомство может попасть в чужое чрево, а затем уродиться чужим ребенком. Таким образом смешивается род, что может привести к лишению человеческих качеств. Конечно, не все врачи способны на такое. Но кто может гарантировать, что среди них будут такие, которые пойдут на такой шаг?

б) Взятые зиготы подвергаются различным исследованиям и экспериментам. А это не что иное, как покушение на потомство человека. То есть, над потомками некоторых людей могут свершиться надругательство.

3. В случае, если чрево матери не принимает оплодотворенную зиготу, в чрево вводится остальная часть зиготы. Что делают врачи с взятой зиготой, в случае кончины одного из супругов, или же обоих? В Австралии в авиакатасрофе погибли супруги, которые были состоятельными людьми. Затем в 1984 году суд Австралии разрешил ввести зиготу этих супругов, которые были взяты у них еще при жизни, в двух суррогатных матерей, которые не были знакомы с «родителями» зигот;

4. При искуственном оплодотворении возрастает риск появления на свет неполноценного, или же больного ребенка. Вы спросите почему? Так как при естественном оплодотворении слабая сперма не доходит до чрева матери. Даже в случае достижения чрева матери, слабая сперма не в состоянии оплодотвориться. При искусственном оплодотворении может быть взята слабая сперма, что может привести к отклонениям в развити плода и ребенка. А это может привести к возрастанию числа детей-инвалидов и больных детей в обществе.[10]

5. И еще одно важное обстоятельство! Большая часть процесса искусственного оплодотворения связана с врачебной этикой. К примеру, ошибочное оплодотворение чужой зиготой или намеренное введение в матку женщины зиготы, оплодотворенной семенем  чужого мужчины. И наверное будет верхом легкомыслия, доверять в чьи-то руки такое святое понятие, как сохранение рода?!

¨ Зигота – оплодотворення спермой мужчины яйцклетка женщины.

[1] «Аль-Му­ми­нун», 12-14 аят.

[2] «Аль-Муджадаля», 2 аят.

[3] «Аль-Ахкаф», 15 аят.

[4] «Лукман», 14 аят.

[5] К примеру, жительница Великобритании, 38-милетняя суррогатная мать Керол Хорлок восемь раз рожала суррогатных детей. Сейчас беременна девятым. Керол Хорлок одна из женщин, которые работают в организации «Childlessness overcome through Surrogacy» (суррогатное материнство от мужчин-импотентов). В эту организацию, которая была создана с целью посика женщин, готовых быть суррогатной матерью для семей, которые не в состоянии родить ребенка, Керол Хорлок устроилась в 1994 году. Каждый год она вынашивает одного ребенка. В США это переросло в большой бизнес. Потолка денежного вознаграждения за суррогатство, определенного законом, нет. Но как сообщает Sunday Times, размер вознаграждения колеблется от 12 до 18 тысяч евро. (Mednovosti.ru)

[6] Мухаммед Али әл-Баарр, Дин ве тып ачысындан түп бебек. 80-81 бет. Ауд: Адил Бебек. Несил иайынлары, Стамбул, 1989 г.

* другое дело вынужденный аборт.

[7] «Қазақстан заман», 11 октябрь 2005 г.

[8] Мұхаммед Барада Ғазиюли, әл-ихсабус-синағи мин манзурин исламии.

[9] К примеру, жительница американского штата Аризона 25-тилетняя «зиготная» мать Тереза Андерсон забеременела сразу пятью близнецами. После удачной операции на свет появились пять детей, вес которых колебался между 1550 и 1800 граммами. Ни один плод не умер. Когда биологические родители малышей Луиза Гонзалес и Энрико Морено хотели отблагодарить Терезу, дав ей 15 тысяч долларов, та не захотела отдавать детей. И теперь муж Терезы - Жерад сетует на то, что к их двум детям, с которыми не мало проблем, добавились еще пятеро. (согласно сообщению агенства «Реутерс». 27.04. 2005 г.)

[10] Мухаммед Али ал-Баарр, Дин ве тып ачысындан туп бебек, 80,81-бет. Пер: Адил Бебек. Несил иайынлары, Стамбул, 1989 жыл.

0 комментариев