Как следует понимать утверждение, что хорошее и плохое от Аллаха?
Как следует понимать утверждение, что хорошее и плохое от Аллаха?
10 лет назад 10920
Кайрат Жолдыбайулы

Благо или зло, хорошее или плохое, вера или же неверие – все выбираем мы сами. Создание же всего этого, то есть претворение нашего выбора в жизнь зависит от Всевышнего Аллаха. Допустим, мы посеяли пшеницу, летом следили за ней, уничтожали сорняки. Результат же наших усилий, рост пшеницы, зависит от Всевышнего Аллаха. Мы лишь пожелали взрастить пшеницу. Но взрастили пшеницу не мы, а Всевышний. Спросите, как? Разве не наделил Всевышний нас разумом? И разве не научил Он нас взращивать пшеницу? Кто создал семя пшеницы и даровал его человеку? Кто создал почву, минералы, солнце, воздух, воду, так необходимые для роста пшеницы? Мало того, кто позволил двигаться нашим рукам, которые пахали землю, сеяли семена пшеницы?

Мы лишь желаем что-либо сделать. Принимаем решения, делаем намерение. А двигает наши руки, придает им силу, связывает все наши клетки, напрягает наши мускулы – Всевышний Аллах.

Никто из нас, после посева пшеницы, не ломает голову над тем, как бы взрастить стебель пшеницы, ее листья, как бы насытить влагой каждое зернышко, засеянное нами, не отбираем необходимое количество удобрений и минералов, нужных для хорошего роста урожая. Все это претворяется в жизнь благодаря воле Всевышнего Создателя.

Из этого следует, что мы делаем лишь намерение совершить какое-либо деяние, а создание наших намерений в образе действий связано с волей и могуществом Всевышнего.

Как прекрасно выражение великого Абая: «Всевышний создал недуг. Но заставил болеть не Он».[1]

Может ли кто-либо, выйдя зимой на улицу налегке, а затем простудившись, сказать: «О Господь! Ну зачем ты наслал на меня эту болезнь?» В данном случае, причина болезни – он сам. А Всевышний Аллах лишь создал эту болезнь.

Мы сказали, что все наши желания претворяются в жизнь лишь по воле Всевышнего. То есть, без соизволения Всевышнего наши руки бывают связаны. Из чего следует вывод – ничто на свете не происходит без соизволения Всевышнего Аллаха.

Если Всевышний Аллах, в суре «Аль-Кахф», говорит:

﴿وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَداً * إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّهُ...﴾

«И ни о чем никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», не добавив: «если захочет Аллах»...»,[2] то в хадисе сказано: «Что пожелает Всевышний Аллах, то и будет. А то, чего не пожелает Всевышний, того не будет».[3]

Всевышний Аллах бывает доволен лишь благими деяниями, и порицает все плохое:

﴿...وَلَا يَرْضَى لِعِبَادِهِ الْكُفْرَ...﴾

«Он не одобряет куфра в Своих рабах».[4]

﴿...وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«И не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных».[5]

Этот мир является миром испытаний. По этой причине, если человек желает совершить зло, то Всевышний может позволить ему это сделать.

Иногда плохие намерения человека могут не сбыться. Но Всевышний Аллах, по причине какого-либо благодеяния, совершенного им до этого, или же хороших дел, которые он собирается совершить в будущем, может воспротивиться его намерению. То есть, все может ограничиться лишь намерением, без совершения самого деяния. Таким образом Всевышний Аллах может оберегать Своего раба от грехопадения. И это можно понять лишь в качестве особой милости и милосердия, оказываемых Всевышним Создателем Своему рабу. Наряду с этим, по причине различных прегрешений, Всевышний Аллах может наслать на раба и различные проблемы.

По причине того, что любое желание и намерение человека, каким бы оно ни было, хорошим или порицаемым, претворяется в жизнь по воле Всевышнего, мы веруем, что «хорошее и плохое, все от Аллаха». Так, создание чего-либо свойственно лишь Всемогущему Аллаху.

Всевышний Аллах сказал:

﴿وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».[6]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إنَّ اللهَ صَانِعُ كُلِّ صَانِعٍِ وَ صَنْعَتَهُ

«Создатель совершающего действие и его действия – Всевышний Аллах».[7]

Все сказанное указывает на то, что каждое наше действие является созданием Всевышнего Аллаха.

[1] Абай, Слова назидания, Поэмы. Двадцать восьмое слово, стр. 62, издательство «Кі­тап», 1992 г.

[2] «Аль-Кахф», 23-24.

[3] Абу Дауд, Адаб/106.

[4] «Аз-Зу­мар», 7.

[5] «Аль-Ангам», 141 аят.

[6] «Ас-Саф­фат», 96 аят.

[7] Кан­зуль-Ум­маль, 1/263

0 комментариев