Завтра будет лучше, завтра будет легче… Она повторяла эти слова словно заклинание. Впрочем не особо веря в правдивость. Но они помогали ей не уйти совсем в себя. Не погрузиться в пучину невеселых дум.
Непомерный груз долговых обязательств расположившись с удобством на ее шее, давил, душил, мешал дышать. Распахнув окно, она жадно вдохнула воздух, словно пытаясь набрать в легкие воздуха про запас. Не получалось.
Плакать тоже уже не хотелось. Решила почитать. Все книги на полке знакомые с детства были ей понятны, близки и любимы. Но никак не могли помочь в ее стремлении уснуть. Вспомнив о купленной в поезде книге, молодая женщина, потянулась за ней. Но роман с бульварной книжицей не задался.
Внезапно взгляд выхватил тоненькую книжечку, неловко свисающую с полки. «Сборник какой-то», - пробормотала она. Это была небольшая брошюра. «Тоже мне молитвы на все случаи жизни», скептически улыбаясь, равнодушно пролистав несколько страниц, она было хотела вернуть ее на место. Но неожиданно глаза остановились. «Дуа о помощи в уплате долга». Презрительно скривив губы, женщина положила книгу. «Странно, откуда она здесь? Наверняка кто-нибудь принес», - думала она. Ведь в библиотеке отца почетное место занимали классики, а отнюдь не религиозная литература.
Сон не шел. Мысли путались. Роились. Надоедливой мухой жужжали в мозгу. Она искала выход. И не находила. Раскинув руки спали ее малыши. «Господи, что же делать, как быть?» - сдавленный стон из самой глубины сознания не принес облегчения.
…Все было красиво. Почти как в кино. Набирая номер друга он ошибся одной цифрой. Так они познакомились. Он жил в столице. Она в небольшом городе на другом конце страны. Но разве молодость признает границы? Они общались часами, разговаривали обо всем и ни очем. Казалось сама судьба свела их. После нескольких месяцев и поездок через всю страну, было принято решение. Родители приняли новость без восторга, отдавать дочь далеко им не хотелось. Да и партию хорошую ей уже присмотрели. Ведь было немало желающих породниться с успешным, уважаемым человеком.
Она держала оборону: «Люблю». Скрепя сердце, разрешили.
Торжество отложили на осень ( у него срочные дела, что поделать, бизнес!), жених с родными приехав в дом ее отца, попросив руки, увозил с благословением.
Как же ей завидовали! В глазах подруг, провожавших ее в мужний дом читалась неприкрытая зависть. Знать бы тогда, что завидовать, оказывается нечему.
Оголенная правда жизни встретила ее сурово. Многое из рассказаного ей любимым не совпадало с реальностью. Квартира, на которой он жил с родителями и куда привел молодую жену, оказалась съемной. Свой бизнес в столице – всего лишь «точкой» на рынке, кстати, тоже арендуемой. Золотистая шелуха обсыпалась, обнажив суть. Отчетливо чувствовалось дыхание бедности. Аромат обещанного свадебного торжества растаял, так и не успев впитаться.
Однако, влюбленная девушка с горячностью молодого сердца простив его неловкие попытки приукрасить действительность, даже была счастлива. Совсем недолго.
Нет. Он не пил. Почти. И не бил. Он играл. На деньги. Сначала понемногу, но с течением времени ставки повышались, азарт усиливался.
Разговоры по душам, уговоры, слезы, слова раскаяния, небольшое затишье. И все повторялось сначала. Она изучала столицу по адресам букмекерских контор. В которых, даже находясь на сносях ей приходилось его искать. Он же с упорством ленивого плебея, просаживал свой скудный заработок, грезя о сказочном выигрыше. Ее слова рассыпались не доходя до его сознания.
Малыш родился на удивление здоровым. Словно извиняясь за отца, и стараясь облегчить матери жизнь, он мало плакал, спокойно спал.
Состоялся большой разговор с привлечением родных. Были клятвенные заверения прекратить. Поверив все еще любимому мужу, она уговорила тетю занять им денег. На бизнес. Сумма была немалой. Полученные средства были пущены в дело. Вскоре «точка» стала приносить неплохой доход. Стали строить планы, присматривали участок, по весне решили строиться. Так прошел почти год тихой жизни. Она снова была почти счастлива.
Но обманчивое ощущение безмятежности предало ее. Все вернулось. Отработанными маршрутами она снова искала его. Ссоры стали постоянным спутником семьи. Его родители потерпев поражение в деле воспитания, оставив попытки вразумить сына, предпочитали отмалчиваться.
Когда она поняла, что носит под сердцем второго, пришло отчаяние. Загубить невинную жизнь в больнице отказались, все сроки прошли. Малыш родился уже на другом конце страны. Пряча глаза, она появилась в доме отца, держа за руку сына и ожидая второго. Последовавший скандал, поездка матери к сватам, ее требования вернуть хотя бы деньги, взятые в долг , хотя бы часть, оказались пустыми.
«Вот правду говорят, что дочь словно депозит, отдаешь одну, возвращается с приплодом». Неудачная, злая шутка соседки пронзила острой иглой. «Только неприбыльный он оказался, этот депозит. Долг теперь висит на мне», - ответ отца напрочь сломил ее.
Она решила работать, подсчитала сколько нужно ей копить, чтобы рассчитаться с тетей. Профессия дизайнера позволяла ей трудиться на дому. Но денег было катастрофически мало, львиная доля уходила на малышей. Половину суммы долга после жуткого крика тети, отдал отец. Теперь они не почти не разговаривали. Она стала тенью. Тихо выходила, как только он заходил домой. Не позволяла малышам шуметь. Старалась быть незаметной, не причинять неудобств. Почти перестала спать. Веселые искорки глаз потускнели, словно высохшие озера.
Сон не шел. Меряя шагами комнату, она непроизвольно взяла с полки брошюру. Ту самую. Воровато оглянувшись, словно не желая показаться смешной, нашла тот самый молитвенный стих. Она читала одними губами. Как если бы звук незнакомых слов мог спугнуть.
Несколько раз прочитав невиданный доселе текст, она вдруг ощутила успокоение. Как если бы поделилась долговым грузом с кем-нибудь любящим и родным, на кого можно уповать. В измученном, уставшем и отчаявшемся сердце шевельнулась тонкая, нежная, слабая ниточка надежды. Что завтра будет лучше, завтра будет легче.
Она уснула не подозревая о том, что находится в самом начале пути к истинному свету.
Рассказ написан по следам реальной истории, имевшей место в Астане не далее как год назад. Прототип героини – молодая женщина 26 лет. В данное время она проживает в г. Тараз в доме отца. Работает на двух работах.Отец детей пока не ищет. И долг отдавать не торопится. Увы.