Как шариат относится к вскрытию трупа для исследования?
Как шариат относится к вскрытию трупа для исследования?
2 года назад 2393

Для того чтобы выяснить причину смерти умершего человека нужно провести экспертизу. Для этого вскрывают тело трупа. Иногда это нужно для того чтобы выяснить болезнь умершего человека. Вопрос: Как шариат относится к вскрытию трупа и что говорят исламские учёные насчет этого? Сандугаш. 

В исламе принято относиться к человеку с уважением, и даже после смерти его труп также достоин почтения. Согласно мусульманской этике, тело умершего человека обмывают с уважением и заворачивают в саван. Перед погребением совершают коллективный джаназа (намаз) молитву, после покойного провожают в последний путь. Не допускается осквернение тело умершего человека. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то сказал: «Сломать кость мёртвого всё равно, что сломать кость живому»[1]. Поэтому если нет крайней необходимости, желательно не подвергать тело вскрытию и похоронить труп в целостности и сохранности.

Но в некоторых случаях возникают ситуации, когда труп нужно вскрыть для проведения исследования. На сегодняшний день большинство учёных считают, «что в таких случаях, разрешается специалистам проводить хирургические исследования над трупом». Эти ситуации можно рассматривать в трёх позициях:

1.Вскрытие трупа для установления болезни, которое привело к смерти. Для того чтобы установить диагноз болезни который послужил причиной смерти специальные врачи-специалисты проводят хирургические исследования над трупом. Такого рода исследования очень важны для того, чтобы предотвратить распространения эпидемий среди населения, чтобы обезопасить жизнь других людей.

2.Вскрытие трупа, которое, проводится под руководством преподавателя-врача с целью ознакомить студентов с внутренними органами человека. Большинство населения считают это крайне необходимой мерой, но есть и группа противников-теологов, которые не согласны с проведением таких хирургических исследований.    

Но нужно учитывать следующие условия:

  • Если это опознанный труп, также, если он сам разрешил вскрывать его тело после смерти или же если имеется разрешение родственников умершего.
  • Не превышать нормы необходимости.
  • Обращаться с трупом бережно и не допускать его осквернения.
  • Для проведения исследований над женским трупом по возможности допускать врачей-женщин, и только в исключительных случаях, когда нет врача-женщины, допускать к исследованию врача-мужчину.

3. Вскрывать труп, чтобы раскрыть преступление. Очень часто, чтобы раскрыть преступление, связанное с убийством человека крайне необходимо провести медицинскую экспертизу.

Для получения ответа ряда следующих вопросов необходимо провести хирургические исследования: Что послужила причиной смерти, стихийное бедствие или же человек был убит кем-то? Или же это суицид? В какое время наступил смерть?

В таких случаях, исследования проводят специалисты, имеющие специальную подготовку в области патологической анатомии или судебной медицины.  В результате экспертизы определяется подозреваемое лицо и его причастность к преступлению. С этой точки зрения хирургические исследования над трупом тоже важны. Но  в этой части тоже имеются свои требования:

  •  Должен быть подозреваемый человек в совершении преступления.
  •  Преимущество вероятности, что преступление раскроется только с проведением хирургических исследований.
  •  Недостаточность улик и доказательств.
  •  Исследования должен проводить надёжный, квалифицированный специалист.
  •  Должно быть, специальное разрешение из государственных органов на проведение хирургических исследований.

4. При любых обстоятельствах вскрытые органы умершего человека, после должны быть захоронены [2].

 

[1] Абу Дауд – Китабул Жанаиз - №3207
[2] Рабытату әл-Ъаламил Ислами: Мажмаъул Фиқһил Ислами: Очередное десятое заседание, проведенное в 1987году. Доктор Али Ахмад ас-Салүс: Маусугатуль Казая – 587 бет. Издательство «Дарус сақафа» – Катар. Издание «Дарул Коран» –Египет.; Аш-Шайх Хасан Мамүн: http://www.dar-alifta.org/ ; Ахкаму ташрихи Жүссатил Адами; ал-Мажлис Ислами лил-ифта – Кудус: http://www.fatawah.com/Fatawah/87.aspx 

Абдусамат Қасым