Сколько платить за утильсбор на машину в Казахстане в 2022 году. Возможна ли амнистия для владельцев авто с российскими номерами?
|
Размер утильсбора привязан к минимальному расчетному показателю и меняется год от года
В Казахстане с 2016 года взимается обязательный утилизационный сбор за ввоз транспортного средства в страну. В зависимости от объема двигателя и типа автомобиля он составляет от 460 тысяч почти до 14 миллионов тенге, пишет Sputnik.kz.
Утильсбор на авто в Казахстане: кто должен платить
С 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.
Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.
Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.
Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.
Как рассчитать размер утильсбора на автомобиль
Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.
Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2022 году размер 1 МРП предположительно составит 3 063 тенге.
Таким образом, размер базовой ставки в 2022 году – 153 150 тенге.
Размер утильсбора для легковых автомобилей
Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 459 450 тенге.
Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:
до 1 000 кубических сантиметров - коэффициент 3 – 459 450 тенге;
от 1 001 до 2 000 кубических сантиметров - коэффициент 7 – 1 072 050 тенге;
от 2 001 до 3 000 кубических сантиметров - коэффициент 10 - 1 531 500 тенге;
свыше 3 001 кубических сантиметров - коэффициент 23 - 3 522 450 тенге.
Размер утильсбора для грузовиков
Рассчитывается исходя из полной массы:
до 2.5 тонны - коэффициент 7 - 1 072 050 тенге;
от 2.5 тонны до 3.5 тонны - коэффициент 15 - 2 297 250 тенге;
от 3.5 тонны до 5 тонн - коэффициент 15 - 2 297 250 тенге;
от 5 тонн до 8 тонн - коэффициент 16 - 2 450 400 тенге;
от 8 тонн до 12 тонн - коэффициент 19 - 2 909 850 тенге;
от 12 тонн до 20 тонн - коэффициент 21 - 3 216 150 тенге;
от 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей - коэффициент 41 - 6 279 150 тенге.
Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн - коэффициент 11 - 1 684 650 тенге.
Размер утильсбора для автобусов
Для автобусов с электродвигателями, кроме гибридных, действует коэффициент 8, утильсбор - 1 225 200 тенге.
Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:
до 2 500 кубических сантиметров - коэффициент 8 - 1 225 200 тенге;
от 2 500 до 5 000 кубических сантиметров - коэффициент 16 - 2 450 400 тенге;
от 5 000 до 10 000 кубических сантиметров - коэффициент 21 - 3 216 150 тенге;
свыше 10 001 кубических сантиметров - коэффициент 27 - 4 135 050 тенге.
Размер утильсбора для тракторов
Рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
до 60 лошадиных сил - коэффициент 4 - 612 600 тенге;
от 61 до 130 лошадиных сил - коэффициент 11 - 1 684 650 тенге;
от 131 до 220 лошадиных сил - коэффициент 34 - 5 207 100 тенге;
от 221 до 380 лошадиных сил - коэффициент 58 - 8 882 700 тенге;
свыше 380 лошадиных сил - коэффициент 80 - 12 252 000 тенге.
Размер утильсбора для комбайнов
Утильсбор для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
до 160 лошадиных сил - коэффициент 18 - 2 756 700 тенге;
от 161 до 220 лошадиных сил - коэффициент 46 - 7 044 900 тенге;
от 221 до 255 лошадиных сил - коэффициент 64 - 9 801 600 тенге;
от 256 до 400 лошадиных сил - коэффициент 76 - 11 639 400 тенге;
свыше 400 лошадиных сил - коэффициент 90 - 13 783 500 тенге.
Возможна ли амнистия для владельцев авто с российскими номерами? Мнение эксперта
88 тысяч владельцев автомобилей с российскими номерами в Казахстане рискуют оказаться вне закона. Оказалось, что многие машины на момент продажи были зарегистрированы в России, однако позже их прежние владельцы сняли ТС с учета, и таким образом эти машины повисли в воздухе: они не состоят на регистрационном учете ни в Казахстане, ни в России. Часть авто и вовсе признаны криминальными либо состоят в угоне.
По какой причине казахстанцы массово покупали авто на российских номерах? Почему только сейчас стало известно об этих 88 тысячах автомобилей? И как можно разрешить проблему, возможна ли некая "амнистия" для автовладельцев? Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с председателем Независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым.
Почему казахстанцы стали покупать автомобили с российскими номерами? В чем их преимущество?
На самом деле какого-то особого преимущества у российских автомобилей нет. Просто
эти машины были куплены в РФ и завезены в Казахстан по доверенности.
Основная причина в том, что эти машины покупаются дешевле, причем значительно дешевле, учитывая, что покупаются они без снятия с учета в России и без постановки на учет в Казахстане. Те, кто покупает эти машины, они не платят утилизационный сбор, они не платят за первичную регистрацию ТС. Если такая машина здесь стоит 10 миллионов тенге по нашим деньгам, то в РФ они покупают ее, условно, за 5 миллионов и катаются, пока не сталкиваются с теми проблемами, с которыми они столкнулись сейчас.
Самая основная причина этого, что казахстанцы вынуждены искать какие-то лазейки и пытаться купить нормальную машину по нормальной цене.
Я вам приведу реальный пример. По рабочим нуждам мне нужно было купить 3 небольших джипа. В США я их мог взять по 3 тысячи долларов. Для того чтобы эту машину поставить на учет здесь, с меня государство захотело взять 10 тысяч долларов за каждую машину. То есть это первичная регистрация, налог, растаможка и прочее. Это просто бред.
Когда все эти сборы ввели, очень резко сократился ввоз подержанных автомобилей в Казахстан, а наш автопарк стал катастрофически стареть. Потому что ничего не обновляется. И вот подобные ситуации с кыргызскими машинами, с армянскими машинами, с российскими теперь.
Чем объясняло государство дорогую первичную регистрацию и утильсбор?
Утильсбор якобы нужен для того, чтобы все эти машины, которые свой срок эксплуатации отслужили, не валялись на дорогах. Вы где-нибудь видели валяющиеся автомобили? Я тоже не видел. Вот вы завезете автомобиль стоимостью 3 тысячи долларов, а утилизация на ваш автомобиль будет составлять 4 тысячи долларов. Вы должны заплатить 4 тысячи долларов за машину, которую вы привезли из-за рубежа, чтобы кто-то ее когда-нибудь утилизировал. Я вам голову на отсечение даю, что никто и никогда ее утилизировать не будет, потому что, когда пройдет 20-30 лет, ее продадут на запчасти и никакой утилизации она не дождется. А деньги с вас уже взяли.
Например, утилизационный сбор в Германии составляет примерно 100 евро, а у нас - от 1,5 до 4 тысяч долларов. Почувствуйте разницу. Почему так дорого?
Мы, потребители, вы и я, вынуждены платить дорогую первичную регистрацию и утильсбор. Это все преподносится под соусом поддержки нашего так называемого автопрома. Соответственно, люди и несутся: в Кыргызстан за праворульными, в Армению, в Россию точно так же. Вот она - причина основная. Потому что наше государство обложило непомерными всякими оброками возможность гражданам ввезти подержанный автомобиль.
Раньше как было: я купил автомобиль 2010 года, ездил на нем 3-5 лет, затем я его продаю и покупаю посвежее. То есть потихонечку автопарк худо-бедно обновлялся. Сейчас этого нет. Сколько завезли в льготку 10-15 лет назад подержанных автомобилей, вот они и остались. Сейчас автопарк 20-летний, и он стареет, стареет и стареет. И вот вся эта беда: казахстанцы не очень богатеют, а машины многим нужны для выживания и для бизнеса, люди используют всякие лазейки. Но не задумываются о том, что дергают спящего тигра за усы, то есть государство. Да, может, какое-то время и поездят, потом он просыпается - и хрясь лапой всех. И вот так было с кыргызскими автомобилями чуть ли не ежегодно, так было с армянскими автомобилями, а сейчас с российскими.
Почему именно сейчас начали выявлять российские авто?
У нас, к сожалению, в Евразийском союзе, если вы купили авто в России, здесь по официальным базам его нельзя было посмотреть. Если машину угнали в России – вы не видите это в Казахстане, потому что нужно сделать запрос, пока он туда идет, пока они ответят, машина уже трижды может быть перегнана сюда, и уже никто об этом ничего не знает. Сейчас это именно так.
Поэтому теперь пытаются сделать единую базу данных, интегрировать, чтобы мы по базе видели информацию о машине. Вбить номер этой российской машины и увидеть, что она, например, в угоне. А сейчас этого нет.
Россия нам предоставила список из 88 тысяч автомобилей, и Казахстан начал проверять. Одну машину нашли, третью, 25-ю и так нашли кучу всяких разных автомобилей.
Владельцы машин с российскими номерами не купили ее в прямом смысле, оформив договор купли-продажи, сняв с учета, привезя сюда, поставив на учет. Ничего подобного. Они деньги заплатили, но машина передана им по генеральной доверенности.
По гендоверенности машина стоит на учете в России. Вы прекрасно на ней ездите, у вас есть генеральная доверенность на эту машину. Но российский хозяин потом с себя (с учета) машину снимает, потому что ему же еще налоги всякие начисляются. И все, машина снята с учета в России. А вы об этом не знаете абсолютно, что там с ней сделано, снята она с учета, не снята. Либо эта машина может быть угнанной, а вам по левым документам продали. Вы об этом не знаете, катаясь на ней в Казахстане. И сейчас все эти случаи начинают выявляться. Потому что Россия выкатила нам список, и мы теперь хотим порядок навести. Получается, что машина не числится ни в российской ГАИ, ни в казахстанской. Потому что она на российских номерах. А эти номера уже недействительны, все, машина уже снята с учета.
Есть определенный порядок. Машина должна быть зарегистрирована либо там, либо здесь. А так она, получается, из правового поля вообще выпадает.
Сейчас в этом плане пытаются навести порядок. И я за. Но люди, которые купили, погнавшись за дешевизной, страдают. Соответственно, они не платили налог, первичную регистрацию, утильсбор, потому что это российская машина.
Как вы видите сейчас решение проблемы? Ведь тысячи водителей попали в эту ситуацию...
Решение, к сожалению, не понравится тем, кто эти машины покупал. Эти машины надо ставить на учет.
Если она чистая, некриминальная, не в угоне, то да: платить утильсбор, первичную регистрацию, плакать и ставить на учет. Или обратно ее куда-то в Россию сдавать.
То есть обратно везти ее в Россию и продать? Это возможно?
Только если там нет какого-то ограничения: ведь машина в России снята с учета и теперь числится между небом и землей. Можно ли ее пригнать обратно в Россию и там продать? Теоретически, наверное, да. Если она некриминальная и не угнана. Но, наверное, в России, тоже есть определенные сроки, машина не может быть бесконечно без учета. Может быть, в течение месяца она должна была быть поставлена на учет. То есть, если автовладелец эти сроки нарушил, вероятно, придется заплатить какой-то штраф. Я не знаю российское законодательство в этом плане.
А если машина криминальная или угнанная, что будет с ней?
Машину заберут в качестве вещдока, и все. Получается, что да, автовладелец потеряет машину. Но он может предъявить претензии продавцу. Если, конечно, найдет его.
А возможна ли какая-то амнистия для водителей, которые купили авто с российскими номерами, как вы считаете?
Вы знаете, около 10 лет все это длится, и все просят амнистию. Вот, допустим, стоит машина 10 миллионов тенге, а вам предлагают купить ее за 5 миллионов. И вы с радостью ее покупаете, а потом просите амнистию, ну как так? Государство не обязано отвечать за ваши коммерческие сделки, за то, что вы покупаете.
Вы покупаете фактически ворованную машину, катаетесь на ней, а потом, когда все выясняется, говорите: ой, давайте мне амнистию сделайте, я же не знал.
Согласитесь, это как-то неправильно. Владельцы, покупая такую машину, используя лазейку, заплатив в 2 раза меньше, наверное, они отдают себе отчет, что в этом есть определенные риски.
Ведь есть добросовестные покупатели, которые купили российскую машину, все сборы заплатили, честно и добросовестно. Они тоже отрывали от себя эти деньги – первичную регистрацию, утильсбор, налог, и им никто ведь эти деньги не вернет. Давайте тогда всем сделаем амнистию.
У меня позиция в этом плане такая: человек, покупая что-то за рубежом, вступает во внешнеэкономическую торговлю, он должен думать о своих рисках. И это ответственность не государства, это ответственность покупателя.
Подготовила Айнаш Ондирис.
Казахстан остаётся рынком автохлама
Автомобили возрастом более 10 лет достигли 63,7% от всего автопарка РК
За январь – август 2021 официальные дилеры в РК продали 73,4 тыс. новых легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники — сразу на 39% больше, чем за аналогичный период годом ранее, сообщает Energyprom.
Большая часть продаж новой техники приходится на автомобили отечественного производства: так, по итогам 2020 года доля казахстанских автомашин в продажах составила 73%, против 27% импортных, а за 2021-й, по оценке Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ), доля отечественного автопрома составит 80%.
При этом до 2019 года в продажах новых легковых автомобилей преобладали «иностранцы».
В то же время, несмотря на рост продаж новых авто, поддерживаемый автопромом страны, Казахстан, к сожалению, остаётся также рынком «слива автохлама». Так, по итогам августа текущего года количество зарегистрированных в РК легковых автомобилей составило 3,8 млн, сократившись по сравнению с прошлым годом на 1,3%; при этом автомобили возрастом более 10 лет достигли сразу 63,7% от всего автопарка РК, или 2,4 млн. На автомобили возрастом от 3 до 10 лет приходится ещё 21,5% парка, или 827,3 тыс. машин.
В то же время есть и позитивный момент: доля новых автомобилей возрастом менее 3 лет за год увеличилась — с 11,3% до 13,1%, или до 502,8 тыс. «железных коней».
Впрочем, наблюдается и пессимистичный момент. По дорогам РК колесят не только местные «старички», но и немало незарегистрированных легковых автомобилей преимущественно из стран ЕАЭС. На начало прошлого года их количество достигало 200 тыс. Напомним: граждане Казахстана могут перемещаться по территории РК и ЕАЭС по доверенности на транспортных средствах Беларуси и России без учёта сроков временного ввоза. Транспортными средствами, ввезёнными из Армении и Кыргызстана, хотя данные категории средств не относятся к иностранным, казахстанцы не имеют права управлять по доверенности.
«Чужие» автомобили не попадают в статистику, далеко не всегда — приличного возраста и в целом могут представлять опасность на дорогах РК. Так, по данным МВД РК, за январь – август текущего года было зарегистрировано 879 ДТП с участием автомобилей с зарубежным учётом, сообщает Liter.kz. В авариях погибло 170 человек, ещё 1162 человека были ранены. Сколько всего правонарушений совершено водителями на таких «иностранцах», сколько штрафов им причитается, но никогда не будет ими выплачено — неизвестно.