КОМУ ВЫГОДНА ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И КИТАЕМ?
КОМУ ВЫГОДНА ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И КИТАЕМ?
6 лет назад 2105 ru.valdaiclub.com vestifinance.ru kapital.kz Фэн Шаолэй

Когда торговое представительство США (USTR) официально объявило о введении дополнительных пошлин на китайские товары общей суммой в 200 млрд долларов, продолжавшаяся последние несколько месяцев торговая война между США и Китаем вошла, как представляется, в новую фазу. Начатая США торговая война не возымела никакого эффекта ни на экономику Китая, ни на другие сферы.  

Всё возрастающее давление на китайских экспортёров, колебания фондового рынка и даже повсеместные ожесточённые дискуссии в интернете – всё это, на самом деле, ответ Китая, крупнейшей торговой державы мира, на максимальное давление со стороны США.

Эта торговая война, возможно, принесёт свои горькие плоды также и в других областях. Затронет ли эта борьба в сфере торговли также, например, и финансовый сектор? Объективное доминирование США в международном финансовом секторе неизбежно будет создавать для Китая проблемы – но и Китай, крупнейшая страна-кредитор США, также уступать не намерен. Что же касается вопросов безопасности, то здесь вызывает беспокойство возможность каких-либо непредвиденных инцидентов. В конце концов, оборонный бюджет США составляет около 700 млрд долларов и рано или поздно это даст о себе знать. Нередкое появление американских военных кораблей в Южно-Китайском море или действия США по тайваньскому вопросу в равной мере означают, что Америка ускоряет своё движение от «терпимости» в отношении Китая к его «сдерживанию».

В результате торговая война несёт с собой весьма разнообразные «выгоды». Во-первых, она позволяет увидеть, что в невиданную доселе эпоху перемен в международной системе США как гегемония №1 всё ещё способны оказывать максимальное давление и сдерживать те страны, которые дышат им в затылок. Так, Иммануил Валлерстайн однажды сказал, что упадок международной гегемонии в истории – отнюдь не прямолинейное движение вниз: та или иная страна зачастую сохраняет гегемонию в течение продолжительного периода, господствуя над другими державами. Суждение Валлерстайна, по крайней мере в том, что касается торговой войны между США и Китаем, подтвердилось и в этом смысле предполагает, что радикалы, которые грезят о смене династий и предсказывают, что №2 вскоре заменит №1, едва ли дождутся этого в ближайшем будущем.

ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И КИТАЕМ: ПРОИГРАЮТ ВСЕ - Клиффорд Капчан
Президент Дональд Трамп сделал Китай центральной темой своей предвыборной кампании в 2016 году, угрожая покончить, как он выражался, с экономической агрессией Пекина против США. Последовавшее годовое затишье побудило многих наблюдателей поверить, что предвыборные речи Трампа были лишь риторикой, а экономической войны с Китаем удастся избежать. Но этим надеждам не суждено было сбыться – осенью 2018 года конфликт между Пекином и Вашингтоном перерос в то, что всё больше напоминает экономическую войну на истощение.

«Выгоды» этой торговой войны заключаются также и в том, что Китай лучше осознает свой статус-кво в сфере развития и собственную роль на мировой арене. С одной стороны, не следует строить иллюзий, что эта война способна его напугать. «Биться до конца» – это китайцы умеют лучше кого бы то ни было. С объективной точки зрения общий объём экономики Китая – 82 трлн юаней, где зарубежная торговля составляет всего около 10%. На товарооборот между Китаем и США приходится всего треть внешней торговли объёмом в 8 трлн. Воздействие этой войны на общий экономический рост Китая составит только 0,2-0,5%. С этим «чжэтэн», что значит «много шума из ничего», китайцы справятся.

С другой стороны, Китай прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что китайская экономика – всё ещё «развивающаяся» и имеется существенный отрыв от международных передовых технологий. Нам ещё многое предстоит сделать в основных отраслях промышленности, и есть много частных задач, включая борьбу с бедностью. В нашей стране, на самом деле, нет ни тени самодовольства. Во-вторых, только при условии, что Китай будет держаться наготове и стремиться к политике реформ и открытости, китайская экономика выдержит это испытание. Уровень макро-налоговой нагрузки в Китае таков, что здесь уже пора что-то срочно менять. Внутреннему рынку необходимо развитие и большая открытость. Финансовую систему Китая нужно реформировать и делать более международной; сейчас это уже предмет большой озабоченности во всём мире. В-третьих, из всех развивающихся стран Китай на протяжении сотен лет был удалён дальше всех от центров мировых цивилизаций. В нашу эпоху плюрализма ему необходимо как в полную силу использовать свои преимущества по сравнению с другими цивилизациями, так и состязаться с другими развивающимися и старыми индустриальными державами, чтобы достигнуть рубежей мирового цивилизационного прогресса. Это довольно серьёзное испытание для Китая, и пренебрегать им не следует.

По сравнению с многими мировыми державами, к которым относится и Россия, Китаю ещё предстоит учиться и набираться опыта в решении глобальных проблем. В этом смысле нынешняя торговая война способна многому нас научить. Как сказал однажды Председатель Мао Цзэдун, «Китай многократно пытался научиться чему-то у Запада, однако же наш учитель, к сожалению, побивал нас снова и снова». Эта торговая война очевидно не отражает всей совокупности отношений между Китаем и Западом, и Трамп не представляет Запад в целом. Однако на сей раз у Китая есть очень ясное понимание, что даже самая развитая, продвинутая и могущественная западная страна всё же переживает иногда периоды беспорядка, а это может стать прелюдией к длительному историческому процессу. Потому что нам прекрасно известно, что торговля между Китаем и США как рациональный обменный процесс, который естественным образом и в течение многих лет складывался между самой развитой страной мира и крупнейшей развивающейся экономикой, не может вестись путём запугиваний, обмана и подавления.  

В это трудное время китайцы также размышляют о судьбе других жертв санкций – в особенности России. Поэтому углубление китайско-российских отношений – отнюдь не случайность и никак не может интерпретироваться в неточных понятиях «альянса двух автократий». В действительности это двустороннее взаимодействие есть и будет долгосрочным и необходимым. Это означает не только то, что Китаю и России предстоит проделать в своём общении долгий путь, но и то, что закат западного мира станет долгим и непредсказуемым процессом. Поэтому даже безотносительно этой торговой войны мы не знаем, что за напасть может случиться завтра.

Чем обернется для США мировая торговая война

Глава крупнейшей в мире инвестиционной компании считает, что тактические сиюминутные победы Соединенных Штатов нивелируются в долгосрочной перспективе.

После своих недавних европейских командировок Ларри Финк, генеральный директор BlackRock, крупнейшей в мире компании по управлению активами ($6,3 трлн), понял, насколько европейские клиенты обеспокоены текущим положением дел и проблемами, которые могут возникнуть в будущем в связи с торговой войной между США и другими странами.

Инвесторы выражают недовольство американской политикой, ведущей к тому, что «все больше компаний, находящихся за пределами США, начинают отдавать предпочтение Китаю». «Сейчас все очень неопределенно. В ближайшем времени мы увидим, по какому сценарию сложатся события», – заявил Финк на финансовой конференции Yahoo в Нью-Йорке.

«США одержит победу, но только в краткосрочной перспективе, – добавил он. – Самая большая проблема, которую вижу я и которую отмечают наши клиенты, заключается в том, что США занимаются собственным обособлением». Это приведет к тому, что в долгосрочной перспективе Америка окажется в проигрыше, уверен топ-менеджер.

Белый дом ввел ряд пошлин на импорт товаров из Китая – новые 10-процентные тарифы на импортируемую из Китая продукцию на сумму в $200 млрд вступили в силу уже сегодня. Ответные меры Поднебесной носят более сдержанный характер.

Большинство экономистов считает, что введенные пошлины окажут минимальное влияние на повышение цен. Тем не менее Финк убежден в том, что сложившаяся ситуация может нанести вред репутации США на международной арене. «Мировая экономика подвергается опасности, – добавил он. – Принцип многосторонних отношений является одной из великих основ мирового порядка. Сейчас же, когда многосторонний подход рушится, начинает расти популизм, а страны все больше концентрируются только на собственных нуждах и желаниях. Такие проблемы могут привести к большей волатильности и создать серьезные неприятности. Но я все же не утверждаю, что это обязательно произойдет».

США не смогут одолеть Китай в торговой войне

США не могут выиграть в войне торговых пошлин с Китаем, причем вне зависимости от слов или действий президента Дональда Трампа в ближайшие месяцы. 

Трамп уверен, что в этом конфликте у него преимущество, потому что экономика США очень сильна, а также потому, что политики обеих американских партий одобряют его стратегическую задачу остановить подъем Китая и сохранить глобальное превосходство Америки.

Как пишет главный экономист Gavekal Dragonomics Анатолий Калетский в своей статье на Project Syndicate, ирония в том, что вся эта очевидная сила является фатальной слабостью Трампа. Применяя принцип боевых искусств "обрати силу противника против него самого", Китай может легко выиграть в этой битве пошлин или же как минимум принудить Трампа к ничье. 

Главный экономист Gavekal Dragonomics Анатолий Калетский

"Начиная с Давида Рикардо, экономисты доказывают, что ограничение импорта снижает благосостояние потребителей и тормозит рост производительности. Однако это не главная причина, почему Трампу придется отступить в этой торговой войне. В торможении американо-китайского конфликта другой экономический принцип (его редко используют для объяснения бесполезности торговых угроз Трампа) играет намного более важную роль, чем рикардовская концепция сравнительных преимуществ: кейнсианское управление спросом.

Сравнительные преимущества, конечно, влияют на долгосрочное экономическое благосостояние. Однако именно ситуация со спросом определит, кто – Китай или Америка – будет испытывать больше необходимости в скорейшем заключении торгового мира в предстоящие месяцы. Обратив внимание на проблему управления спросом, можно ясно увидеть, что США пострадают от пошлин Трампа, а Китай способен избежать любых негативных последствий, вызванных ими.

С кейнсианской точки зрения, исход торговой войны зависит главным образом о того, находятся ли соперничающие страны в состоянии рецессии или же испытывают избыток спроса. Во время рецессии пошлины могут стимулировать экономическую активность и занятость, хотя и ценой снижения долгосрочной эффективности. Но если экономика работает на полную мощность (или почти на полную), тогда тарифы приводят лишь к росту цен и усиливают повышающее давление на процентные ставки. Это описание явно применимо к экономике США сегодня.

В целом американский бизнес не сможет найти дополнительных работников со сверхнизкими зарплатами для замены китайского импорта. Немногим американским компаниям, которых пошлины мотивируют вытеснять китайский импорт, придется поднять зарплаты и построить новые заводы, что еще сильнее будет способствовать повышению инфляции и процентных ставок. Доступных простаивающих мощностей мало, поэтому новые инвестиции и наем новых сотрудников, которые необходимы для импортозамещения китайских товаров, могут осуществляться лишь за счет других бизнес-решений, которые обещали принести больше прибыли до начала торговой войны с Китаем. Получается, что в случае если американский бизнес не будет уверен в том, что новые пошлины будут действовать еще много лет, он не будут инвестировать и нанимать новых работников для конкуренции с Китаем.

Предположим, что хорошо информированный китайский бизнес знает об этом. В этом случае он не будет снижать экспортные цены и брать на себя издержки американских пошлин. Это вынудить импортеров в США оплачивать пошлины и перекладывать эти издержки на плечи американских потребителей (еще сильнее повышая инфляцию) либо на плечи американских акционеров, снижая прибыль. Тем самым пошлины не станут "наказанием" для Китая, в чем явно уверен Трамп. Вместо этого их главным результатом станут убытки для американских потребителей и бизнеса, аналогичные последствиям повышения налога с продаж.

Но давайте допустим, что пошлины действительно вытеснят некоторые китайские товары с американского рынка из-за их возросшей цены. Откуда придет конкурентоспособный по цене импорт, который заменит Китай?

Китай с ноября снижает пошлины на товары из большинства стран торговых партнеров. Госсовет таким образом хочет смягчить удар, который нанесли повышенные пошлины со стороны США.

В большинстве случаев ответ таков: из других развивающихся стран. Некоторые товары более дешевых категорий, например обувь и игрушки, будут поставляться из Вьетнама или Индии. Финальная сборка части электроники и промышленной техники может переместиться в Южную Корею или Мексику. Несколько японских и европейских поставщиков способны заменить китайских экспортеров в категории более дорогих товаров. В результате даже в той очень незначительной степени, в какой данные пошлины действительно окажутся "наказанием" для Китая, они станут для других развивающихся стран и глобальной экономики не источником "заразного" ущерба, а умеренным стимулом повышения спроса благодаря вытеснению китайских экспортеров из США.

Да, действительно, китайские экспортеры могут понести умеренные потери, поскольку другие производители воспользуются американскими пошлинами, чтобы их вытеснить. Но это не окажет влияния на рост экономики, занятость и корпоративные прибыли в Китае, если для компенсации потерь в экспортном секторе эта страна начнет управлять внутренним спросом. Китайское правительство уже начало стимулировать внутреннее потребление и инвестиции, смягчая монетарную политику и снижая налоги.

Впрочем, китайская политика стимулирования пока что весьма осторожна, поскольку руководство страны, вероятно, понимает пренебрежительно малое влияние американских пошлин на китайский экспорт. Если же, однако, появятся свидетельства ослабления экспорта, тогда Китай может и должен компенсировать эту слабость дополнительными мерами по повышению внутреннего спроса. В принципе, Китай может вообще избежать какого-либо ущерба от американских пошлин, просто ответив на них полномасштабными кейнсианскими стимулами. Но захочет ли китайское правительство это сделать?

Именно здесь поддержка обеими американскими партиями политики сдерживания в отношении Китая парадоксальным образом работает против Трампа. Руководство Китая пока что не хочет применять откровенное стимулирование спроса в качестве оружия в торговой войне, поскольку председатель КНР Си Цзиньпин твердо пообещал ограничить рост долгов в Китае и реформировать банковский сектор.

Но подобные аргументы финансовой политики против применения кейнсианских мер, конечно, становятся неуместны в условиях, когда США представляют битву вокруг пошлин Трампа как первую стычку в геополитической "холодной войне". Просто невозможно себе представить, чтобы Си Цзиньпин присвоил более высокий приоритет вопросам кредитной политики, а не стремлению к победе в торговой войне и, следовательно, демонстрации бесполезности американской стратегии сдерживания Китая.

Тем самым возникает вопрос, а как будет реагировать Трамп, если его тарифы начнут вредить американскому бизнесу и избирателям, в то время как Китай и весь остальной мир от них легко отделается. Вероятный ответ таков: Трамп воспользуется прецедентами, созданными во время его конфликтов с Северной Кореей, Евросоюзом и Мексикой. Он "заключит сделку", которая не позволит достичь заявленных целей, но даст ему возможность хвастаться "победой" и оправдает словесную воинственность, которая так вдохновляет его сторонников.

Удивительно успешный риторический прием Трампа – "громко кричи и неси белый флаг" – помогает объяснить последовательную непоследовательность его внешней политики. И американо-китайская торговая война, скорее всего, станет ее очередным примером".
США больше всего пострадают от торговой войны

Европейский центральный банк провел исследование

ЕЦБ рассмотрел гипотетическую ситуацию введения 10%-ных пошлин США на весь импорт и эквивалентных ответных пошлин других стран. Исследование показало, что США при таком сценарии понесут основное бремя сокращения торговли и ущерба доверию потребителей и инвесторов, пишет vestifinance.ru.

«Результаты оценки показывают, что чистая экспортная позиция США значительно ухудшится, — говорится в исследовании ЕЦБ. — В рамках этой модели американские компании также меньше инвестируют и нанимают меньше работников, что усиливает отрицательный эффект».

По оценкам ЕЦБ, темпы экономического роста в США в этом случае снизятся более чем на 2 процентных пункта. В настоящее время Международный валютный фонд ожидает, что экономика США увеличится на 2,9% в этом году и на 2,7% - в следующем, отмечает Reuters.

Китай, напротив, выиграет, увеличив экспорт в третьи страны, где товары из США облагаются пошлинами, хотя этот небольшой прирост будет временным и частично компенсируется негативным влиянием на доверие, показала модель ЕЦБ.

Между тем, мировая торговля может сократиться на 3% по сравнению с базовым уровнем.

Модель ЕЦБ является чисто теоретической, она не воспроизводит фактические условия торговли.

Как сообщали «Вести.Экономика», с понедельника начали действовать 10%-ные пошлины США на китайские товары на сумму 200 млрд долларов. Президент США Дональд Трамп не исключил возможности введения дополнительных пошлин на китайские товары на сумму 267 млрд долларов. Пекин уже объявил о введении ответных пошлин на американские товары на сумму 60 млрд долларов.

0 комментариев
Архив