Как спасти молодежь Африки
Как спасти молодежь Африки
4 года назад 1078 forbes.kz

К 2050 Африка станет домом для 25% мировой рабочей силы. Но нет гарантии, что эти работники, а особенно растущая доля молодёжи в их числе, будут иметь рабочие места, не говоря уже о том, чтобы эти рабочие места были достойными

Треть из почти 420 млн молодых людей Африки (в возрасте от 15 до 35 лет) сегодня безработные, а ещё треть – имеют нестабильную занятость. Лишь один из шести молодых африканцев имеет работу с регулярной зарплатой. Вариантов мало, а надежд ещё меньше, поэтому молодые люди могут обращаться к такой деятельности, как проституция, чтобы свести концы с концами, или пытаются отвлечься, например, с помощью запрещённых наркотиков.

Самое большое поколение Африки рискует оказаться потерянным. Это катастрофа, которая будет иметь далекоидущие последствия. Если человеческий капитал Африки не будет использован, тогда инновационный потенциал континента окажется исчерпан, а потенциал роста упущен. Возрастёт спрос на государственные пособия, создав повышенное давление на национальные бюджеты, при этом разочарование населения будет усиливаться, что потенциально может привести к социальным беспорядкам и политической нестабильности.

У Африки нет проблемы с нехваткой ресурсов, но эти ресурсы зачастую плохо управляются и неравномерно распределяются. Доминирование неформальной экономики в каком-то смысле является наглядным подтверждением этих ошибок.

Именно низкое качество государственного управления, например, безудержная коррупция и неадекватные инвестиционные стимулы, ограничивает число имеющихся экономических возможностей, особенно для молодёжи, у которой нет связей на высоком уровне. У работников почти не остаётся иного выбора, кроме как отдать свой труд, способности и предпринимательский дух неформальному сектору в попытках найти способы получения доходов с небольшим или нулевым стартовым капиталом.

По данным Международной организации труда, в регионе Африка южнее Сахары на долю неформальной экономики приходятся шокирующие 41% ВВП, а в некоторых странах региона эта доля достигает 60% (Нигерия, Танзания и Зимбабве). Кроме того, на долю неформального сектора приходится примерно три четверти несельскохозяйственной занятости в Африке южнее Сахары.

В неформальной экономике работники сами создают для себя возможности. Но у них нет ничего похожего на гарантии рабочих мест, охрану труда, не говоря уже о социальных льготах. Тем, кто управляет собственным бизнесом, трудно расширять свою деятельность, в том числе и потому, что у них нет доступа к капиталу. И, конечно, компании и работники из неформального сектора не платят налоги.

Чтобы создать перспективу качественных рабочих мест для растущего молодого населения Африки, правительства стран континента должны позаботиться о неформальном секторе и стимулировать неформальный бизнес формализовать свою деятельность. С этой целью они могли бы воспользоваться многими из тактических приёмов, которые доказали свою эффективность в стимулировании развития малых и средних предприятий в таких странах, как Мозамбик и Замбия.

Прежде всего, правительства должны создать стимулы, чтобы бизнес из неформального сектора инвестировал в расширение операций, в создание рабочих мест и – в конечном итоге – в формализацию своей деятельности. Один из способов сделать это – поддерживать программы медицинского страхования, которые привязаны к занятости. Ещё один способ – повышать доступность финансовых услуг. Если участники неформального рынка смогут открывать банковские счета и получать кредиты, они будут намного лучше подготовлены (и больше мотивированы) к расширению и формализации своей деятельности.

Было бы также полезно улучшать доступ к посевному и венчурному финансированию. Ещё одна мера – преференции в госзакупках. Такой подход уже использует замбийская Комиссия по вопросам экономического усиления граждан, которая стремится расширить участие в экономике маргинализированных групп населения, в том числе женщин, молодёжи и инвалидов.

Также абсолютно необходима налоговая реформа. Когда участники неформальной экономики ожидают, что налоги станут для них избыточно тяжёлым бременем, они вряд ли начнут формализацию своей деятельности. Следовательно, надо упрощать налоговую отчётность, вводить возможность оплаты налогов онлайн, а налоговые ставки нельзя устанавливать на слишком высоком уровне.

Кроме того, африканские правительства, вместе с неправительственными организациями, могли бы способствовать развитию человеческого капитала, предложив программы профессиональной подготовки и менторской поддержки работникам неформального сектора. Одновременно им следовало бы воспользоваться сетевыми навыками молодёжи, включая их отличное знание социальных сетей.

Несмотря на высокие барьеры, с которыми сталкиваются молодые африканцы, они уже становятся влиятельными участниками социальной жизни и активистами, двигателями экономического прогресса, в том числе благодаря своей способности использовать современные методы коммуникаций. Для получения максимума от этой силы правительствам следует вовлекать молодёжь в процессы формализации неформальной экономики, одновременно обеспечивая их необходимыми платформами и инструментами для выстраивания эффективных сетей поддержки, где возможно менторство, обмен знаниями и демонстрация навыков.

Молодые люди могут придумать способы получения максимума от новых технологий. Они могут составлять электронные руководства, участвовать в удалённых тренингах и менторских сессиях, а также создавать мобильные приложения, поддерживающие развитие бизнеса. И они могут предлагать политические решения, которые гарантируют, что экономика способна удовлетворить их потребности.

Для того чтобы всё это сработало, правительства должны быть готовы слушать. И в этом смысле важную роль могут сыграть дискуссионные форумы, проводимые на национальном и региональном уровнях.

Формализация значительной части экономической деятельности – это цель. Но африканские лидеры обязаны признать, что в обозримом будущем неформальная экономика никуда не исчезнет. И она не должна исчезать: хорошо поддерживаемый и динамичный неформальный сектор способен стать мощным драйвером инклюзивного роста. И поэтому его поддержка не должна ставиться в зависимость от формализации сектора.

В начале XIX века первая леди США Рэйчел Джексон сказала: «Это не наша молодёжь не оправдывает ожидания; это система не оправдывает ожидания нашей молодёжи». В 2020 она могла бы сказать всё это об Африке. Настало время менять систему – с молодёжью на передовой линии прогресса. Как выразилась Джексон, «те самые молодые люди, к которым сейчас хуже всего относятся, станут именно теми молодыми людьми, которые и выведут нас из этого кошмара».

Элис Сайша – участник программы African Century Fellow, специалист по мониторингу и оценке в «Кампании за обучение женщин» (CAMFED) в Замбии

Лидерство в сфере питания во время пандемии

Африканская пословица гласит: «Меняется музыка – меняется и танец». Когда правительства всего мира стремятся защитить свое население от последствий пандемии COVID-19 для здоровья и экономики, как никогда возрастает роль решительного лидерства – не в последнюю очередь в области питания

Запуская четыре года назад проект African Leaders for Nutrition («Африканские лидеры в поддержку питания»), мы стремились продемонстрировать революционное мышление в решении проблемы недоедания на всем континенте. Ни один из основателей нашей группы – ни президент Африканского банка развития Акинвуми А. Адесина, ни покойный бывший генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи А. Аннан, ни я – не могли даже представить себе, насколько повестка глобального развития окажется отягощена пандемией.

Угроза, которую представляет этот новый вирус, требует от нас новых способов борьбы с недоеданием. COVID-19 выявил неэффективные, неправильные моменты во всех наших усилиях по достижению надежных и долгосрочных положительных сдвигов в этой области. Рост количества случаев COVID-19 в Африке угрожает еще больше обострить проблему голода и недоедания, и это выводит на первый план вопрос о том, как должно измениться наше мышление.

На африканских лидерах лежит особая ответственность по смягчению последствий экономического кризиса. Мы должны принять срочные меры для защиты и развития наших систем здравоохранения и снабжения продовольствием, а также наших сетей социальной защиты, чтобы прервать порочный круг наследственной бедности. Только комплексные усилия позволят нам скоординировать инвестиции в питание и улучшения в области социальной защиты, а затем оценить их результативность.

Наша задача масштабна: отчет 2020 года State of Food Security and Nutrition in the World («Состояние продовольственной безопасности и питания в мире», SOFI) и недавнее исследование, опубликованное в The Lancet, о влиянии COVID-19 на недоедание среди детей, представляют мрачную картину. После того как в течение многих десятилетий проблема недоедания во всех формах постепенно смягчалась, сейчас возникает обратная тенденция из-за недостаточных инвестиций для содействия правильному питанию, климатических потрясений, насильственных конфликтов, а теперь еще и последствий кризиса COVID-19.

В Африке самый высокий уровень недоедания среди всех регионов, и вскоре она может обогнать Азию по количеству голодающих и недоедающих людей. Согласно прогнозам, экономические последствия COVID-19 приведут к увеличению количества случаев истощения среди детей младше пяти лет в результате сильной потери веса от голода и болезней, связанных с острым недоеданием. В сочетании с ограниченным доступом к услугам в области здравоохранения и питания это, как ожидается, приведет в 2020 году к более чем 128 000 дополнительных смертей в мире среди детей до пяти лет, причем более половины из них произойдет в странах Африки к югу от Сахары.

Но эти данные дают и проблеск надежды, указывая на три способа переосмыслить лидерство в области питания в Африке. Во-первых, у нас есть возможность изменить экономику здоровья и голода. К 2030 году глобальные расходы на здравоохранение, связанные с питанием, по прогнозам, достигнут $1,3 триллиона в год. Но, согласно отчету SOFI, переход на здоровое питание может снизить эти расходы почти на 97%.

Во-вторых, питание должно занимать видное место в нашей борьбе с последствиями COVID-19. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, инвестиции в питание могут к 2025 году спасти 3,7 миллиона жизней во всем мире. Поэтому наши лидеры должны решить задачу обеспечения достаточных ресурсов для наиболее эффективных вмешательств. К ним относятся исключительно грудное вскармливание, адресное дополнительное питание, добавление питательных микроэлементов и повышение питательности продуктов.

В-третьих, усиление компонента питания в программах социальной защиты, связанных с пандемией, имеет жизненно важное значение для предотвращения отставания Африки от других регионов в этом отношении. Слабость программ социального обеспечения на континенте может иметь катастрофические последствия для людей, уже страдающих от голода или недоедания. В условиях сбоев в продовольственных системах и цепочках поставок, которые усугубляются галопирующими ценами, программы социальной защиты должны сосредоточить внимание на расширении доступа к недорогому и питательному рациону.

Задача African Leaders for Nutrition остается прежней: усилить голоса лидеров континента, чтобы поддержать политические дискуссии в Африке, в том числе путем содействия участию политиков высокого уровня. Через нашего представителя, короля Лесото Летси III, мы призываем глав государств и правительств Ассамблеи Африканского союза, главного политического учреждения континента, уделить вопросам питания заметное внимание в их планах борьбы с COVID-19 и устранения его последствий.

В то же время наши информационно-пропагандистские инструменты, такие как Continental Nutrition Accountability Scorecard («Карта отчетности по питанию на континенте»), собирают достоверные данные о прогрессе африканских стран по части улучшения питания, услуг, управления и социально-экономических результатов. Правительства африканских стран должны делать информированный выбор для спасения жизней и обеспечения средств к существованию во время пандемии и впоследствии, и такие инструменты направлены на то, чтобы ориентировать их на выделение финансовых и других ресурсов для достижения максимального эффекта.

Прежде всего африканские страны должны согласованно реагировать на стоящие перед ними проблемы. Это означает борьбу с пандемией в рамках более долгосрочной стратегии по искоренению недоедания и укреплению коллективного потенциала Африки в решении проблем. Объединив и усилив «музыку» голосов лидеров Африки, мы сможем изменить и «танец».

Джон Агиекум Куфуор – бывший президент Ганы (2001-09 гг.), один из основателей проекта African Leaders for Nutrition

0 комментариев
Архив