Как правительство Моди переписывает историю Великих Моголов. Как ислам распространился в Индии?
Как правительство Моди переписывает историю Великих Моголов. Как ислам распространился в Индии?
4 года назад 1488 islamosfera.ru

От переименования мест до редактирования школьных учебников истории – мусульманское прошлое Великих Моголов стирается, поскольку правительство Моди продвигает идеологию хиндутвы, пишет Чарукеси Рамадурай.

Правое индийское правительство пытается переписать исламское прошлое страны, заменяя неомпоримые факты неоднозначными выдумками, чтобы продвигать свою программу хиндутвы.

Их любимые мальчики для битья – Моголы, и существует устойчивый план – стереть их существование из индийской истории. Вместо них прославляются индуистские правители, борцы за свободу и вообще все, кто мог бы стать потенциальным общественным героем. Все это – часть грандиозного плана разжечь националистический пыл и межобщинную напряженность, отвлечь внимание от проблем, стоящих перед страной.

Среди многих “иностранных” династий, правивших Индией, Моголы были самыми влиятельными и правили дольше всех – с 1526 по 1761 год.

Eat Like Royalty With This Cookbook From the Emperor Who Built the Taj Mahal - Gastro Obscura

Моголы правили как поселенцы, обогащая землю в течение более чем 250 лет, а не как захватчики или колонисты, как это утверждается сейчас / Источник: atlasobscura.com

Акбар до сих пор считается одним из величайших правителей Индии, а также сторонником либеральных и светских ценностей, а искусство и архитектура Великих Моголов очень любимы как индийскими, так и иностранными туристами. Что еще более важно, Моголы правили как жители Индии, обогащая свою страну в течение более чем 250 лет, а не как захватчики или колонисты, как это утверждается сейчас.

Ретуширование истории начинается с изменения имен. Совсем недавно Йоги Адитьянатх, главный министр штата Уттар-Прадеш, одного из самых густонаселенных, политически влиятельных и активных в социальном плане индийских штатов, распорядился назвать строящийся музей Великих Моголов в Агре именем Чатрапати Шиваджи Махараджи. Шиваджи был индуистским царем 17-го века, который почитается националистическими политиками за установление индуистского правления после победы над Моголами.

Этот шаг ироничен, учитывая, что Агра была основана мусульманским правителем Сикандаром Лоди и переживала пик своего развития во времена правления Великих Моголов. Кроме того, этот музей находится рядом с Тадж-Махалом, одним из величайших архитектурных достижений Моголов, и призван стать демонстрацией развития культуры при этой династии.

Однако Адитьянатх задался вопросом: “Как Моголы могут быть нашими героями?” Он решил, что прикрепление имени индуистского правителя к музею Великих Моголов “пробудит чувство национализма и самоуважения”.

Indian Muslim devotees offer prayers during Eid ul-Fitr at the Taj Mahal in June last year. Photo: AFP

Индийские мусульмане молятся возле Тадж-Махала / Источник: AFP

Интересно, что Тадж-Махал, построенный императором Шах-Джаханом в качестве мавзолея для его любимой жены Мумтаз-Махал, был яблоком раздора в течение последних нескольких лет.

Заявление члена партии Бхаратия Джаната (БДП) о том, что он был построен на месте индуистского храма, известного как Теджо Махалайя и посвященного индуистскому божеству Шиве, получило широкое одобрение среди сторонников хиндутвы.

Официальный туристический буклет Уттар-Прадеша исключил информацию о Тадж-Махале после того как главный министр решил, что памятники эпохи Великих Моголов не отражают индийскую культуру. Это еще один пример стремления правительства, сформированного из членов БДП, построить индуистскую нацию.

В 2018 году город Аллахабад, родина первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, и индуистский паломнический центр, расположенный рядом со священным городом Варанаси, был переименован в Праяградж. Название Аллахабад было дано городу императором Акбаром, и город являлся культурным и политическим центром при Моголах, а затем при британцах.

Помимо этого, правительство пытается удалить историю Великих Моголов из общественного сознания. В некоторых штатах могольские и мусульманские правители даже не упоминаются в школьных учебниках истории.

Indian Hindu pilgrims walk on a pontoon bridge before dawn on the banks of Triveni Sangam in Allahabad, now officially known as Prayagraj, during the annual Magh Mela festival in January. Photo: AP

Индусские паломники идут по понтонному мосту перед рассветом на берегу Тривени Сангам в Аллахабаде (ныне Праяградже) во время ежегодного фестиваля Кумбха Мела. Фото: AP

Типу Султан, правитель 18-го века южно-индийского Королевства Майсур, известный реформатор и храбрый борец с британскими колониальными силами, был назван фанатиком и удален из местных учебников.

Переписывание истории путем изменения названий не ново для Индии; за последние несколько десятилетий несколько городов вернулись к своим добританским названиям, якобы для того, чтобы сбросить оковы колониализма и возродить националистическую гордость. Бомбей стал Мумбаи, Мадрас – Ченнаем и т.д.

Однако эта программа смены названий разворачивается на фоне насилия сторонников хиндутвы – от нескольких убийств мусульман, подозреваемых в забое (священных) коров, до кровавого погрома в Нью-Дели в начале этого года, а также Закона о поправках к гражданству и Национального реестра граждан, введенного в конце прошлого года с целью дальнейшей сегрегации мусульман.

Идеология хиндутвы добилась еще одной крупной победы, когда вопрос с мечетью 16-го века Бабри Масджид, разрушенной разъяренными толпами в 1992 году, был окончательно закрыт пару месяцев назад, когда не месте бывшей мечети под председательством премьер-министра Нарендры Моди прошла церемония освящения земли для строительства индуистского храма.

Все это указывает на четкую повестку дня, направленную на то, чтобы обескровить мусульманское меньшинство, уничтожив их вклад в многоконфессиональное прошлое Индии и изолировав их как чужаков. Пройдет еще два поколения индийской молодежи, и эта предвзятая версия истории станет непреложным фактом. Уникальное наследие синкретизма в Индии находится под угрозой. И это, безусловно, повод для беспокойства.

Как ислам распространился в Индии?

Сегодня на Индийском субконтиненте (Индия, Пакистан и Бангладеш) проживает более 500 миллионов мусульман, что делает его одной из крупнейших населенных мусульманами территорий мире. С тех пор, как ислам проник в Индию, он существенно повлиял на развитие этого региона. Индия стала в значительной степени мусульманской страной. Некоторые силы в Индии (например, многие индуистские движения) пытаются выставить ислам чуждым Индии, настаивая на том, что он существовал на субконтиненте только из-за вторжений арабов и персов. Однако это далеко не так, пишет Фирас Альхатиб.

Еще до прихода в этот мир Пророка Мухаммада (САВ) в арабские торговцы имели связи с Индией. Торговцы регулярно отправлялись на западное побережье Индии, чтобы торговать специями, золотом и африканскими товарами. Естественно, когда арабы начали принимать ислам, они принесли свою новую религию к берегам Индии. Есть любопытная легенда о том, что первая мечеть в Индии, Чераман Джума, была построена в 629 году (при жизни Пророка САВ) в штате Керала, первым индийским мусульманином Чераман Пеумалом. Благодаря продолжающейся торговле между арабо-мусульманами и индийцами ислам продолжал распространяться в прибрежных индийских городах и деревнях.

Первая большая экспансия ислама в Индию произошла во времена Омейядов, которые правили в Дамаске. В 711 году Омейяды отправили в Индию 17-летнего молодого человека из Таифа по имени Мухаммад ибн Касим для расширения своего контроля в Синде (совр. Пакистан). Мухаммад ибн Касим привел свою армию из 6000 солдат в Макран, расположенный у восточных рубежей Персии.

На пути в Индию он почти не встречал сопротивления. В городе Нерун на берегу реки Инд его приветствовали буддийские монахи. Таким образом, большинство городов вдоль Инда добровольно перешло под мусульманский контроль, без каких-либо боевых действий. В некоторых случаях угнетенные буддийские меньшинства обращались к мусульманским армиям за защитой против индуистских правителей.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ cheraman juma masjid

Чераман Джума – первая мечеть в Индии / Источник: flickr.com

Несмотря на поддержку и одобрение большей части населения, Дахир, раджа Синда, выступил против мусульманского присутствия и мобилизовал свою армию против Мухаммада ибн Касима. В 712 году произошла битва, победу в которой одержало войско мусульман. После этой победы весь Синд перешел под мусульманский контроль.

Однако важно отметить, что население Синда не принуждали принять ислам. На самом деле, в повседневной жизни людей не произошло никаких изменений. Мухаммад ибн Касим обещал безопасность и свободу вероисповедания всем индусам и буддистам, находящимся под его контролем. К примеру, каста брахманов продолжала свою работу в качестве сборщиков налогов, а буддийские монахи продолжали содержать свои монастыри. Из-за политики религиозной терпимости и справедливости Касима многие города встречали его войско танцами и музыкой.

Последовательные волны мусульманских армий, проникавших в Индию, следовали примерно той же схеме. Такие лидеры, как Махмуд Газневи и Мухаммад Туглук, расширили мусульманское политическое присутствие в Индии, не меняя при этом религиозную или социальную структуру индийского общества.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ muhammad bin qasim

Мухаммад ибн Касим / Источник: aalequtub.com

Поскольку доисламская Индия была полностью основана на кастовой системе, в которой общество было разбито на отдельные части, обращение в ислам происходило поэтапно. Часто целые касты обращались в ислам одновременно. Это происходило по многим причинам. Однако чаще всего это происходило из-за равенства, которое гарантировал своим последователям ислам, что было более привлекательным, чем организованный расизм кастовой системы. В кастовой системе родство определяет положение человека в обществе. Она ограничивала социальную мобильность, и человек не мог достигнуть большего, чем то, чего достигли его родители. Приняв ислам, люди получали возможность подняться по иерархической лестнице и больше не были подвластны касте брахманов.

Буддизм, который когда-то был очень популярен на субконтиненте, медленно угасал при мусульманском правлении. Традиционно, когда люди хотели избежать кастовой системы, они переезжали в крупные населенные пункты и обращались в буддизм. Однако, когда появилась исламская альтернатива, люди вместо буддизма стали принимать ислам, который тоже освобождал их от кастовой системы. Миф об исламе, насильственно разрушавшем буддизм в Индии, не имеет ничего общего с реальностью. Буддисты терпимо относились к мусульманскому правлению, и нет никаких свидетельств их насильственного обращения в ислам или какого бы то ни было насилия в отношении них.

Странствующие учителя также сыграли важную роль в распространении ислама. Мусульманские ученые путешествовали по Индии, ставя своей целью просвещение людей об исламе. Многие из них проповедовали суфийские идеи, более мистический подход к исламу, который нравился народу. Эти учителя сыграли важную роль в распространении ислама в сельской местности, а не только среди представителей высшего класса, окружавших мусульманских правителей.

Существует одиозное мнение, что огромное мусульманское население Индии является результатом насильственного обращения, но нет доказательств, подтверждающих эту идею. Хотя мусульманские лидеры заменили индуистских правителей в большинстве регионов, общество осталось прежним.

Если бы ислам распространялся через насилие и войну, мусульманская община сегодня в Индии существовала бы только в самых близких к остальному мусульманскому миру районах. То есть мусульмане проживали бы только в западной части субконтинента. Вместо этого мы видим исламские очаги на всей территории субконтинента. Например, Бангладеш со своим 150 миллионным мусульманским населением находится далеко на востоке, отделенный от других мусульманских районов индуистскими землями в Индии. Изолированные общины мусульман также существуют в Западной Мьянме, центральной Индии и восточной части Шри-Ланке. Эти общины мусульман являются доказательством мирного распространения ислама по всей Индии, независимо от того, существовало там мусульманское правительство или нет. Если бы ислам распространялся силой, как утверждают некоторые, этих мусульманских общин бы не было.

Ислам является неотъемлемой частью Индии и ее истории. Поскольку Индийский субконтинент сегодня остается многоэтническим и многоконфессиональным, важно понять, какое положение занимает ислам в регионе. Политические заявления, которые некоторые течения делают относительно ислама, будто бы он является вторгшейся религией и чужд индийскому народу, должны быть опровергнуты правдой мирного распространения ислама по всей Индии.

 

0 комментариев
Архив