Что говорил Посланник Аллаха (мир ему!) об охране лесов?
Что говорил Посланник Аллаха (мир ему!) об охране лесов?
3 года назад 1165

Ислам требует бережного отношения ко всем объектам живой и неживой природы, окружающим нас. Множество наставлений по этому поводу содержится в хадисах Посланника Аллаха (мир ему), сообщает сайт Fikriyat.

Посланник Аллаха (мир ему), который сказал: «Если наступил Судный день, а у вас в руках саженец, то посадите его, если у вас есть возможность», заботился об охране окружающей среды. Для того чтобы оставить будущим поколениям зеленую планету, он наставлял своих сподвижников защищать деревья, запретил вырубать их без всякой необходимости.

В другом хадисе говорится: «Семь (вещей) будут продолжать приносить вознаграждение для раба (Аллаха) в то время, когда он будет находиться в своей могиле после смерти: знания, которым он обучал, или река, которую он проложил, или колодец, который он вырыл, или пальма которую он посадил, или мечеть которую он построил, или копия Корана/мусхаф/ которую он завещал, или ребёнок, которого он оставил (после себя), и тот станет обращаться (к Аллаху) с мольбами о прощении для него после его смерти» (Тирмизи, Бирр, 16). Этот хадис поощряет не только строительство религиозных зданий, воспитание детей должным образом, приобретение знаний, но и сообщает, что высаживание деревьев является благим деянием, равным перечисленному, и является «садака джария», т.е. благодеяниям такого рода, за которое человек получает вознаграждение и после своей смерти. Пока живые и неживые, разумные и неразумные создания получают пользу от посаженного дерева, книга благих деяний мусульманина не закроется, ему будут продолжать записывать вознаграждения (саваб). Во многих хадисах выражается схожий смысл:

In pictures: Pakistan's 'Quranic garden' inspired by Islam's holy text

Источник: trtworld.com

«Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды – это рассматривается как пожертвование (садака)» (Бухари, аль-Харс ва аль-музара; Муслим, Мусакат, 12).

«Кто посадит дерево и будет ухаживать за ним до тех пор, пока оно не вырастет и не даст плоды, то польза от каждого плода с этого дерева зачтется ему как пожертвование (садака)» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, IV, 61, 374).

«Кто посадит дерево, и это дерево достигнет зрелости, то Аллах посадит для человека, сделавшего это, дерево в Раю» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, IV, 61).

«Кто посадит дерево, то Аллах запишет ему вознаграждение в количестве полученного с этого дерева урожая» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, V, 415)

Посланник Аллаха (мир ему) запрещал вырубать не приносящие плоды деревья, так как в их тени находят приют животные и путники, а также наносить какой-либо вред растениям даже во время войны или осады на территории врага, пока в них не заключается какая-то опасность для мусульман.

Однажды, проезжая мимо местности Зурайба ат-Тавиль, Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если кто-то срубит здесь одно дерево, пусть взамен посадит другое». Благодаря этому спустя какое-то время эта местность превратилась в лес.

Также Посланник Аллаха (мир ему) наставлял быть милосердным ко всему творению, как живому, так и неживому. Он сказал: «Будьте милостивы к тем, кто на земле, и будут милостивы к вам те, кто на небесах». Таким образом, один из путей к тому, чтобы получить легкий расчет в Судный день и встретить приветливый прием в загробном мире – это заботиться об окружающей среде, быть добрым к живым существам.

Исламский экологизм: теология бережного отношения к природной среде

Постепенно – и незаметно для большинства мусульман – мусульманские интеллектуалы и ученые с конца 1960-х годов разрабатывают исламскую экологическую теологию. Их цель состоит в том, чтобы изучить зеленые принципы, такие как устойчивость, охрана окружающей среды, благополучие животных и биоразнообразие с точки зрения их совместимости с исламом, пишет Моника Збиди.

Изменение климата и глобальные экологические проблемы не только заставили людей задуматься о своем влиянии на окружающую среду, но и способствовали разработке стратегий охраны Земли, не в последнюю очередь с целью защиты и сохранения среды обитания человека. Именно поэтому многие религиозные общины, в том числе и мусульмане, стали обращать внимание на то, что религия говорит о проблеме охраны окружающей среды.

«Зеленый путеводитель по хаджу», «Мусульманский зеленый путеводитель по уменьшению изменения климата», «Озеленение Рамадана», «Кампания за чистую Медину»… Из названий этих инициатив, проектов и кампаний сразу видно, что основное внимание в них уделяется связи между исламом и природой. В последние годы термины «зеленый ислам» или «эко-ислам» стали ярлыками этого движения.

Однако это не означает, что сторонники этого движения пропагандируют то, что можно было бы назвать их «собственной» версией ислама: скорее, этот термин является ссылкой на уважение, с которым они относятся к окружающей среде и Божьему творению, и попыткой определить устойчивый образ жизни как необходимость для мусульман.

Islam and the Environment: The Importance of Being an Eco-Friendly Muslim - HalalZilla

Источник: halalzilla.com

Ряд дат в исламском календаре идеально подходит для пропаганды этих взглядов, например Рамадан, месяц поста, который считается временем созерцания и саморефлексии. Поскольку мусульмане воздерживаются от еды и питья между восходом и заходом солнца, многие семьи готовят слишком обильные трапезы на вечер, и большое количество еды в конечном итоге выбрасывается. В последние годы появился ряд статей на различных блогах, посвященных теме ислама и экологии, которые в преддверии поста и в течение его призывают к «зеленому Рамадану», а также к устойчивому и экологически чистому поведению.

Кампания «Зеленая хутба» была основана мусульманским экологическим активистом из Торонто Муазом Насиром по случаю Международного дня Земли в 2012 году. Цель состояла в том, чтобы побудить мечети и исламские учреждения посвятить пятничную проповедь в День Земли повышению осведомленности об экологических проблемах, с которыми сталкивается человечество.

Британский альянс религий и охраны природы (ARC) поручил Global One 2015 и EcoMuslim написать «Зеленое руководство по хаджу», которое было опубликовано в 2011 году. Цель руководства состояла в том, чтобы изменить экологическое поведение мусульман, особенно во время хаджа. Оно содержит множество советов и идей, например, как использовать только экологически чистые продукты и услуги во время хаджа, как сократить отходы и потребление во время паломничества и сохранить такую линию поведения после него.

Еще одна брошюра, опубликованная в 2008 году компанией Life Makers UK (основана Амром Халедом) и бирмингемским Исламским фондом экологии и экологических наук (IFEES), это «Мусульманское зеленое руководство по уменьшению изменения климата». Эта брошюра содержит практические инструкции для мусульман по борьбе с изменением климата. Ежедневные советы по таким вопросам, как экономия энергии при приготовлении пищи или стирке, переработка отходов, а также использование общественного транспорта или велосипедов, сопровождаются цитатами из Корана. Эта брошюра объясняет, почему мусульмане должны принимать такие меры, и показывает, что защита окружающей среды закреплена в исламе.

В настоящее время существует большое количество международных мероприятий, подобных описанным выше. Кроме того, все чаще в качестве средства распространения идей и подходов, а также для установления контактов между мусульманскими активистами используется Интернет. Помимо информационных сайтов, существуют блоги, многочисленные страницы в Facebook и группы, которые управляются и используются людьми из самых разных стран.

Отцом-основателем Исламской экотеологии является иранский философ Сейед Хоссейн Наср, который в 1967 году написал книгу «Человек и природа: духовный кризис современного человека». Тем самым он значительно опередил свое время. Исламская экологическая этика основана на Коране и своде хадисов. Согласно этой интерпретации, сохранение природы и творения, в частности, флоры, фауны и воды, является одной из самых важных обязанностей мусульманина. Вода играет очень важную роль в Исламе, потому что она считается источником и основой жизни. Есть много хадисов, в которых содержится призыв экономно использовать воду и запрещается ее загрязнять.

Seyyed Hossein Nasr on Role of Thinking in Islam: Past, Present, and Future – Candid Insights with Sahil Badruddin

Отцом-основателем Исламской экотеологии является иранский философ Сейед Хоссейн Наср / Источник: sahilbadruddin.com

Цель всего творения – прославлять Аллаха, и все объекты на Земле воспринимаются как Его знамения (по-арабски «аят»). Это означает, что Всевышний вездесущ, и природа должна быть защищена только ради Него. Кроме того, природа рассматривается как совокупность взаимно дополняющих друг друга элементов. Помимо восхваления Аллаха, каждая отдельная часть природы имеет свою роль и задачу в творении, которые важны для жизни на Земле.

Животные стоят ниже людей в исламском порядке творения, потому что, в отличие от животных, человек имеет разум и может различать веру и неверие. Есть немало хадисов, в которых призывается милостивое отношение к братьям нашим меньшим. Растения также играют важную роль в Исламе. Они являются пищей как для людей, так и для животных (Сура 80, аяты 24-32). Посадка дерева считается похвальным деянием в исламе. Существуют также институты исламского права, гарантирующие сохранение природы в определенных районах, таких как природные заповедники, где охраняются водные ресурсы, лесные угодья и пастбища.

В исламском антропоцентрическом видении мира люди находятся в центре творения, что не только предоставляет людям определенные права в соответствии с исламской экологической этикой, но и возлагает на них определенные обязательства. Помимо принципов умеренности и справедливости, существуют еще шесть принципов, которые помогают удерживать человеческое поведение в определенных границах:

1. Учение о единобожии (таухид). Таухид выражает признание Бога как единого и единственного Господа всех сотворенных существ, что означает, что к каждому отдельному созданию следует относиться с уважением.

2. Доктрина творения (фитра). В исламском экологическом дискурсе фитра понимается как первоначальное состояние творения или изначальная природа вещей. Прежде всего, это естественное состояние человека в гармонии с природой. Отсюда вытекает необходимость того, чтобы человечество защищало окружающую среду.

3. Доктрина наместничества (хилафа). на Земле на человека возложена роль попечителя или наместника (по-арабски «халифа»). Это означает, что Аллах возложил на людей ответственность за творение и доверил людям землю, которую Он поставил им на службу.

4. Учение об ответственности (амана). Очень тесно связанным с учением о «хилафе» является учение об «амане», что означает выполнение возложенной на человека ответственности во всех сферах жизни. Речь идет об ответственности, присущей роли управляющего, ответственности, которую человечество взяло на себя, когда Всевышний предложил ее людям.

5. Учение о служении Аллаху (убудиййа). Согласно ему, люди имеют статус рабов Аллаха (по-арабски «абдуЛлах»). Роль раба ограничивает власть человека. Мусульманские экотеологи понимают это как то, что мусульмане в своей роли рабов Аллаха должны подчиняться законам, включая заботу о природе и экосистеме и правильное обращение с ее ресурсами.

6. Учение о равновесии (мизан): арабский термин «мизан» означает равновесие или весы. В исламской экологической этике оно трактуется как «экологический баланс» или «срединный путь». Этот принцип требует сохранения или восстановления равновесия на Земле, как с точки зрения гармонии в природе, так и с точки зрения справедливости и морали в повседневных делах.

Согласно исламской экологической этике, решение экологических проблем заключается в возрождении духовности и веры. Это не означает, что мусульманские экоактивисты дистанцируются от науки и развития, они выступают против общества потребления и расточительства.

Наконец, тема окружающей среды и защиты Земли объединяет мусульман с последователями других религий в общей борьбе за сохранение среды существования всех живых существ, и она уже доказала свою значимость в межрелигиозных дебатах. Хотя исключительно религиозный подход не может решить проблемы изменения климата, он может способствовать изменению взглядов в этой сфере

0 комментариев
Архив