Существуют ли расы в биологическом смысле. Европеоидная, монголоидная и негроидная: как появились человеческие расы?
Существуют ли расы в биологическом смысле. Европеоидная, монголоидная и негроидная: как появились человеческие расы?
4 года назад 3780 popmech.ru mentalist.website

Kак свидетельствует наука, все ныне живущие на Земле люди — потомки очень небольшой, всего в несколько тысяч особей, популяции. Правда, за десятки тысяч лет люди стали различаться по внешнему виду настолько сильно, что, однажды встретившись, они с трудом узнавали друг в друге себе подобных. Если вообще узнавали.

Люди с разным цветом кожи, с иным строением лиц, непохожим телосложением контактировали друг с другом издревле, и уже тогда возникали ситуации, когда имевшие один облик устанавливали господство над обладателями другого. Разветвленная система каст в Индии развилась из четырех варн — древнеиндийских сословий брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. «Варна» — санскритское слово, обозначающее «цвет», и это не случайно. Вторгшиеся во II тысячелетии до н.э. в Индостан белокожие носители индоевропейских диалектов завоевали земли, населенные темнокожими людьми, и подчинили их себе, обратили в низшее сословие. В эпоху Великих географических открытий и в последовавшую за ней эпоху колониальных захватов рванувшая вперед в технологическом отношении цивилизация белого человека принялась покорять «туземцев» — коренных жителей Америки, черных африканцев, индийцев, полинезийцев. The White Man’s Burden («Бремя белого человека») — так называлось знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга, которое стало концентрированным выражением отношения образованного европейца к «темным сынам Земли». В те времена казалось вполне естественным очевидное превосходство белых над черными, желтыми, краснокожими.

Расы 

Что хранит в себе промилле?

XX век стал не только веком крушения колониальных империй, поражения нацизма и борьбы американских темнокожих за гражданские права, но и временем революционных открытий в биологии, которые наконец-то прояснили механизм эволюции, а заодно и поставили на новом уровне вопросы о сходствах и различиях между представителями разных рас. Речь идет прежде всего об открытии генов и ДНК. С одной стороны, в результате этих открытий удалось выяснить, что геном всех людей на Земле — пигмеев, китайцев, норвежцев, папуасов — идентичен на 99,9%, а все различия между отдельными особями, этносами и расовыми группами приходятся на 0,1%. С другой стороны, появился соблазн выяснить, не прописаны ли в одном промилле генома некие существенные различия между отдельными этносами и, разумеется, расами. Причем речь шла не только о разнообразии фенотипа, но и о возможных различиях в интеллекте, способностях к обучению и развитию.

Интересно, что одно из самых нашумевших высказываний на эту тему принадлежало Джеймсу Дьюи Уотсону — американскому молекулярному биологу и одному из первооткрывателей ДНК. В частности, он сказал, что настроен весьма мрачно в отношении перспектив Африки, так как «вся наша (имелась в виду американская — О.М.) социальная политика основывается на факте, что их (африканцев — O.M.) интеллект такой же, как и у нас, в то время как все тесты показывают, что это не так». За эти высказывания Нобелевский лауреат подвергся остракизму и вынужден был неоднократно извиниться, однако дебаты вокруг интеллектуальных различий представителей разных рас время от времени все равно возникают. 

Разбрелись и изменились

Но прежде чем рассуждать о тех или иных расовых различиях, стоит сначала задать вопрос: а есть ли вообще расы в биологическом смысле? С одной стороны, ответ кажется очевидным. Ну кто же не отличит конголезца от норвежца? С другой стороны, за все то время, когда наука заинтересовалась вопросами расовых различий, было предложено огромное количество расовых классификаций с числом рас от двух до пятнадцати и более, так что окончательной ясности в этом вопросе нет до сих пор. Первыми появились так называемые типологические концепции. Антропологи пытались выделить характерные признаки расы — форму носа, толщину губ, разрез глаз, а принадлежность к расе индивида определялась наличием или выраженностью отдельных признаков. К числу этих показателей относился, в частности, «черепной указатель» — отношение максимальной ширины мозговой коробки к ее максимальной длине.

 

Еще в XIX веке ученые пытались каталогизировать определяющие признаки той или иной расы. И хотя типологические концепции расы, приверженцами которых были антропологи прошлого, уступили место популяционным, работа этих исследователей не пропала даром.

С развитием биологической науки произошел переход от типологических концепций (наследием которых осталась каталогизация расовых признаков) к популяционным. В наше время расы рассматриваются как совокупность популяций, имеющих общее происхождение и, как следствие, набор общих фенотипических признаков. 

Портрет

Современные расы, во всяком случае европеоидная и монголоидная, а также входящие в их состав малые расы имеют достаточно недавнее происхождение. Как известно, неафриканское человечество происходит от небольшой группы людей, вышедших примерно 40−50 тысяч лет назад из Африки. Вскоре эта группа расселилась по огромной территории, и бывшие ее части надолго изолировались друг от друга. В условиях изоляции эти новые, еще более мелкие популяции подвергались действию отбора.

Например, в северных широтах, где мало солнца, отбор поддержал мутации, уменьшающие выработку меланина и осветляющие кожу у потомков темнокожих африканцев. В горах дыхательная и кровеносная системы адаптировались к недостатку кислорода в воздухе. Причем, как считает известный российский антрополог Станислав Дробышевский, далеко не все эти мутации носили, подобно осветлению кожи, адаптивный характер. Они меняли облик людей, но закреплялись не благодаря отбору (ибо не давали никаких эволюционных преимуществ), а из-за малочисленности популяции и близкородственного скрещивания. К таким неадаптивным Дробышевский относит мутации, порождающие светлый цвет волос или эпикантус — глазную кожную складку у монголоидных народов. Распространенное мнение о том, что эпикантус якобы был поддержан отбором как защита роговицы от пыльных бурь, антрополог считает неверным, так как монголоиды возникли не в «пыльных» краях, и, напротив, обитатели пустынь вроде бедуинов вполне обошлись без эпикантуса.

В дальнейшем возникший в небольшой изолированной популяции набор фенотипических признаков по тем или иным причинам распространялся на обширных территориях, давая начало расе. Причем возникших таким образом расовых типов могло быть значительно больше, чем выделяется наукой в наше время. Просто его носителям, что называется, повезло в меньшей степени.

Не пчелы и не шимпанзе

Вроде бы все ясно: человечество расселялось по миру, родственные ветви расходились все дальше и дальше, появились расовые различия. Однако вопрос о том, существуют ли расы в биологическом смысле, остается предметом острых дискуссий. Дело в том, что понятие «раса», с одной стороны, обросло разного рода социально-историческими ассоциациями, а с другой, оно используется в биологии не только в отношении людей. Выделяются расы у шимпанзе, медоносных пчел и даже растений. В этом случае расами называют системы популяций в пределах одного вида, имеющие генетические и морфологические отличия от других подобных систем. При этом расообразование считается этапом возникновения новых видов. 

Споры об IQ

Споры об IQВ Соединенных Штатах, где по известным историческим причинам проблеме взаимоотношения рас уделяется особое внимание, неоднократно обсуждались тесты IQ, при прохождении которых белые в среднем показывали более высокие результаты, чем афроамериканцы. Возражения против подобной интерпретации IQ-тестов выглядят следующим образом. Во‑первых, в среднем более высокие результаты белых не отменяют того факта, что какое-то количество чернокожих участников теста показали лучшие результаты, чем какое-то количество белых, но никто этих белых не считает генетически ущербными. Во‑вторых, то или иное интеллектуальное различие между представителями разных рас, народов, местностей, да и просто соседей по подъезду нет нужды обязательно сводить к генам. То, что мы называем менталитетом, во многом формируется национальными традициями, социальным положением и другими социокультурными факторами. В любом случае генов, отвечающих, скажем, за склонность к абстрактному мышлению, наукой не обнаружено. И значит, генетическое различие между расами по признаку уровня интеллекта не может считаться научным фактом.

Получается, что если расы есть и у людей, то между ними (расами) должны существовать серьезные генетические и морфологические различия, которые и определяют принадлежность к расе. Однако в современной антропологии, особенно западной, превалирует подход, утверждающий, что понятие расы у людей не может определяться биологически в том смысле, в каком это делается в отношении животных и растений. Во‑первых, потому что генетические различия среди людей (те самые 0,1% генома) значительно меньше, чем расовые различия у тех же шимпанзе. Во‑вторых, потому что представление о расогенезе как о древе, ветви которого разошлись раз и навсегда, неверно. Ветви эти многократно переплетались, что показывают исследования Y-хромосомных и митохондриальных гаплогрупп, наследуемых, соответственно, по мужской и женской линии. Например, Y-хромосомная гаплогруппа R1b наиболее распространена в Западной Европе, но также встречается практически по всему Старому Свету, включая Центральную Африку. 

Таким образом, считают сторонники данной точки зрения, различия между расами — это различия в частоте аллелей, то есть в присутствии одного варианта гена у большего или меньшего числа членов популяции. Причем никаких резких перепадов частот аллелей нет — между расовыми типами существуют переходные формы, в которых частота аллелей изменяется по градиенту, клинально. Кроме того, в современном динамичном мире происходят многочисленные миграции, заключаются межрасовые браки, и значительная часть населения Земли не может причислить себя к какой-то одной расе. В данной трактовке раса — это не что-то раз и навсегда отделившееся и генетически обособившееся, а некий «стоп-кадр», произвольно сделанный в непрерывном эволюционном процессе, то есть категория не столько биологическая, сколько социоисторическая. 

С другой стороны, известно исследование, проведенное интернациональным коллективом при участии российского исследователя профессора Л.А.Животовского. Учеными было отобрано более тысячи представителей различных этносов и рас из разных уголков мира. Исследовалось около 400 признаков (микросателлитных маркеров) ДНК из так называемых молчащих участков, то есть не ассоциированных ни с какими фенотипическими чертами. Эксперимент проводился вслепую: полученный у участников опыта генетический материал сортировался по расам и регионам исключительно на основе знаний о принадлежности того или иного мутировавшего сателлитного маркера. Далее на полученную карту наложили данные о реальных людях — «владельцах» ДНК, и выяснилось, что «молчащие» участки весьма красноречиво и достаточно точно указывают на расу и место происхождения каждого индивида. Таким образом, несмотря на «путешествия» по миру отдельных гаплогрупп, геном хранит память о древних ветвях разделившегося на расы человечества.

Результаты этого исследования если и противоречат пониманию расы как чистой социально-исторической условности, то никоим образом не отменяют того факта, что расогенез не привел к появлению среди людей рас-субвидов, которые могли бы в конце концов подвигнуть род людской к распаду на отдельные виды. Напротив, мы, скорее, удаляемся от такой перспективы.

Статья «Расы: раздельно или слитно?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2014)
Европеоидная, монголоидная и негроидная: как появились человеческие расы?

Как известно, у всех современных людей были одни и те же общие предки. Но почему же тогда какой-нибудь коренной житель Скандинавии так не похож на жителя Конго или Японии?

Расы людей — это, что такое, какие, определение, значение, доклад ...

Как известно, у всех современных людей были одни и те же общие предки. Но почему же тогда какой-нибудь коренной житель Скандинавии так не похож на жителя Конго или Японии?

В одной старой популярной книжке автор, желая подчеркнуть единство человечества, написал, что люди белой, желтой и черной расы отличаются друг от друга не больше, чем белые, рыжие и черные коты. Сказано красиво, но не вполне точно. Окраска у кошек определяется всего двумя хорошо известными генами (плюс еще несколько, которые влияют на распределение разных цветов по телу животного), и это – область индивидуальной изменчивости. Одни и те же кот и кошка могут произвести на свет котят самой разной окраски.

Человеческие же расы отличаются друг от друга целым комплексом устойчивых биологических признаков, среди которых цвет кожи – далеко не единственный и даже не самый надежный. Например в некоторых местностях Африки существуют целые деревни, населенные альбиносами – людьми, у которых вследствие генетической мутации в организме отсутствует темный пигмент. (Суеверные соплеменники боятся детей-альбиносов и часто изгоняют их вместе с родителями из своих селений, поэтому тем волей-неволей приходится жить в отдельных деревнях и вступать в браки только друг с другом.) У таких людей совершенно белые волосы и очень светлая кожа. Однако мелкая курчавость волос, широкие губы, характерный профиль с выдвинутой вперед нижней частью лица позволяют даже неспециалисту с первого взгляда безошибочно признать в них представителей негроидной расы.

Другая большая раса – монголоидная – отличается от европеоидной и негроидной не столько цветом кожи, сколько совсем другими признаками: относительно уплощенным лицом и плоским носом, слабым развитием лицевой растительности (усов и бороды) у мужчин. Но самое очевидное отличие этой расы – характерная форма глаз: узкая, с кожной складкой (эпикантусом) на верхнем веке.

КЛИМАТ ИЛИ ЦЕЛЬ?

Но почему люди такие разные? И почему признаки, по которым они различаются, сочетаются друг с другом не как попало, а образуют устойчивые комплексы, приуроченные к определенным территориям? Долгое время ответы на эти вопросы сводились либо к ссылкам на волю бога-творца, либо к туманным рассуждениям о влиянии климата и пищи. Возможность более содержательного ответа появилась только в середине XIX века, когда Дарвин предложил свою теорию эволюции. Согласно ей, эволюция идет преимущественно таким образом: у особей того или иного вида появляются какие-то незначительные отличия, которые могут постепенно накапливаться, и в результате появляется самостоятельный подвид.

Различия же накапливаются потому, что представители вида, населяющие разные части видовой территории, живут в разных условиях и вынуждены приспосабливаться к ним. Именно это и имело место у человека, еще в доисторические времена заселившего все континенты, кроме Антарктиды.

Саму идею эволюционного происхождения человека большинство ученых того времени приняли быстро. Но далеко не все согласились с Дарвином в вопросе о ее механизмах и путях. Многие считали, что у эволюции есть цель – появление разумного человека современного типа (под которым по умолчанию понимались европейцы).

С этой точки зрения люди иного, нежели европейцы, физического облика, рассматривались как существа, застрявшие на разных этапах пути от обезьяны к «настоящему» человеку. Дескать, если современные млекопитающие произошли от земноводных, а те, в свою очередь, от рыб, то и людей разных рас можно считать «промежуточными остановками» на пути от обезьяны к европейцу. Предпринимались даже попытки выстроить разные расы и народы по степени их удаления от обезьян. Другие ученые с азартом доказывали, что каждая раса произошла от собственного предка, обитавшего там, где сейчас живут люди этой расы.

Но к середине прошлого века все подобные теории были сданы в архив истории науки. В эволюционной биологии (в том числе и в представлениях об эволюции человека) прочно утвердились взгляды, получившие мощную поддержку со стороны генетики, а все попытки найти у той или иной расы черты «примитивности» или более близкого родства с обезьянами оказались несостоятельными.

ПОДВИДЫ ЧЕЛОВЕКА

Впрочем, уже к началу XX века в научной антропологии сложился довольно стройный взгляд на расы. Почти всё современное человечество представлено тремя большими расами: европеоидной, негроидной (к которой относились не только чернокожие африканцы и их потомки, но и аборигены Австралии, папуасы, темнокожие народы юга Индии, Филиппин и некоторых других тихоокеанских островов) и монголоидной. Внутри каждой большой расы выделялось некоторое количество малых рас, а также несколько малых рас, обладавших промежуточными признаками и потому не входившими ни в одну из больших: эфиопская (между европеоидной и негроидной), южносибирская (между европеоидной и монголоидной), полинезийская (между всеми) и т. д. Некоторые разногласия касались разве что коренных жителей обеих Америк – индейцев: считать ли их самостоятельной большой расой или особой ветвью монголоидов? Родство американских аборигенов с восточными азиатами не вызывало сомнений, но и отличия были весьма существенными.

Такой взгляд хорошо согласовывался с общебиологическими представлениями: большие расы – это подвиды вида Homo sapiens (в самом деле, если синицы, снегири, бурые медведи или благородные олени образуют хорошо различимые подвиды, то почему бы это не могло случиться и с нашим видом?), а малые – географические популяции.

ВЫГОДА И СЛУЧАЙ

Однако тут возникли серьезные проблемы с расовыми признаками. Ведь исходя из эволюционной теории, следовало ожидать, что они чем-то полезны в тех природных условиях, в которых живет данная раса. Предназначение самого очевидного отличия негроидной расы – темной кожи – выяснилось быстро: это защита от избытка ультрафиолетового излучения. Дело в том, что ультрафиолет повреждает ДНК клеток кожи, что сильно повышает вероятность развития злокачественных опухолей. Пигмент меланин (он есть у людей всех рас, но в коже негроидов он вырабатывается постоянно в больших количествах) поглощает ультрафиолет и тем самым защищает ткани кожи. Но в то же время ультрафиолет позволяет человеческим клеткам самостоятельно синтезировать витамин D, необходимый для усвоения кальция. Поэтому в умеренных широтах, где солнце не так сильно жарит, выгоднее светлая кожа, а в тропиках – темная.

Признаки монголоидной расы истолковать оказалось труднее: монголоиды живут в самых разных природных условиях, от студеной чукотской тундры до жарких и сырых лесов Индокитая и Малайзии, от сухих калмыцких степей до постоянно влажной Японии. Ученые предположили, что признаки этой расы были полезны для того климата, в котором она формировалась, а позже выходцы из этих мест разнесли их по всей Азии. До сих пор в учебниках можно прочитать, что приплюснутый нос и узкие глаза – это, мол, приспособление к жизни в степях и пустынях Центральной Азии с их сильными ветрами и почти постоянной пылью в воздухе. Но как показали дальнейшие исследования, монголоидная раса первоначально возникла вовсе не в степях, а в центральном Китае, в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Видимо, ее характерный облик – не приспособление к каким-либо условиям, а просто случайные особенности небольшой группы основателей первоначальной популяции.

ДВА ИСХОДА

Но самые большие испытания для расоведения начались с появлением молекулярно-генетических методов, позволявших непосредственно выяснить степень родства тех или иных человеческих популяций. Выяснилось, что генетическое разнообразие чернокожих африканцев больше, чем у всего остального человечества, вместе взятого. Что и понятно: местом формирования нашего вида была Африка, и основная масса наших далеких предков долгое время жила в ней, а за ее пределы уходили только небольшие окраинные группы,унося в себе лишь малую часть генетического разнообразия вида.

Таких исходов из Африки было как минимум два. Австралийцы, папуасы, темнокожие жители Южной и Восточной Азии и тихоокеанских островов – это потомки первой волны миграции, шедшей вдоль берега Индийского океана.

Много позже из Африки вышла вторая волна. Часть ее двинулась на север и запад, став предками европеоидов. Другая повернула на восток, ее потомки – монголоиды – заселили Азию, а позже и обе Америки. Расселяясь, монголоиды на юге встречались с уже давно живущими там потомками первой волны миграции, родственными австралийцам и папуасам, и, видимо, заводили общих детей. В результате в геномах современных австралийских аборигенов больше общего с монголоидными жителями Юго-Восточной Азии, чем с африканскими неграми, от которых они отделились раньше, чем все прочие неафриканские народы. И говорить о существовании единой «негроидной расы» больше не приходится.

АНТРОПОЛОГИ ПРОТИВ ГЕНЕТИКОВ

Впрочем, как показывают те же генетические данные, еще раньше от общего ствола человечества отделились бушмены. Они никуда не уходили и доныне живут на юге Африки. Правда, многочисленные соседние племена сильно потеснили их, но сколько-нибудь массовых скрещиваний не произошло: бушмены так и остались генетически обособленной популяцией. И если расы – это подвиды, то бушменов нужно выделять в отдельную расу. Да и вообще на смену простому и понятному делению всех человеческих типов на три-четыре основных категории придется выстраивать довольно громоздкую систему: прежде всего человечество делится на бушменов и всех остальных, потом эти «все остальные» делятся на африканцев и неафриканцев, потом из неафриканцев придется выделить потомков первой волны – австралийских аборигенов, папуасов и темнокожие народы Азии и Океании; потом… В такой системе уже непонятно, что же следует называть расой. Многие современные ученые, в основном генетики, предлагают и вовсе отказаться от этого понятия и заменить его схемами генетического родства. Антропологи возражают: во-первых, такой подход неприменим к большей части ископаемого материала – из древних костей, особенно найденных в тропиках, ДНК не выделишь. Чтобы выяснить, что за люди это были, нужно сравнивать их морфологические признаки, а для этого нужно
иметь подробную и достоверную систему классификации современных антропологических типов. Во-вторых, расы различаются не только внешними признаками, но и биохимическими особенностями, например реакцией на отдельные лекарства: известно, что некоторые противораковые препараты эффективно подавляют рост опухолей у чернокожих пациентов, но почти не помогают больным других рас.

А пока ученые спорят, мир меняется. Представители разных рас, всего несколько веков назад жившие на разных материках, сегодня всё чаще оказываются соседями, а то и супругами. И сейчас на планете всё больше людей, которых невозможно отнести к какой-либо определенной расе, поскольку в их жилах течет кровь разных рас.

В одной старой популярной книжке автор, желая подчеркнуть единство человечества, написал, что люди белой, желтой и черной расы отличаются друг от друга не больше, чем белые, рыжие и черные коты. Сказано красиво, но не вполне точно. Окраска у кошек определяется всего двумя хорошо известными генами (плюс еще несколько, которые влияют на распределение разных цветов по телу животного), и это – область индивидуальной изменчивости. Одни и те же кот и кошка могут произвести на свет котят самой разной окраски.

Человеческие же расы отличаются друг от друга целым комплексом устойчивых биологических признаков, среди которых цвет кожи – далеко не единственный и даже не самый надежный. Например в некоторых местностях Африки существуют целые деревни, населенные альбиносами – людьми, у которых вследствие генетической мутации в организме отсутствует темный пигмент. (Суеверные соплеменники боятся детей-альбиносов и часто изгоняют их вместе с родителями из своих селений, поэтому тем волей-неволей приходится жить в отдельных деревнях и вступать в браки только друг с другом.) У таких людей совершенно белые волосы и очень светлая кожа. Однако мелкая курчавость волос, широкие губы, характерный профиль с выдвинутой вперед нижней частью лица позволяют даже неспециалисту с первого взгляда безошибочно признать в них представителей негроидной расы.

Другая большая раса – монголоидная – отличается от европеоидной и негроидной не столько цветом кожи, сколько совсем другими признаками: относительно уплощенным лицом и плоским носом, слабым развитием лицевой растительности (усов и бороды) у мужчин. Но самое очевидное отличие этой расы – характерная форма глаз: узкая, с кожной складкой (эпикантусом) на верхнем веке.

КЛИМАТ ИЛИ ЦЕЛЬ?

Но почему люди такие разные? И почему признаки, по которым они различаются, сочетаются друг с другом не как попало, а образуют устойчивые комплексы, приуроченные к определенным территориям? Долгое время ответы на эти вопросы сводились либо к ссылкам на волю бога-творца, либо к туманным рассуждениям о влиянии климата и пищи. Возможность более содержательного ответа появилась только в середине XIX века, когда Дарвин предложил свою теорию эволюции. Согласно ей, эволюция идет преимущественно таким образом: у особей того или иного вида появляются какие-то незначительные отличия, которые могут постепенно накапливаться, и в результате появляется самостоятельный подвид.

Различия же накапливаются потому, что представители вида, населяющие разные части видовой территории, живут в разных условиях и вынуждены приспосабливаться к ним. Именно это и имело место у человека, еще в доисторические времена заселившего все континенты, кроме Антарктиды.

Саму идею эволюционного происхождения человека большинство ученых того времени приняли быстро. Но далеко не все согласились с Дарвином в вопросе о ее механизмах и путях. Многие считали, что у эволюции есть цель – появление разумного человека современного типа (под которым по умолчанию понимались европейцы).

С этой точки зрения люди иного, нежели европейцы, физического облика, рассматривались как существа, застрявшие на разных этапах пути от обезьяны к «настоящему» человеку. Дескать, если современные млекопитающие произошли от земноводных, а те, в свою очередь, от рыб, то и людей разных рас можно считать «промежуточными остановками» на пути от обезьяны к европейцу. Предпринимались даже попытки выстроить разные расы и народы по степени их удаления от обезьян. Другие ученые с азартом доказывали, что каждая раса произошла от собственного предка, обитавшего там, где сейчас живут люди этой расы.

Но к середине прошлого века все подобные теории были сданы в архив истории науки. В эволюционной биологии (в том числе и в представлениях об эволюции человека) прочно утвердились взгляды, получившие мощную поддержку со стороны генетики, а все попытки найти у той или иной расы черты «примитивности» или более близкого родства с обезьянами оказались несостоятельными.

ПОДВИДЫ ЧЕЛОВЕКА

Впрочем, уже к началу XX века в научной антропологии сложился довольно стройный взгляд на расы. Почти всё современное человечество представлено тремя большими расами: европеоидной, негроидной (к которой относились не только чернокожие африканцы и их потомки, но и аборигены Австралии, папуасы, темнокожие народы юга Индии, Филиппин и некоторых других тихоокеанских островов) и монголоидной. Внутри каждой большой расы выделялось некоторое количество малых рас, а также несколько малых рас, обладавших промежуточными признаками и потому не входившими ни в одну из больших: эфиопская (между европеоидной и негроидной), южносибирская (между европеоидной и монголоидной), полинезийская (между всеми) и т. д. Некоторые разногласия касались разве что коренных жителей обеих Америк – индейцев: считать ли их самостоятельной большой расой или особой ветвью монголоидов? Родство американских аборигенов с восточными азиатами не вызывало сомнений, но и отличия были весьма существенными.

Такой взгляд хорошо согласовывался с общебиологическими представлениями: большие расы – это подвиды вида Homo sapiens (в самом деле, если синицы, снегири, бурые медведи или благородные олени образуют хорошо различимые подвиды, то почему бы это не могло случиться и с нашим видом?), а малые – географические популяции.

ВЫГОДА И СЛУЧАЙ

Однако тут возникли серьезные проблемы с расовыми признаками. Ведь исходя из эволюционной теории, следовало ожидать, что они чем-то полезны в тех природных условиях, в которых живет данная раса. Предназначение самого очевидного отличия негроидной расы – темной кожи – выяснилось быстро: это защита от избытка ультрафиолетового излучения. Дело в том, что ультрафиолет повреждает ДНК клеток кожи, что сильно повышает вероятность развития злокачественных опухолей. Пигмент меланин (он есть у людей всех рас, но в коже негроидов он вырабатывается постоянно в больших количествах) поглощает ультрафиолет и тем самым защищает ткани кожи. Но в то же время ультрафиолет позволяет человеческим клеткам самостоятельно синтезировать витамин D, необходимый для усвоения кальция. Поэтому в умеренных широтах, где солнце не так сильно жарит, выгоднее светлая кожа, а в тропиках – темная.

Признаки монголоидной расы истолковать оказалось труднее: монголоиды живут в самых разных природных условиях, от студеной чукотской тундры до жарких и сырых лесов Индокитая и Малайзии, от сухих калмыцких степей до постоянно влажной Японии. Ученые предположили, что признаки этой расы были полезны для того климата, в котором она формировалась, а позже выходцы из этих мест разнесли их по всей Азии. До сих пор в учебниках можно прочитать, что приплюснутый нос и узкие глаза – это, мол, приспособление к жизни в степях и пустынях Центральной Азии с их сильными ветрами и почти постоянной пылью в воздухе. Но как показали дальнейшие исследования, монголоидная раса первоначально возникла вовсе не в степях, а в центральном Китае, в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Видимо, ее характерный облик – не приспособление к каким-либо условиям, а просто случайные особенности небольшой группы основателей первоначальной популяции.

ДВА ИСХОДА

Но самые большие испытания для расоведения начались с появлением молекулярно-генетических методов, позволявших непосредственно выяснить степень родства тех или иных человеческих популяций. Выяснилось, что генетическое разнообразие чернокожих африканцев больше, чем у всего остального человечества, вместе взятого. Что и понятно: местом формирования нашего вида была Африка, и основная масса наших далеких предков долгое время жила в ней, а за ее пределы уходили только небольшие окраинные группы,унося в себе лишь малую часть генетического разнообразия вида.

Таких исходов из Африки было как минимум два. Австралийцы, папуасы, темнокожие жители Южной и Восточной Азии и тихоокеанских островов – это потомки первой волны миграции, шедшей вдоль берега Индийского океана.

Много позже из Африки вышла вторая волна. Часть ее двинулась на север и запад, став предками европеоидов. Другая повернула на восток, ее потомки – монголоиды – заселили Азию, а позже и обе Америки. Расселяясь, монголоиды на юге встречались с уже давно живущими там потомками первой волны миграции, родственными австралийцам и папуасам, и, видимо, заводили общих детей. В результате в геномах современных австралийских аборигенов больше общего с монголоидными жителями Юго-Восточной Азии, чем с африканскими неграми, от которых они отделились раньше, чем все прочие неафриканские народы. И говорить о существовании единой «негроидной расы» больше не приходится.

АНТРОПОЛОГИ ПРОТИВ ГЕНЕТИКОВ

Впрочем, как показывают те же генетические данные, еще раньше от общего ствола человечества отделились бушмены. Они никуда не уходили и доныне живут на юге Африки. Правда, многочисленные соседние племена сильно потеснили их, но сколько-нибудь массовых скрещиваний не произошло: бушмены так и остались генетически обособленной популяцией. И если расы – это подвиды, то бушменов нужно выделять в отдельную расу. Да и вообще на смену простому и понятному делению всех человеческих типов на три-четыре основных категории придется выстраивать довольно громоздкую систему: прежде всего человечество делится на бушменов и всех остальных, потом эти «все остальные» делятся на африканцев и неафриканцев, потом из неафриканцев придется выделить потомков первой волны – австралийских аборигенов, папуасов и темнокожие народы Азии и Океании; потом… В такой системе уже непонятно, что же следует называть расой. Многие современные ученые, в основном генетики, предлагают и вовсе отказаться от этого понятия и заменить его схемами генетического родства. Антропологи возражают: во-первых, такой подход неприменим к большей части ископаемого материала – из древних костей, особенно найденных в тропиках, ДНК не выделишь. Чтобы выяснить, что за люди это были, нужно сравнивать их морфологические признаки, а для этого нужно
иметь подробную и достоверную систему классификации современных антропологических типов. Во-вторых, расы различаются не только внешними признаками, но и биохимическими особенностями, например реакцией на отдельные лекарства: известно, что некоторые противораковые препараты эффективно подавляют рост опухолей у чернокожих пациентов, но почти не помогают больным других рас.

А пока ученые спорят, мир меняется. Представители разных рас, всего несколько веков назад жившие на разных матери

0 комментариев
Архив