Человек или имитация: как ученые выращивают эмбрионы для экспериментов
3 года назад 1651

Эмбриологи создали из клеток кожи первую модель эмбриона человека на ранней стадии развития. Это позволит обойти запрет на такого рода опыты в большинстве стран. Рассказываем, можно ли считать зародышем такой организм, как его создали и чем он поможет науке.

Ученые впервые вырастили эмбрионы мышей в искусственной матке
Команде исследователей из Израиля удалось в течение 12 дней успешно выращивать эмбрионы мышей в искусственной матке. Это составляет примерно половину срока беременности животного.

Ученые впервые вырастили эмбрионы мышей в искусственной матке
WEIZMANN INSTITUTE OF SCIENCE

«Вполне разумно, что у нас будет возможность развить человеческий эмбрион от оплодотворения до рождения полностью вне матки»

В исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые подробно описали, как им удалось извлечь эмбрионы из матки мышей сразу после оплодотворения и выращивать их еще в течение 12 дней в искусственных «матках». К этому моменту эмбрионы прошли примерно половину своего развития: полная беременность мыши составляет примерно 20 дней.

«Это создает основу для других видов. Я надеюсь, что это позволит ученым выращивать человеческие эмбрионы до пятой недели», – сказал руководитель исследовательской группы Джейкоб Ханна.

Исследователи вырастили эмбрионы мышей в стеклянных флаконах, наполненных питательной жидкостью. В состав этой жидкости входила сыворотка крови, взятая из пуповины человека. Стеклянные флаконы постоянно встряхивались, чтобы эмбрионы не прилипали к стенкам и не деформировались. Аппарат вентиляции подавал эмбрионам кислородную смесь под давлением.

Эмбрионы мышей погибли только после того, как стали слишком большими и им перестало хватать естественного кровоснабжения, которое могла обеспечить «плацента». Прежде ученым никогда не удавалось вырастить эмбрионы до такого состояния без живой матки.

Подобный эксперимент с человеческими эмбрионами может оказаться непростой задачей, особенно для комиссий по этике. Поэтому исследователи предлагают выращивать эмбрионы до 40-го дня, хотя обычно исследователи воздерживаются от изучения человеческих эмбрионов старше 14 дней.

Исследователи говорят, что в будущем «вполне разумно, что у нас будет возможность развить человеческий эмбрион от оплодотворения до рождения полностью вне матки».

Модель для исследований: созданы первые «искусственные» эмбрионы из клеток кожи человека
Возможности для изучения самых ранних этапов человеческого развития у современных ученых крайне ограничены, однако исследователи нашли выход. Новаторское открытие, сделанное командой из Австралии, предоставит им ценную новую модель для исследования таких проблем, как бесплодие и врожденные заболевания.

Ученые разработали методику, позволяющую превращать клетки кожи в модели для научных исследований, имитирующие эмбрионы на самых ранних этапах развития

Новое исследование проводилось учеными из австралийского Университета Монаша и было сосредоточено на так называемых «человеческих бластоцистах». Это образования формируются в первые дни после оплодотворения, когда клетки делятся и собираются в трехмерную структуру, состоящую из внутреннего кластера и внешнего защитного слоя.

Изучать эту раннюю и критически важную стадии эмбрионального развития чрезвычайно сложно, поскольку доступность человеческих эмбрионов ограничена, а также связана с этическими и юридическими проблемами. Авторы нового исследования проанализировали смогут ли искусственные версии зародышей, созданные в лаборатории, стать полноценными моделями для изучения. Согласитесь, намного удобнее выращивать «подопытные» клеточные кластеры в пробирке, чем подвергать риску живые эмбрионы.

Методика их создания включает в себя изменение экспрессии генов одного типа клеток таким образом, чтобы они демонстрировали поведение другого типа. Это достигается путем введения генома в новую среду с различными факторами роста. В данном случае исследователи взяли клетки кожи человека и поместили их в желеобразный каркас, перепрограммировав тем самым в строительные блоки — бластоцисты, которые затем организовались в желаемую структуру.

Схема формирования бластоцист
Monash Biomedicine Discovery Institute
Вверху: схема естественного развития бластоцисты Внизу: метод выращивания бластоцист из клеток кожи

Искусственные бластоцисты, получившие названия iBlastoids, не идентичны естественным. У них отсутствует внешняя мембрана, известная как зона пеллюцида, а потому уже спустя несколько дней у клеток возникают проблемы с развитием. Это важно, поскольку данная особенность позволяет проводить исследования в рамках международных юридических принципов, согласно которым человеческие бластоцисты нельзя культивировать после 14-го дня, когда развивается временная структура, называемая примитивной полосой — это так называемое «правило примитивной полосы».

При всех вышеназванных особенностях iBlastoids все еще обладают достаточным структурным сходством, чтобы составить полную модель человеческого эмбриона. Они имеют внутреннюю массу клеток, внешний слой и внутреннюю полость, отражая общую генетику и архитектуру своих естественных аналогов.

«IBlastoids позволит ученым изучать самые ранние этапы человеческого развития и некоторые причины бесплодия, врожденных заболеваний и воздействия токсинов и вирусов на ранние этапы развития эмбрионов - без использования человеческих бластоцист и, что важно, в беспрецедентных масштабах. Это ускорит наше понимание общих принципов, а значит и разработку новых методов лечения эмбриональных пороков», — уверяет профессор Университета Монаша Хосе Поло.

Из эмбриональных стволовых клеток слепили эмбрион

Молекулярные сигналы помогли лабораторному псевдозародышу обрести перед и зад.

Гаструлоид (зародышеподобная структура, имитирующая стадию гаструлы) в возрасте семи дней; хвостовые клетки окрашены розовым, предшественники нервных клеток, распределенные вдоль гаструлоида – зеленым. (Фото: Mehmet Girgin / EPFL)

На самых первых стадиях развития зародыш млекопитающих представляет собой микроскопический мешок с эмбриональными стволовыми клетками внутри. Эти клетки, как известно, могут потенциально бесконечно делиться, однако в ходе эмбрионального развития они постепенно превращаются в разные типы других клеток, специализирующихся на той или иной функции. Но ведь стволовые клетки не просто превращаются в другие – по ходу дела зародыш меняет форму, у него появляются перед и зад, верх и низ, зачатки органов и пр.

Исследователи из Кембриджа и Женевского университета сумели в лабораторных условиях направить развитие стволовой клеточной массы так, чтобы она стала похожа на настоящий зародыш именно по трехмерной структуре. Леонардо Беккари (Leonardo Beccari) и его коллеги взяли скопление из примерно двухсот пятидесяти эмбриональных стволовых клеток мыши и поместили их в питательную среду, после чего с помощью специального вещества сразу же включили в них сигнальный путь Wnt. Сигнальными путями называют сложные последовательности молекулярных реакций, которые распространяются по сигнальным белкам. Такие пути регулируют все стороны жизни клетки, в том числе деление, а также управляют общением клетки с ее соседями.

Wnt-путь как раз из тех, что регулируют эмбриональное развитие и дифференцировку клеток, то есть их постепенное превращение из стволовых в специализированные. Было известно, что от него зависит формирование осей в зародыше, однако у биологов, разумеется, здесь оставались вопросы к тому, как именно работает Wnt-путь, достаточно ли его одного, сработает ли он в искусственных условиях.

В статье в Nature говорится, что Wnt-сигнал вполне работает на лабораторном комке клеток и одного его вполне достаточно, чтобы у такого псевдозародыша появились перед, зад, верх, низ, право и лево. Их появление можно было отследить по активности генов в разных частях клеточного кластера: в его носовой части гены работали иначе, чем в хвостовой, и т. д. В частности, это было хорошо видно по Hox-генам, которые как раз создают план организма: в разных частях зародыша работают разные Hox-гены, благодаря которым на месте хвоста появляется хвост, а на месте лапы – лапа. Они подчиняются сигналам Wnt, и в псевдозародыше было как раз хорошо видно, как в разных его частях запускаются те ли иные Hox. Можно сказать, что псевдозародыш как бы перешел на следующую стадию развития – он стал так называемым гаструлоидом (то есть превратился в нечто, имитирующее стадию гаструлы в эмбриональном развитии).

При этом специализация частей тела не пошла дальше определенной точки, потому что, к примеру, чтобы начал формироваться зачаток головы, Wnt-путь должен замолчать. Кроме того, у гаструлоида никак не могла бы начать формироваться сложная архитектура предшественников разных тканей – одного только Wnt тут недостаточно. Но в любом случае авторы работы смогли прояснить роль одного из главнейших сигнальных путей, заодно поняли, что его можно изучать на зародышеподобных структурах, в буквальном смысле слепленных на лабораторном столе – возможно, дальнейшие эксперименты здесь помогут нам понять тайны некоторых врожденных патологий.

По материалам The Scientist.