«Стильно и легко носить»: как развивалась мода Рамадана (фото)
|
Начиная с 2014 г. западные лейблы начали разрабатывать коллекции Рамадана. Как развивается этот рынок, разбирается Хафса Лоди.
Десять лет назад покупка одежды для ношения во время Рамадана, в основном, включала в себя запас кафтанов и абай с местных базаров. Но розничный рынок Рамадана с тех пор эволюционировал, и в нем появились такие имена, как Майкл Корс, Оскар де ла Рента и Dolce & Gabbana.
Все началось в 2014 году, когда американский лейбл DKNY выпустил капсульную коллекцию для Рамадана, положив начало тенденции, которой последовали многие другие западные бренды. Шесть лет спустя Томми Хилфигер, Burberry и H&M экспериментировали с длинными подолами, плавными силуэтами и платками для своей ближневосточной клиентуры с приближением священного месяца.
Затем наступил подъем скромной моды. Появились модели в хиджабах и скромные модные блогеры, отражающие спрос на консервативную одежду. Финансовые прогнозы также показывают, что этот сегмент моды является прибыльным. По оценкам Доклада о состоянии мировой исламской экономики за 2019-2020 годы, расходы мусульман на моду составили 283 миллиарда долларов в 2018 году, по прогнозам, вырастут до 368 миллиардов долларов в 2021 году и достигнут 402 миллиардов долларов к 2024 году.
Однако эксклюзивные коллекции Рамадана вызывают критику как на Западе, так и в исламском мире. Одни сетуют, что они зачастую доступны только на Ближнем Востоке, где проживает всего 20% мусульманского населения мира. Также модели часто слишком дорогие, а некоторые из них просто недостаточно скромны – с высокими разрезами, низкими вырезами и прозрачными тканями.
Эмиратско-мексиканский модный блогер Эшли Аль Бусмаит считает, что некоторые лейблы создают модели, пытаясь угодить эстетике местного стиля, тогда как могли бы экспериментировать со скромными тенденциями: «Я часто вижу вещи, которые чрезмерно декоративны или ограничиваются кафтанами и платьями». Коллекция Dolce & Gabbana Abaya 2019 года, по ее словам, с ее дизайном «подсолнечника и леопарда» является примером плохо выполненной попытки угодить женщинам на Ближнем Востоке. А коллекция Каролины Эрреры Abaya 2017 года была хитом, по словам Аль-Бусмаит, потому что «в ней были безупречно скроенные вещи с использованием современных тканей, сохраняя при этом элемент скромности».
Ана Канадас, директор по маркетингу бренда в интернет-магазине Farfetch, также говорит, что в моде, соответствующей Рамадану, должно быть больше, чем просто кафтаны: «Клиенты ищут стильные вещи, которые легко носить – кафтаны, платья-рубашки, макси-юбки и комплекты в пижамном стиле». Канадас отмечает, что в Рамадан если одни женщины посещают ифтары и сухуры, которые проходят в отелях и ресторанах, то другие предпочитают оставаться дома. Поэтому и одежда для них должна быть разной.
Также Канадас советует: «Очень важно покупать качественные и универсальные вещи, которые позволят вам получить максимальную отдачу от вашего гардероба в течение всего года. Выясните, какие основные элементы доступны из тенденций, которые вы, возможно, захотите купить, а затем адаптируйте их для создания скромных образов».
Taller Marmo, бренд, родившийся в Дубае, а ныне базирующийся в Милане, включил силуэты в стиле кафтан в свою линейку весна – лето 2020. Дизайнер Яго Гойкоэчеа считает, что эти фасоны можно носить круглый год. «Нам не нравится называть это «модой Рамадана», как будто после этого она перестанет существовать. Клиент хочет продукт, с которым он может себя идентифицировать; продукт высокого качества, креативности, который рассказывает свою историю», – говорит он.
«Глобализированный рынок дает положительный стимул дизайнерам и креативщикам. Это заставляет наши идеи перекрестно опыляться. Так обстоит дело со скромной модой в целом – вещи, которые на первый взгляд не кажутся консервативными, могут быть стилизованы как таковые», – отмечает также Гойкоэчеа.
Почему мусульманская мода захватывает мир лакшери
Мусульманская мода превратилась в глобальный тренд. Согласно прогнозам, к 2023 году рынок этой моды достигнет 361 миллиарда долларов в год, пишет сайт Vice.
Развитие исламской моды свидетельствует как о росте религиозности, так и о признании ее ценности миром роскоши. В последние годы такие бренды, как Zara, Nike и H&M, создали свои линейки одежды, рассчитанные на мусульман. Их примеру последовали многие кутюрье, стремясь привлечь богатых мусульманских покупателей .
В 2016 году Dolce & Gabbana выпустила линейку хиджабов и абай. На осенне-зимних подиумах 2018 года было так много хиджабов, что начали звучать обвинения в заимствовании и фетишизме. Мощные бренды класса люкс, такие как Versace, Chanel и Balenciaga, представили свои интерпретации хиджаба и аксессуаров, явно взятые из исламской моды. Однако по большей части распространение этой моды было оценено женщинами в мусульманском мире – у них появился широкий выбор брендов.
Помимо того, что это один из самых быстрорастущих рынков, исламская мода является весьма прибыльной – ее прогнозируемый рост составляет 5% в год. К 2023 году рынок исламской моды достигнет 361 миллиарда долларов, сообщает Al Jazeera. Крупнейшим потребителем в этом отношении является Турция с 28 млрд долларов в год. За ней следуют ОАЭ и Индонезия.
Как сообщает исследовательский центр Пью, ислам является самой быстрорастущей религией в мире. К 2050 году мусульмане составят около 30% мирового населения, их число достигнет 2,7 миллиарда человек. Такое количество потенциальных потребителей не могло не привлечь внимание рынка моды. Исламское консалтинговое агентство Ogilvy Noor сообщает, что, по словам более 90% мусульман, религия оказывает влияние на их выбор в качестве потребителей. «Наконец, этот потребитель замечен и такими брендами, как [Dolce and Gabbana], DKNY, Victoria Beckham, Tommy Hilfiger… Zara создала свою собственную коллекцию Ramadan», – говорит Алия Хан, председатель Исламского Совета по дизайну одежды, в интервью Al Jazeera. Другой вопрос в том, что модные бренды не всегда представляют ожидания мусульманок. Например, коллекция Mango Ramadan подверглась критике за то, что она была слишком небрежной для праздника Ураза-байрам, а также недостаточно скромной.
Хиджаб появляется и в других пространствах, связанных с миром моды. Американский спортивный журнал Sports Illustrated поместил сомалийско-американскую модель Халиму Аден на обложке своего выпуска купальников 2019 года – в хиджабе и буркини.
Другой набирающий популярность среди мусульманок сектор – косметика. По сообщению агенства Reuters, к 2025 г. рынок халяльный косметики достигнет 58,41 млн долларов.
Создан первый цифровой архив истории моды на Ближнем Востоке
Отдавая должное той роли, которую мода, вышивка и шитье играют в культурной ткани общества, этот ресурс документирует историю Ближнего Востока через его богатое наследие в этой области, сообщает сайт Scene Arabia.
Созданный в октябре 2019 года, сайт предоставляет всем желающим бесплатный доступ к уникальной коллекции одежды. От знаменитых вышитых палестинских костюмов до египетской галабеи и иракского чаргада, Ближний Восток может похвастаться невероятно богатой и разнообразной историей моды, пересекающейся с социально-политическими и культурными изменениями, которые повлияли на нее.
Документирование этого щедрого наследия тканей, украшений и традиционных костюмов является инициативой некоммерческой организации Zay Initiative, коллекция которой в настоящее время может похвастаться более чем 700 предметами одежды со всего региона, самые ранние из которых датируются 50-ми годами прошлого века.
Zay Initiative была основана в 2017 году доктором Реем аль-Мутвалли – автором и частным консультантом в области исламской архитектуры, дизайна интерьера, исламского и арабского искусства и наследия ОАЭ. Начало коллекции положили платья королевской семьи Эмиратов, и с тех пор Zay Initiative собрала множество предметов одежды не только из ОАЭ, но и Саудовской Аравии, Ирака, Сирии и Египта.
Коллекция позволяет проследить хронику социально-экономических изменений и представляет собой документирование эволюции стиля в странах Востока, отмечая факторы, формирующие его. Она иллюстрирует переход от традиционных методов изготовления одежды к более современным методам. Также коллекция демонстрирует эволюцию в тканях от простой марли и хлопка с нейлоном к уточненным шелкам и шифонам.
Коллекция включает в себя одежду самых разных социальных слоев – от простых крестьян до правящих семей региона.
Изучение истории моды на Ближнем Востоке позволяет получить представление о структуре общества и его эволюции на протяжении многих лет с точки зрения часто упускаемой из виду перспективы – женщин. Многие из них посвящают свою жизнь искусству шитья и вышивки, например палестинской татриз, даже во времена социальных потрясений и изгнания на чужбину.
Цифровой архив разделен по странам, цвету, времени и другим категориям, что делает его доступной платформой для исследований и академических целей. На сайте имеется блог, в котором рассматриваются исторические контексты определенных видов одежды, их эволюция на протяжении многих лет и культурно-символические смыслы.
Материалы сайта ежедневно обновляются. Его создатели стараются сопровождать снимки краткой информацией о владельце каждого предмета одежды, сохраняя их имена в истории.