В Казахстане введен в действие новый Административный процедурно-процессуальный кодекс
В Казахстане введен в действие новый Административный процедурно-процессуальный кодекс
3 года назад 2340

Введен в действие подписанный Президентом Касым-Жомартом Токаевым новый Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-секретаря Президента РК Берика Уали.

«Сегодня введен в действие подписанный Президентом Касым-Жомартом Токаевым новый Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Кодекс кардинально меняет парадигму взаимодействия государства и общества. Вводятся новые механизмы защиты прав граждан и бизнеса. Иски к административным органам теперь будут рассматриваться на основе принципа «презумпции виновности административного органа»: не заявитель, а административный орган должен будет доказывать суду обоснованность своего решения. Отписки и волокита станут предметом ответственности не только административных органов, но и лиц, принявших решение. Этот документ станет важным инструментом реализации концепции «Слышащего государства», - написал в Facebook Берик Уали.

В документ введено понятие «презумпция виновности госоргана»

В Казахстане начал действовать новый Административный процедурно-процессуальный кодекс, об этом сообщил пресс-секретарь президента Берик Уали, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.  

«Сегодня введен в действие подписанный президентом Касым-Жомартом Токаевым новый Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.

Кодекс кардинально меняет парадигму взаимодействия государства и общества. Вводятся новые механизмы защиты прав граждан и бизнеса. Иски к административным органам теперь будут рассматриваться на основе принципа «презумпции виновности административного органа»: не заявитель, а административный орган должен будет доказывать суду обоснованность своего решения. Отписки и волокита станут предметом ответственности не только административных органов, но и лиц, принявших решение», - написал он в Facebook.

Документ станет важным инструментом реализации концепции «Слышащего государства», отметил Берик Уали.

Основная цель кодекса – защита прав и интересов физических и юридических лиц в спорах с государственными органами. В настоящее время претензию в адрес любого госоргана можно оставить несколькими способами: по обычной почте и через интернет по системе «е-Натиже» в ЦОНах, открытые акиматы и «Электронные обращения» на сайте egov.kz.

«Сейчас мы внедряем новое электронное приложение «е-Өтініш», – объяснял ранее министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин. – Эта система будет принимать и обрабатывать жалобы по всей стране. Нажав лишь две-три клавиши на телефоне, человек сможет отследить ход рассмотрения его обращения госорганами». 

Вместе с общими конституционными нормами введены новые принципы административной юстиции: охрана права на доверие, соразмерность, запрет на злоупотребление формальными требованиями, активная роль суда. 

«В новом кодексе есть такое понятие, как презумпция виновности госоргана. А судья на этот раз будет в активной роли. Его главная задача – помочь гражданину. Прокуроры участвуют только в четырёх случаях: налоги, таможня, экология, бюджет. Госорган и заявитель остаются один на один. Ответственность госслужащих повысится в разы», - пояснял заместитель председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Бахыт Абишев.

Кодекс состоит из двух частей – процедурной и процессуальной. В первой будет отслеживаться, как соблюдены все процедуры при приёме обращения, и ответы по нему.  Вторая часть АППК посвящена рассмотрению споров в суде.

«Еще одно нововведение – это институт отвода. Гражданин имеет право заявить отвод административному органу, должностному лицу, иметь представителя, а также знакомиться со всеми материалами дела. Ещё один из важнейших принципов – охрана права на доверие. Это значит однажды принятое решение госорганов является законным и последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина», - пояснил эксперт департамента законодательства Министерства юстиции РК Рустам Ахметов.

Кроме того, с 1 июля анонимные жалобы рассматриваться не будут. На всех обращениях в госорганы должен быть указан ИИН. 

Как будет защищать казахстанцев новый кодекс

С 1 июля в Казахстане начал действовать новый Административный процедурно-процессуальный кодекс. Как будут работать новые механизмы и в чем их особенность, рассказала вице-министр юстиции Наталья Пан

- Кодексом водятся новые принципы, призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов. Это принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности законодательства в пользу граждан. К примеру, в документе, регламентирующем порядок оказания государственной услуги, определен срок в 3 дня. Но при этом не указано, исчисляется ли в рабочих или календарных днях такой срок. Тогда вам должны оказать услугу в течение 3 календарных дней, потому что такой вариант наиболее благоприятен для гражданина, - рассказала она на брифинге в четверг, 1 июля.

Кодексом закреплен принцип соразмерности, который позволит проверить устанавливаемые меры ограничения на предмет пригодности, необходимости и пропорциональности преследуемой цели.

- Нередко случается, когда в черте города акиматом ограничивается скорость на отдельных участках. В нормативных правовых актах четко не прописано, где в городе и на сколько можно ограничить скоростной режим. Принцип соразмерности позволит судам проверить, насколько решение ограничить скорость было необходимым и соразмерным, - объяснила Пан.

Появляется также принцип охраны права на доверие. Он означает, что «однажды принятое решение административного органа является законным, последовательным и не подлежит отмене».

- Принцип позволяет даже решению, принятому с нарушением порядка, с иными правовыми изъянами, дает право добросовестному гражданину сохранить свое действие за исключением случаев, когда такое решение нарушает права общества и иных лиц, - пояснила вице-министр.

Законодательно закрепляются процедурные гарантии, что немаловажно в реализации прав граждан. Одной из таких гарантий является «обратная связь» с гражданами при принятии управленческих решений.

Также вводится особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан.

- Допустим, гражданину выплатили социальную помощь. Позднее в ходе проверки выяснилось, что помощь была выплачена не в том размере, было принято ошибочные решение. Ввиду принципа охраны права на доверие, уполномоченный орган не может требовать возмещения потраченных средств от добросовестного гражданина, потому что в этом нет его вины. Госорган обязан будет самостоятельно устранить свои недостатки, - уточнила Пан.

0 комментариев
Архив