"Тренинги разрушили мою семью". Как казахстанцы становятся жертвами "мотиваторов"
"Тренинги разрушили мою семью". Как казахстанцы становятся жертвами "мотиваторов"
3 года назад 1016 Анастасия Солнцева

"Он сидел в бане и пил какие-то таблетки", "Меня заставляли переодеваться бомжом и ходить по улице". Такие, мягко говоря, странные задания давали руководители новомодных тренингов своим слушателям. С наступлением осени они активизировались. За последние пару месяцев в сетях было уже несколько постов на эту тему. Сообщения приблизительно такого содержания: "Дочь знакомой посещала тренинги. Ранее жизнелюбивая и активная, уже почти год находится в глубокой депрессии, потеряла перспективную и интересную работу, не выходит за пределы квартиры, мать опасается за ее жизнь. Помогите найти психолога". Корреспонденты Tengrinews.kz связались с некоторыми авторами и записали несколько историй казахстанцев. Подчеркнем, что речь идет не о всех тренингах. Безусловно, есть курсы и их лидеры, которые помогают людям. Мы говорим исключительно о тех случаях, о которых нам стало известно, но наверняка их гораздо больше. О том, как отличить мотиватора от мошенника, на какие суммы попадают доверчивые казахстанцы и почему деньги — не самое дорогое, чем они могут поплатиться, — в нашем материале.

 

Фото: elements.envato.com

Наша первая героиня Алия находилась в длительной депрессии, работа ее не устраивала, отношения с мужчинами не складывались. Кто-то из знакомых начал настойчиво зазывать на чудо-тренинги, которые гарантировали полное освобождение от накопившихся проблем. И она решилась.

Алия не скрывает, что ее с самого начала зацепила личная история коуча-женщины, которая рассказывала клиентам, что чудом осталась жива после онкологии и теперь ее миссия — помочь начать жить другим людям. Чтобы достичь какого-то результата, нужно было пройти несколько ступеней. Одна ступень длилась ровно месяц, ее стоимость 90 тысяч тенге. В общей сложности девушка заплатила больше полумиллиона. В долги влезать не пришлось, наша героиня на тот момент работала в одном из коммерческих банков, жила с родителями, и ее зарплаты вполне хватало на покрытие такой "учебы". Однако по итогу со своими психологическими проблемами, по ее словам, она так и не разобралась. Зато нажила себе новые — в виде комплексов, фобий и усугубившейся депрессии. 

 

Фото: elements.envato.com

"Я помню, что на первом занятии каждого из нас поочередно садили в центр аудитории и заставляли рассказывать перед всеми (а людей было много) о своих травмах, в основном это были травмы, связанные с детством. Помню, как в тот момент я разрыдалась и просто умоляла помочь мне, говорила, что хочу жить. После такой "терапии" я очень долго отходила. Дальше начались задания — мы ходили по Арбату, включали музыку и приглашали на танец прохожих. Таким образом, объясняли нам тренеры, мы избавляемся от комплексов. И подобного было много: переодеться бомжом, в проститутку, поговорить при всех с мусорным ведром, подойти к незнакомому человеку и рассказать о своей мечте — нас как будто проверяли на прочность и желание дойти до конца.

Еще было условие — уговорить прийти на тренинг своего знакомого. Я не дошла до конца, сдалась, так как мое психологическое состояние оставляло желать лучшего, после таких курсов я еще больше закрылась в себе. Окончательно я разочаровалась во всем этом, когда узнала, что моя подруга, бывший банкир, открыла курсы по гештальт-терапии, а еще одна знакомая, риелтор, позвонила и спросила меня: "Ты знаешь, мой пост про отношения зашел аудитории, а что если я открою курсы по психологии?"

Следующая наша героиня Наталья рассказала о бывшем муже Владимире, который посещал очень много различных тренингов с целью своего развития.

"Мы познакомились с моим тогда еще будущим супругом в другом городе, где я жила. Он меня позвал замуж, и я переехала в Алматы. На тот момент у него был свой бизнес, и он был старше меня на 19 лет. Но меня это нисколько не смутило, поскольку у нас была очень яркая, страстная любовь. Вскоре мы поженились, муж совершенствовался в бизнесе, работе и ходил на различные тренинги, в том числе религиозные. Моя ошибка была в том, что я сразу не обратила на это внимание. Это были курсы консалтинговой компании, где обучали продажам по дианетике, где лозунгом было: "улучши свою жизнь", и бизнес-школа, которая до сих существует в Алматы. Помимо всех этих курсов, муж был всерьез увлечен саентологией (официально религия запрещена в Казахстане — прим. авт.)

Задания там были разные. Помню одно из них — сидеть в бане и пить БАДы. Эти таблетки привозили из Америки, после них мой муж становился раздражительным, злым. Сидеть в бане нужно было для того, чтобы выходили токсины, так как пить любые таблетки ему было запрещено. Я не могу точно сказать, сколько денег на все это уходило, но жили мы очень скромно, потому что их у нас в семье почти не было - все уходило на курсы и в секту. И это несмотря на то, что у Владимира было свое издательство. А я работать не могла, так как сидела в декрете. Меня тоже зазывали на все эти сомнительные встречи, звонили постоянно, говорили, что вам нельзя отделяться, вы должны быть вместе с мужем". 

"В итоге все эти тренинги разрушили мою семью. Я ушла от мужа через 10 лет, при этом все ему оставила, лишь бы он меня не трогал, для этого мне даже пришлось залезть в долги. Его партнер также отказался с ним работать, так как было понятно, что человек зомбирован. А муж просто поставил меня в блок, дочери сказал, что это я разрушила семью, и дочь изменилась. Что я только ни делала: и в полицию заявление писала, и к адвокатам ходила. Бесполезно. Ребенок стал просто неуправляемым. Я отпустила ситуацию и надеюсь, что она повзрослеет и вернется ко мне. Но я не жалею, что ушла от него, единственное, я должна была это сделать раньше. Да, есть какие-то единичные тренинги, которые помогают, но не те, где говорят, что у вас все наладится, приходите. Под видом курсов могут продвигать религию, причем начинают издалека, чтобы люди вступали туда, а потом хорошие деньги отдавали на это".

Еще одну историю про свою знакомую нам рассказала Айсулу.

"У нее, у моей знакомой, был бизнес, который прекрасно существовал. Все началось с тренингов личностного роста и женских тренингов типа "открой свои чакры", "ты самая счастливая", "самая уверенная в себе". У нас такие курсы пользуются спросом, так как число разведенных пар в стране растет. Кажется, что там тебя всему научат и ты будешь ходить счастливой. Она подсела на все это: "вот я такая успешная", "я такая молодец", "у меня все получается", какие-то мантры, а потом в "Фейсбуке" нашла женщину - бизнес-коуча. Моя знакомая к ней обратилась, заплатила немаленькие деньги, и эта женщина сказала, что нужно ей делать".

"После этого все пошло кувырком: знакомая стала вводить какие-то изменения в своем магазине, меняла продавцов, говорила им, что надо говорить, там такой бардак начался, хотя до этого был устойчивый бизнес, своя клиентура, которая существовала больше 10 лет. И после этого все рассыпалось вообще, продавцы ушли, а сама она еще больше зациклилась на тренингах по дальнейшему развитию".

Фото: elements.envato.com

"Подобные тренинги стоят от 15 тысяч тенге и выше. Мне кажется, это глобальная проблема, так как у нас нет института семьи и четкой идеологии, браки разваливаются. С развалом Советского Союза выросло целое поколение недолюбленных людей. Да, кому-то это помогает, все индивидуально, но почитав истории великих бизнесменов, становится понятно, что там люди никакие тренинги не посещают, они просто делают, и все, идут к своей цели.

По моему мнению, лучший психолог — это человек, которого побила жизнь, а менторство — это все навязанное нашим временем, наравне с накачанными губами. Меня на такое вообще не подпишешь. Мир такой огромный, и знаете, какие-то чакры ходить открывать, да, у всех у нас есть свои недостатки, но когда тебе что-то навязывают и каждое утро ты должен что-то выполнять, присаживаться, еще там что-то, то все это вранье. Все же должно от сердца идти. Человек не может стать счастливым, пока он сам себя не осчастливит".

Фото: elements.envato.com

Чтобы понять, почему люди становятся жертвами таких антитренингов, несколько вопросов мы задали психологу Гульжан Амангельдиновой

- Как понять, что человек, преподающий курсы, никакой не мотиватор, а мошенник?

- Чаще всего мотиваторы выходят на свою аудиторию через социальные сети. Самое главное - каждый человек должен перепроверять любую информацию.

Первое, на что нужно обратить внимание, чем занимается сам мотиватор, какой у него бизнес, какая семья, как долго он работает на этом рынке, чем в основном зарабатывает - только на том, что мотивирует людей, или у него еще что-то есть. Мы должны понимать, что у любого коуча за плечами должен быть огромный жизненный опыт и багаж знаний. Второе, за красивой рекламой не всегда стоит вкусная конфетка, то есть качественный товар. Поэтому читаем отзывы, и если есть возможность, то связываемся с людьми, которые проходили эти тренинги. Если на личных страничках мотиватора только положительные отзывы, можно запросить у него и негативные. Когда тренер говорит, что таковых нет, этого не может быть. Потому что одинаково угодить всем невозможно. Всегда на любом тренинге какой-нибудь слушатель будет не согласен со своим учителем.

Добросовестный мотиватор, который уже долго работает на этом рынке, многие вещи дает бесплатно, просто потому что это его внутренняя стихия, он хочет поделиться опытом. У непрофессиональных же коучей будет очень много пафоса - вот я был таким, а стал вот таким суперуспешным, и я вас замотивирую. 

 

Фото: elements.envato.com

- А почему люди верят в "волшебные таблетки"? Кто, как правило, попадается на удочку?

- Рассмотрим две крайности.

Первая, это когда ребенку два-три года, мы хвалим его за любую поделку, даже если он ее сделал не очень красиво. И малыш растет с этим чувством превосходства. Но если и в 14 лет его родители похвалят за закорючки, то у ребенка возникнет ощущение, что все, что он делает, это всегда красиво и легко. Поэтому такой человек начинает искать легкие пути, там, где быстро сел, никаких усилий не приложил и у него получилось. Вторая крайность, это когда, наоборот, в детстве ребенок не получал достаточного количества похвалы, и, будучи взрослым, он ищет родительскую похвалу извне в виде мотивации.

Важно понимать, что стоит за желанием найти быстрые пути решения и замотивировать себя. Человек ничего не делает, пять-шесть лет не работает, и тут мотивация. Для чего? Для того чтобы оправдать свое бездействие, что нет достойной для него работы, что его знания стоят денег выше крыши и т. д. И лежит этот замотивированный человек на диване и ищет золотую мечту, которая принесет ему счастье, а весь мир этого не достоин.

 

Фото: elements.envato.com

"Конечно, есть люди, которые осознанно идут на какие-то мотивационные тренинги, они четко знают, какой мотиватор им нужен, для чего. А есть люди, которые по жизни не знают, чего хотят, но считают, что мотивация нужна. И это идет из медиа, сейчас есть популярная психология, популярные блогеры, слишком много потока информации, и человек не фильтрует ее, а принимает как должное. Часто бывает, когда женщины или мужчины, которые не могут построить отношения, будут находить именно такие тренинги, которые будут оправдывать их поведение, закрывать какие-то слабые места и еще больше подпитывать их убеждение, что они сильные и независимые и никто им не нужен.

Бывает, что человек пытается себя наказать за какие-то свои поступки, за то, что ничего в жизни не получается, и ему важно все время что-то терять. Оплачивая мотивационные тренинги, он теряет деньги и таким образом бессознательно наказывает себя за что-то: за свое чувство вины, стыда и т. п. Еще слушателем может двигать желание быть в строю, в массе, все идут, и я пойду, почему я не могу. Но есть еще и самое сложное: это когда человек хочет быть обманутым. Это такой бессознательный механизм, когда он хочет снять ответственность с себя: это не я, это кто-то другой виноват, что я так живу".  

Фото: elements.envato.com

- Обращались ли к вам люди, пострадавшие от подобных мотивационных тренингов (подчеркнем, что мы говорим исключительно о тех курсах, которые идут во вред слушателям)? 

- Да, приходят часто на личную терапию, так как эйфория после курсов проходит через месяц, и они понимают, что опять должны заплатить уйму денег, чтобы еще раз пойти на такие же курсы. У них все время должна быть подпитка. Там человеку дают внешний стимул, который "пинает" его вперед, но далеко на нем он уехать не сможет, так как нужен именно внутренний разбор и анализ и длительное время.

Такие люди часто говорят, что они начинают чувствовать себя никчемными, потому что им дали кучу инструментов, мотивационных вещей, а они ничего не могут с этим сделать. У них и так слабое "я" и заниженная самооценка, а после таких тренингов она еще больше занижается, и в итоге они вообще не могут работать либо не получают удовольствия от того, что делают. "Я такой плохой, все зависит от меня, а я ничего не могу сделать". 

- А почему люди с внутренними нерешенными проблемами предпочитают сходить на тренинг, нежели к психологу?

- Потому что они боятся своих скелетов в шкафу. Ведь мы делаем больно в определенные моменты, раскрывая то, что было неведомо даже самому человеку, то, что он когда-то пережил, но настолько вытеснил это, что не помнит. Наша задача - вытаскивать то, что лежит не на поверхности, понять суть, почему человек постоянно живет в одних и тех же условиях, которые его не устраивают, и не хочет менять их, и что нужно сделать, чтобы поменять. Когда человек понимает, что все внутри него самого и зависит только от его восприятия внешнего мира, тогда больнее менять.

Например, он всем потакает, потому что его гложет чувство вины или ему стыдно за что-то, и, чтобы не испытывать это чувство, он готов всем улыбаться или, наоборот, говорить всем, что мир враждебный. Открывая и устраняя все эти моменты, человек легко идет дальше по жизни. Но поход к психологу - это всегда дороже, дольше и болезненней. 

Текст: Анастасия Солнцева

0 комментариев
Архив