Разные: Какую декларацию нужно представлять госслужащим в 2022 году
Разные: Какую декларацию нужно представлять госслужащим в 2022 году
2 года назад 1876

С 2022 года казахстанские госслужащие и приравненные к ним лица и их супруги будут ежегодно представлять декларацию о доходах и имуществе, сообщает Zakon.kz.

Как отметили к Комитете госдоходов, в 2021 году эти лица в рамках первого этапа всеобщего декларирования представили декларацию об активах и обязательствах.

Декларация о доходах и имуществе предназначена для отражения физическими лицами информации о доходах, полученных за календарный год, в том числе за пределами РК, а также приобретении или отчуждении имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, в том числе за пределами страны.

Кроме того, в Декларации физическим лицам необходимо отражать сведения об источниках покрытия расходов на приобретение в течение отчетного налогового периода:

  1. недвижимого имущества (квартиры, дома, земельные участки и др.);

  2. механических транспортных средств и прицепов к ним (автомобили, прицепы и др.);

  3. доли участия в уставном капитале юридического лица;

  4. ценных бумаг (акции, облигации, вексели и др.);

  5. инвестиционного золота;

  6. производных финансовых инструментов;

  7. доли участия в жилищном строительстве.

    Декларация представляется физическим лицом по месту жительства (пребывания).

Для декларантов первого этапа всеобщего декларирования, представивших декларацию об активах и обязательствах (форма 250.00), срок представления декларации о доходах и имуществе:

  • на бумажном носителе – не позднее 15 июля 2022 года;

  • в электронном виде – не позднее 15 сентября 2022 года.

Лариса Черненко
Что изменится в госзакупках в 2022 году

Эксперт-практик по ГЗ Наталья Романова расскажет, какие нововведения ждут госзакупщиков уже через месяц.

В программе:

  • Исключение ст. 39 п. 3 пп. 42, за исключением акиматов сел, поселков и городов районного значения до 3000 МРП.

  • Новый способ ЭЛЕКТРОННЫЙ МАГАЗИН.

  • Увеличение порога для ЗЦП до 8000 МРП.

  • В ЗЦП исключение возможности указывать бренд, товарный знак и прочее до 1000 МРП.

  • Внедрение демпинга в ЗЦП.

  • Три новых вида конкурса по перечням.

  • Внедрение внесения 3% через электронный кошелек и многое другое. 

     
Анастасия Стативкина
В Казахстане утвердили правила управления бесхозными отходами

Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК приказом от 14 сентября 2021 года утвердил Правила управления бесхозяйными отходами, сообщает Zakon.kz.

Так, говорится, что бесхозяйные опасные отходы поступают в республиканскую и коммунальную собственность по решению суда.

Cогласно Экологическому кодексу, бесхозяйными решением суда признаются отходы, не имеющие собственника или собственник которых не может быть установлен, Они поступают в собственность лица по заявлению этого лица.

Передача бесхозяйных опасных отходов в республиканскую собственность осуществляется решением суда при наличии согласия уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на прием бесхозяйных опасных отходов в республиканскую собственность.

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в случаях обнаружения бесхозяйных отходов, в том числе бесхозяйных опасных отходов, также обращается в суд с требованием о признании этих отходов поступившими в республиканскую или коммунальную собственность.

Территориальные органы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды участвуют в заседаниях суда по передаче опасных отходов в республиканскую собственность.

Для передачи опасных отходов в республиканскую собственность местным акиматом создается комиссия, в состав которой входят представители уполномоченного органа в области охраны окружающей среды или его территориального подразделения, местного исполнительного органа, органа ведомства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подведомственной организации уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

При этом проводятся работы по:

  • изучению опасных свойств опасных отходов;

  • определению воздействия опасных отходов на человека и окружающую среду;

  • определению уровня опасности опасных отходов;

  • определению кодировки с составлением паспорта опасных отходов.

При передаче опасных отходов в республиканскую собственность в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда об их передаче в республиканскую собственность составляется акт приема-передачи бесхозяйных опасных отходов, признанных решением суда поступившими в республиканскую собственность.

Приказ вводится в действие с 6 декабря 2021 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 года.

Лариса Черненко
Google Pay пришёл в Казахстан

Бесконтактная оплата уже доступна в стране

ФОТО: © Depositphotos/sharafmaksumov

С 7 декабря 2021 года пользователи Android в Казахстане смогут совершать покупки офлайн и онлайн с помощью Google Pay. Система бесконтактных платежей работает с картами Visa и Mastercard. Партнерами являются 10 эмитентов: Halyk Bank, ForteBank, Евразийский банк, необанк Simply, Альфа-Банк, Хоум Кредит Банк, Bank RBK, Банк ЦентрКредит, Сбербанк России, Jusan Bank. Платить с помощью Google Pay можно почти везде, где есть терминал для бесконтактной оплаты,  а число таких точек уже превышает 200 тысяч.

 «Казахстанские пользователи могут один раз привязать свои карты Visa или Mastercard банков-партнеров к Google Pay, а затем использовать его для покупок в миллионах мест по всему миру, в том числе в своих любимых приложениях и на сайтах. Сегодня Google Pay доступен более чем в 40 странах мира, и мы надеемся, что казахстанские пользователи оценят удобство и надежность этого способа оплаты и что покупки станут быстрее и комфортнее», – отметила Зейна Хатем, управляющий директор по партнерствам в сфере платежей региона ЕМЕА, Google.

Google Pay – это способ оплачивать покупки в любом месте: в магазинах, на веб-сайтах, в приложениях и т.д. с помощью смартфонов на базе Android 5 и выше или смарт-устройств с поддержкой NFC.

Мобильные переводы: бизнес уходит в тень?

Разделение переводов на личные и бизнесовые не увеличит собираемость налогов, считают эксперты

В понедельник утром 29 ноября маленький алматинский магазин рядом с домом не открылся: хозяйка, по ее словам, уехала в палату предпринимателей выяснять, как ей теперь принимать плату за товар. Большая часть покупателей давно обходится без налички, делая перевод на имя «Майра М.» Но на выходных ее напугал родственник-таксист: принят закон, и теперь якобы больше пяти переводов в день — это штраф. 

В палате, как рассказала Майра вечером, посоветовали ставить приложение для приема платежей с QR-кодом. На вопрос, когда, ответили: лучше уже сейчас. Больше ничего определенного.

Майра — индивидуальный предприниматель, платит 3% налога. Точнее, вот уже почти год не платит: освобождение для ИП продлится до 1 января 2023. Полученные от покупателей деньги она в конце дня «забивает» в кассовый аппарат, а раз в полгода, как положено, сдает отчетность. Использование приложения для нее будет означать выплату какой-то твердой суммы ежемесячно (от 2000 тенге) и от 0,95% с каждой транзакции. Для магазина это существенно.

Во вторник, 30 ноября, Минфин призвал предпринимателей не поддаваться панике, и Майра решила пока не спешить с использованием приложения и по-прежнему принимать переводы.

Forbes.kz обратился к экспертам с вопросами: как повлияет фискализация безналичных банковских переводов на экономику, уйдет ли микробизнес в тень; сколько надо будет платить бизнесу отчислений, если они легализуют мобильные платежи (банку и государству); отработан ли механизм налогообложения мобильных переводов?

Но сначала...

История вопроса

Дискуссии вокруг мобильных денежных переводов ведутся начиная с 2019 года. Как считают в налоговых органах, предприниматели, принимающие оплату за товары или услуги через мобильные переводы, не проводят фискализацию чеков, то есть не показывают обороты, скрывают доходы, нарушают налоговое законодательство.

Однако стоило Минфину заявить о необходимости проверки платежей через приложения на предмет уклонения от уплаты налогов, как депутат Азат Перуашев возразил, что это подрубит на корню микробизнес. Как только Нацбанк предложил обсудить пути решения проблемы, президенту пришлось успокаивать население и бизнес, снимая вопрос с повестки дня. С 1 января 2021 были введены поправки в Налоговый кодекс — и там малые предприниматели увидели угрозу своему благополучию. Минфин снова выступил с заявлением, что не планирует взимать какие-либо дополнительные платежи или налоги от мобильных переводов. Но при этом в министерстве настаивают, что предприниматели, принимая безналичные платежи переводами и не выдавая клиенту фискальный чек, уходят от налогов и нарушают права потребителя. Круг замкнулся, но проблема не решилась.

В сентябре Министерство финансов объявило, что выход найден: нужно разделить мобильные переводы на личные и предпринимательские. Уже разработаны правила мобильных переводов, которые обяжут предпринимателей получать деньги за товар или услугу через специальный бизнес-счет, а соответствующие законодательные поправки направлены в парламент. В министерстве пообещали разработать специальный механизм, который позволит определить, что предприниматель получает доходы со счетов, не предназначенных для такой деятельности.

Поправки в Налоговый кодекс, о которых шла речь, были приняты мажилисом в первом чтении 10 ноября. «Специальным механизмом» оказались две строки в разделе «Переводы» банковских приложений: «перевод» и «платеж».

Через две недели вице-министр финансов Марат Султангазиев сообщил, что выявлением предпринимателей, которые получают оплату через мобильные переводы и не платят налоги, займутся специальные информационные системы. Почему-то именно эта новость оказалась той соломинкой, которая сломала спину верблюду: владельцы маленьких магазинов, таксисты, мастера в салонах красоты, торговцы в базарных «бутиках» и др. внезапно перестали давать номер телефона для переводов и стали требовать наличные.

Легкая мишень

- Я считаю, что в любом случае это когда-либо должно было произойти. Люди привыкли пользоваться переводами не в целях как-то уйти от налогообложения, а из-за удобства использования моментальной безналичной оплаты, - рассуждает генеральный директор компании Lemonadoff Абдулазиз Эрметов. - Эта система оплаты на самом деле - революционный прорыв во всей банковской системе: государство давно пыталось вывести все наличные обороты из тени.

Но на самом деле подобное вмешательство, по мнению Эрметова, все испортит.

- Конечно же, микробизнес уйдёт в тень, так как даже вести элементарную бухгалтерскую отчётность в полном объёме непосильно обычному владельцу микробизнеса, - считает он. - К примеру, возьмём обычного человека, который сейчас работает в службе такси. После этой легализации у него появится много проблем по отчётности с налоговыми органами, а также отчётность перед органами экологии. Чем всем этим заниматься - он просто перестанет принимать оплату через мобильное приложение и перейдёт на наличную форму со своими клиентами.

Абдулазиз Эрметов
ФОТО: Личный архив
Абдулазиз Эрметов

Порядка 30% предпринимателей однозначно уйдут в тень, предполагает собеседник.

- Переход на наличный оборот также приведёт к увеличению хлопот и для правоохранительных органах, так как увеличатся кражи и разбойные нападения. Этого однозначно нужно ожидать ещё и в преддверии крупной амнистии в честь 30-летия независимости нашей страны, - назвал он ещё один аспект проблемы.

Как добавил Эрметов, внимание Минфина к вопросу банковских переводов через приложения вызвано их взрывным ростом.

- Даже в начале года, скорее всего, не было таких оборотов через мобильное приложение. Мораторий и освобождение от налогов, естественно, привело к недобору средств в госбюджет. А у налоговых органов свои задачи, и первым приглянувшимся способом пополнения бюджета, достаточно доступным для контроля денежных оборотов, и стал тот самый kaspi-перевод, - сделал вывод глава компании.

Отделить мух от налогов

- Новое регулирование создаст проблемы для населения: нужно будет носить наличность, иметь разменные монеты, - считает эксперт-экономист Елан Ибрагим.

По мнению Ибрагима, нововведение приведет к нарушению прав граждан.

- Доводы властей, о том что люди через мобильные платежи уклоняются от налогов, - бред. Борьба с уклонением от налогов - это совсем другая плоскость. Есть налоговая служба, которая должна выявлять нарушителей платежной дисциплины. Пусть выявляют нарушителей и наказывают, - сказал он. - А этим, уверен, антиконституционным законом они одним махом обвинили всех граждан и, нарушая конституционные права, залезли в кошелек всех казахстанцев.

Не считает, что дело именно в налогах, и основатель группы компаний Uchet.kz, член президиума НПП «Атамекен» Максим Барышев.

Максим Барышев
ФОТО: Личный архив
Максим Барышев

- Для того, чтобы микробизнес вышел из тени, президент освободил его на 3 года от налогов. Это очень своевременное решение, особенно сейчас, когда многие бизнесы закрылись из-за пандемии. Многие предприниматели стали использовать мобильные переводы, предназначенные для продажи товаров физическим лицам, которые перечисляют деньги через переводы с карты на карту. Эти переводы осуществляются совершенно бесплатно, то есть за них банки комиссии не берут, - объяснил он. - Означает ли это, что бизнес теперь, после того как легализуют мобильные платежи, будет чаще требовать оплату наличными? Предприниматели не против использования мобильных переводов или POS-терминалов. Они против той комиссии, которую они должны оплачивать.

Сейчас многие банки предоставляют бесплатные мобильные приложения взамен POS-терминалов, продолжил Барышев. А так как у многих карты бесконтактные - это удобно для микробизнеса, так как не надо брать дорогостоящее оборудование в аренду или покупать.

- Например, взять Kaspi Pay, который принимает только оплату через приложение банка. Комиссия за прием оплаты 0% первый месяц, далее 0,95% от суммы покупки. То есть если ИП на патенте, то от налогов он освобожден, а банку будет платить почти 1%. Отдельно POS-терминал необходимо брать для оплаты в другие банки, а здесь уже банковские комиссии могут достигать 3%. Так, в мобильном POS-терминале Halyk Pos комиссия по картам Halyk Bank 1,9%, по картам Visa, Mastercard других банков - комиссия 2,8%, - перечислил Барышев и сделал вывод: - Как мы видим, за любые платежи, кроме онлайн-переводов, необходимо платить банку. Именно из-за этого люди и пользуются мобильными переводами.

В настоящий момент мобильные переводы внутри одного банка бесплатны, добавил эксперт, но, вполне возможно, банки начнут брать деньги за бизнес-переводы.

На вопрос, можно ли сказать, что смысл легализации переводов не в «обелении» бизнеса, а в «содействии» банкам - чтобы они могли взимать свои неполученные доходы в виде комиссии, Барышев ответил, что это не исключено.

Татьяна Панченко
обозреватель Forbes.kz
Тёмная сторона долевого строительства. Как вывести застройщиков из тени?

До 60% долевого жилья в Казахстане возводят через теневые и незаконные схемы - это оценка Казахстанской жилищной компании

Сотни застройщиков в стране возводят жилье в обход действующих законодательных разрешений (разрешения акиматов или Казахстанской жилищной компании - КЖК), а значит, не предполагают гарантий завершения. Сегодня только в Нур-Султане в реестре проблемных ЖК числится 65 комплексов, а проблемы 15 тысяч дольщиков остаются нерешенными. Как вывести застройщиков из тени и защитить граждан от недобросовестных строителей - выясняем вместе с заместителем председателя правления Казахстанской жилищной компании Олжасом Салыковым.

Олжас, 60% теневого рынка – это серьезная цифра.

- К сожалению, обходные схемы в строительстве используют даже крупные застройщики. Часть объектов компании получают законным способом, но около 70% своих объектов они тоже строят в обход закона о долевом строительстве и используют разные виды договоров, указывают разные цены. Иногда в договорах фиксируют цены ниже реализации и даже, бывает, ниже себестоимости. Это делается для того, чтобы не платить налоги или платить их меньше.

Олжас Салыков
Олжас Салыков

Как можно вывести застройщиков из тени?

- Законно привлекаются средства населения или нет, но любая строительная компания имеет взаимоотношения с банком, а дольщик - с нотариусом. И в этом процессе, если банки и нотариусы будут сразу «на входе» проверять характер сделки и платёж, то можно просто нейтрализовать недобросовестных застройщиков. Нужно использовать цифровые технологии, которые ускорят данный процесс, к примеру Казреестр, который в 2022 году получит апгрейд. Любой гражданин сможет зайти на портал и посмотреть, законная эта стройка или нет.

С другой стороны, нужно понимать и обратную сторону - насколько будут сжиматься инвестиции на рынке. Когда игроки начнут его покидать, мы можем получить олигополию среди крупных застройщиков. Поэтому здесь нужен системный подход и хорошая аналитика.

Олжас, посоветуйте гражданам, как не стать жертвой недобросовестного застройщика.

- Законодательно разрешены только три документа для привлечения средств дольщиков: типовая форма договора долевого участия, разрешение акимата и гарантия единого оператора — КЖК. И застройщик обязан показать будущему дольщику соответствующую документацию.

Если эти простые требования застройщик не может исполнить, то стоит задуматься - почему. Иные формы договоров, такие как договоры инвестирования, цессии, бронирования считаются незаконными. Также следует обратить внимание на цену. Недобросовестные застройщики всегда привлекают население ценой, которая может быть значительно ниже рыночной. Но будущему дольщику нужно взвешенно подходить к данным рискам. В противном случае можно лишиться и денег, и желанной квартиры.

Олжас, что может произойти, если не решить задачу с незаконной долевкой?

- Пока мы не будем контролировать платежи застройщиков - добросовестных и недобросовестных - проблема долевого строительства не решится, она аукнется нам, как это было в ипотечный кризис 2006-2007 годов. Тогда сотни строительных компаний оказались банкротами, государству пришлось выделить сотни миллиардов тенге, чтобы решить проблемы 65 тысяч дольщиков. В Нур-Султане до сих пор по 15 тысячам дольщиков вопрос не решен. Прошло 15 лет, и акимат всё еще пытается достроить дома за счет бюджетных средств.

Долевой теневой рынок не позволяет адекватно прогнозировать рынок, так как этот сегмент не контролируем. Такая ситуация может усугубить ипотечный кризис, потому что когда у нас появятся многочисленные недострои, государству снова придется выделять деньги на завершение строительства и решать проблемы новых обманутых дольщиков.

0 комментариев
Архив