Период маловодья: как Казахстан решает проблемы трансграничных рек
Период маловодья: как Казахстан решает проблемы трансграничных рек
4 года назад 1230 forbes.kz Магзум Мирзагалиев. primeminister.kz

Семь из восьми водохозяйственных бассейнов Казахстана – трансграничные. В результате страна очень сильно зависит от водохозяйственной политики соседей - Китая, Кыргызстана, Узбекистана и России.

Традиционно переговоры по использованию трансграничных рек - очень сложные. Но, как заявил министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев, в настоящее время есть серьезные подвижки в переговорном процессе и уже в ближайшее время будут подписаны соответствующие соглашения.

- Переговоры с КНР очень сложные. Хочу особо подчеркнуть, что Китай не ведет переговоров по вододелению ни с одной приграничной страной. Казахстан является первой и единственной страной, с которой КНР проводит переговоры. В 2013 году на трансграничной реке Коргас построен совместный гидроузел и подписано межправительственное Соглашение о совместной эксплуатации. На сегодня гидроузел успешно эксплуатируется сторонами. Также в конце 2019 года была завершена реконструкция совместного гидротехнического сооружения на реке Сумбе. В ближайшее время будет подписано межправительственное соглашение о совместной эксплуатации данного сооружения, - рассказал министр, выступая на правительственном часе по вопросам водной безопасности в сенате в пятницу, 6 ноября.

Как напомнил Мирзагалиев, водные отношения между Казахстаном и Китайской Народной Республикой регулируются Межправительственным соглашением о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек, подписанном в 2001. Для реализации соглашения создана казахстанско-китайская совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек, а также рабочая группа экспертов, и с 2003 по 2020 годы проведено 17 заседаний комиссии и 16 заседаний группы экспертов.

- На сегодня основной проблемой является отсутствие соглашения по делению водных ресурсов трансграничных рек. Работа над соглашением начата с 2015 года, согласована единая структура, состоящая из преамбулы и 31-й статьи, - сообщил Мирзагалиев.

Водохозяйственные отношения с Узбекистаном осуществляются по бассейну реки Сырдарья и регулируются в рамках пятистороннего соглашения между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления, использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников» от 1992.

- Основной проблемой по бассейну реки Сырдарья является нарушение ранее установленного в советское время порядка распределения водных ресурсов. С обретением независимости страны проводят самостоятельную водохозяйственную политику и во многих случаях без учета интересов стран низовья. Страны верховья Кыргызстан и Таджикистан, где расположены основные водохранилища, заинтересованы в получении выгоды от выработки электроэнергии, а страны низовья Казахстан и Узбекистан заинтересованы в получении выгоды от сельскохозяйственного производства. В свою очередь, Казахстан как страна, расположенная в нижнем течении, остро ощущает дефицит поливной воды в период вегетации. В этой связи для получения необходимых объемов поливной воды мы вынуждены с каждой из сторон вести отдельные переговоры, - констатировал министр.

В 2020 был подписан отдельный протокол с кыргызской стороной по осуществлению товарообмена электроэнергией для обеспечения дополнительного сброса воды из Токтогульского водохранилища в объеме 330 млн куб. метров. Отдельно подписан трехсторонний протокол между Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном о режиме работы водохранилища Бакри Точик и подачи воды по каналу Достык, и в результате в вегетационный период потребности в поливной воде Жетысайского и Мактааральского районов Туркестанской области были удовлетворены в полном объеме.

Мирзагалиев подчеркнул, что в 2020 с Узбекистаном «проведена значительная работа: летом этого года подписана Дорожная карта по вопросам сотрудничества в сфере водных отношений, охватывающая весь спектр проблемных вопросов с определением сроков их решения».

- Кроме этого, разработан проект соглашения о совместном управлении, использовании и охране трансграничных водных объектов. На сегодня текст соглашения сторонами согласован на 80%. Переговорный процесс продолжается. Успешное подписание соглашения позволит в будущем обеспечить прозрачность распределения водных ресурсов на основных водохозяйственных участках, расположенных на территории Узбекистана, - отметил он.

Сотрудничество с Кыргызстаном в сфере трансграничных рек осуществляется по рекам Шу и Талас, при этом деление водных ресурсов регулируется соглашением от 1983. Пропорция в процентном соотношении: Талас – 50% на 50%, Шу: 42% - Казахстан и 58% - Кыргызстан.

Также с 2000 действует межправительственное соглашение об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на двух реках.

- Кыргызской стороной периодически не соблюдаются графики подачи воды казахстанской стороне по межгосударственным каналам, в основном расположенным в бассейне реки Шу. При этом хочу отметить, что в последние годы наш регион находится в цикле маловодья. Вместе с тем все причины несоблюдения графика подачи воды будут обсуждены на предстоящем в конце ноября заседании комиссии, - сообщил министр.

Водные отношения с Россией регулируются Соглашением о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 2010, действует межправительственная комиссия двух стран, а также 6 отдельных рабочих групп по рекам Жайык, Ертис, Есиль, Тобол, Кигач, Большой Узен (Караозен) и Малый Узен (Сарыозен).

Новый водный кодекс будет разработан в Казахстане

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов планирует разработать новую редакцию Водного кодекса. Об этом сообщил глава ведомства Магзум Мирзагалиев, выступая на правительственном часе по вопросам водной безопасности в сенате в пятницу, 6 ноября

По оценкам многих экспертов, водное законодательство требует дальнейшего совершенствования. За семнадцать лет применения существующего кодекса изменения и дополнения в него вносились 62 раза (в среднем за год – чуть больше 3 раз). В результате наблюдается потеря последовательности правоприменения, что приводит в целом к ухудшению обстановки на всех уровнях водного хозяйства, - заявил Магзум Мирзагалиев.

При этом кодекс никак не регламентирует технические вопросы проектирования, строительства и эксплуатации водохозяйственных сооружений. Они отражены в различных строительных нормах и правилах, приказах министерств и ведомств, тогда как «вопросы безопасности ГТС должны регламентироваться специальным законом о безопасности ГТС».

С учетом этого на 2021 год запланирована разработка концепции нового Водного кодекса и закона «О безопасности гидротехнических сооружений», - заявил министр.

Кроме того, министерство разработало и проект Государственной программы по управлению водными ресурсами на 2021-2030 годы, которая находится на согласовании в администрации президента.

Основной целью госпрограммы является: максимально сохранить действующий водный баланс за счет снижения потерь воды в первую очередь при регулярном орошении (с 4 куб. км в 2020 году до 1,2 куб. км в 2030 году) путем реконструкции и строительства новых ирригационных систем для увеличения орошаемых земель с 1,6 до 3,0 млн га; обеспечить дополнительные регулируемые объемы воды путем реконструкции действующих и строительства новых водохранилищ, - заявил Мирзагалиев.

0 комментариев
Архив