Казахстанские интернет-магазины нарушают права покупателей
|
Казахстанские интернет-магазины получили пятилетние налоговые каникулы. Эта льгота призвана простимулировать бизнесменов к развитию технологий и конкуренции с глобальными игроками рынка.
Капитал.kz посмотрел на процесс с развития электронной торговли с точки зрения взаимоотношений магазинов и покупателей. Для этого мы обратились к Артык Сейткалиевой, президенту общественного объединения по защите прав потребителей «Адал».
К казахстанским интернет-магазинам нет доверия, очень много жалоб со стороны клиентов. Причем последние два года мы фиксируем уверенный рост числа обманутых покупателей. Например, если в 2016 году в общем числе претензий к сфере торговли их было 10%, то в 2017-м эта доля увеличилась вдвое!
Между тем согласно анализу казахстанского рынка электронной торговли, полученной Капитал.kz в Палате предпринимателей «Атамекен», доля электронной торговли в общем объеме розничных продаж составляет 1,02%. Это свидетельствует о серьезных проблемах в отрасли, которые накапливаются, не находя разрешения.
По данным общественного объединения по защите прав потребителей «Адал», наиболее распространенная претензия покупателей — на поставки товара ненадлежащего качества. Причем качество товара, как правило, ниже всякой критики. Часто коммерсанты вынуждают клиентов переводить оплату за выбранный товар на личную карточку — в этом случае клиент не видит ни товара, ни денег. В суде получатель средств объясняет перевод просьбой в материальной поддержке. Наконец, даже если деньги и переведены правильно, продавец всячески оттягивает поставку товара. По опыту они знают, что до суда клиенты доводят дело крайне редко.
Почему интернет-магазины так откровенно игнорируют права своих клиентов?
Что покупают казахстанцы в интернет-магазинах? Наибольшая доля, 17,7% покупок — строительные материалы и инструменты. На втором месте одежда и обувь — 17%. Далее косметика — 15,2%, периферийное оборудование и программное обеспечение — 10,5%.