Как в Казахстане будут защищать права потребителей
Как в Казахстане будут защищать права потребителей
3 года назад 1709 Мадина Мамырханова

Защита прав потребителей является одним из важных аспектов в повышении качества жизни казахстанцев. Об институте омбудсмена, анализе жалоб и трудностях в нововведениях законопроекта на площадке СЦК рассказал председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков.

По словам Аскара Тынысбекова, от общественных организаций, потребителей, государственных органов и других заинтересованных лиц в целях улучшения законодательства Казахстана поступило множество предложений.

"Наиболее проблемными сферами услуг для потребителей являются медицинские услуги (46 процентов неудовлетворенных); транспортные услуги (43 процента неудовлетворенных); образовательные услуги (42 процента неудовлетворенных); услугами связи не удовлетворены 36 процентов опрошенных", - сказал глава профильного комитета.

Председатель отметил, что мониторинг действующего законодательства показал необходимость участия общественных объединений потребителей в разработке и согласовании проектов, касающихся прав потребителей.

Спикер добавил, что комитет осуществляет лишь межотраслевую координацию.

"Ни для кого не секрет, что, например, повышение цен на ГСМ - это компетенция Министерства энергетики. Высокий тариф в сфере ЖКХ - это компетенция соответствующих комитетов МИИР и МНЭ, защита прав потребителей ипотечных кредитов, дольщиков относится к компетенции Агентства по финнадзору. Поэтому в новом законопроекте мы предполагаем распространить базовые принципы на эти сферы, ввести в наш закон", - разъяснил он.

Комитет разработал проект концепции ко второму пакету поправок в законодательство. В нем предлагается ряд значимых для казахстанцев нововведений, к примеру, внедрение института омбудсмена. Разработка второго пакета закона также предусматривает следующие поправки:

  1. Предлагается заложить законодательную основу для функционирования Единой общенациональной некоммерческой организации по защите прав потребителей.
  2. Распространение базовых принципов закона на сферы коммунальных, медицинских, туристских и иных услуг.
  3. Пересмотр системы защиты прав и законных интересов потребителей, обеспечивающих их защиту.
  4. Введение института по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю, и другие нововведения. 

Подводя итоги, Тынысбеков отметил, что законодательное закрепление перечисленных нововведений выведет систему защиты прав потребителей на принципиально качественный уровень.

Какие права потребителей чаще всего нарушают в Казахстане

Председатель комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков на брифинге в СЦК рассказал, где в Казахстане чаще всего нарушают права потребителей, передает корреспондент zakon.kz.

Аскар Тынысбеков сообщил, что на сегодняшний день существует ряд проблем в жизни населения, которые можно увидеть по количеству обращений, жалоб, звонков по "горячей" линии, поступающих в Комитет. 

Часто это вопросы по ценообразованию социально-значимых продуктов питания, высоким тарифам в сфере ЖКХ, уровню сервиса у субъектов бизнеса и защита прав потребителей ипотечных кредитов, дольщиков, - добавил спикер. 

По выявляемым острым вопросам, подчеркнул Тынысбеков, проводится работа с уполномоченными органами, к которым относятся компетенция, регулирование и контроль вышеуказанных вопросов.

В частности, вопросы повышения цен на ГСМ рассматривает министерство энергетики, тогда как вопросы ценообразования социально-значимых товаров относятся к компетенции акиматов на местах, а вопросы высоких тарифов в сфере ЖКХ по разным сегментам, относятся в компетенции и контролю министерства индустрии и инфраструктурного развития, экологии, геологии и природных ресурсов, энергетики, национальной экономики и Антимонопольного комитета. 

Комитетом по защите прав потребителей при проведении соцопроса, проведенного в 2020 году среди населения, выяснено, что потребители чаще всего сталкиваются с нарушениями именно в этих сферах услуг. Поэтому комитет предлагает распространить базовые принципы законодательства о защите прав потребителей на сферы транспортных, медицинских, туристских услуг, включить норму обязательного согласования НПА, затрагивающих вопросы защиты прав потребителей, с уполномоченным органом по защите прав потребителей. Это даст возможность на законодательном уровне реагировать на те или иные проблемы, затрагивающие потребителей, - резюмировал он. 
Названы минусы трехступенчатой защиты прав потребителей, введенной в 2020 году

Председатель Комитета по защите прав потребителей Министерство торговли и интеграции РК Аскар Тынысбеков на брифинге в СЦК указал на минусы трехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей - эта схема была введена в прошлом году, передает корреспондент zakon.kz.

Глава КЗПП напомнил, что министерством был разработан пакет поправок в законодательство о защите прав потребителей. 25 июня 2020 года документ был подписан президентом страны. Однако, по данным спикера, в ходе правоприменительной практики при реализации нововведений возникли определенные трудности и неудобности для потребителей. 

Имеются проблемы в применении трехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. Судебная практика показывает, что потребители, прежде чем обратиться в суд, обязаны последовательно пройти первые два этапа трехступенчатого механизма. Первый этап - продавец и субъект должны пройти досудебное урегулирование потребительских споров, второй этап - обратиться в государственный орган. Так, за пять месяцев 2021 года в суды по потребительским спорам поступило 916 исков. Из них 339 или 37% возвращено на досудебное урегулирование на первый этап, 235 или 26% - возвращено со ссылкой на необходимость обращения в уполномоченный орган. В этой связи предполагается внести изменения в норму закона для исключения в нем лишних барьеров для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту, - пояснил Тынысбеков. 

Указал он и на неполный охват всех видов нарушений прав потребителей введенными в Кодекс об административных правонарушениях и на недостаточно эффективный общественный контроль, а также пробелы в действующей правоприменительной практике в электронной торговле. 

Потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через Интернет, что требует законодательного урегулирования оборота товаров в социальных сетях, - резюмировал Тынысбеков.
0 комментариев
Архив