Грозит ли Казахстану обезвоживание?
Грозит ли Казахстану обезвоживание?
3 года назад 1538 eldala.kz Марина Попова, Сергей Буянов

Казахстан занимает восьмое место по «водному стрессу», или иначе – дефициту воды среди стран Азии. Такую цифру назвали участники онлайн-площадки «Дискуссионная платформа ЦУР и бизнес», обсуждавшие проблемы управления водными ресурсами, передает inbusiness.kz.

По словам координатора проектов Азиатского банка развития Кенжехана Абуова, наиболее остро проблемы в водном секторе наблюдаются в азиатских странах, в том числе и в странах Центральной Азии. Причиной тому являются: растущая урбанизация, отсутствие доступа к водоснабжению и канализации и даже изменение климата.

В Казахстане, несмотря на то, что доступ к центральному водоснабжению обеспечен у 90% населения, дефицит воды наблюдается больше всего в центральных регионах, в бассейнах трансграничных рек: Сырдарьи, Урал, Или, Шу, Талас. В целом общие запасы пресной воды Казахстана оцениваются в 429 кубических километров, привел данные координатор проектов Азиатского банка развития (АБР) Кенжехан Абуов.

Иностранные компании всегда готовы

В качестве бизнеса на дискуссионной площадке были представлены две компании – ТОО «Филип Моррис Казахстан» и международная компания Соca-Cola, которые являются партнерами «Коалиции за зеленую экономику и развитие G-Global». Естественно, они говорили о своих достижениях в области снижения водных затрат.

В частности, руководитель отдела по безопасности, охране труда и окружающей среды «Филип Моррис Казахстан» Станислав Боровицкий рассказал, что компания в 2018 году реализовала проект по внедрению ирригационной системы «умного» орошения для полива территории фабрики площадью, которая составляет более 51 гектара.

В настоящее время на всех административных и производственных площадях на территории компании установлены фильтры, обеспечен доступ к чистой воде, а водопотребление снижено до 33,1 тысячи кубических метров по итогам прошлого года.

По информации директора по корпоративным и регулятивным отношениям компании «CCI Казахстан» Алимы Исембаевой, с 2015 года заводы компании ежегодно экономят более 1,5 миллиона кубометров воды.

«В Казахстане на 1 литр продукции мы используем 1,51 литра, это включая уже воду в самой продукции. У нас самая эффективная система по управлению водными ресурсами внутри всей региональной группы компаний», – отметила представитель компании.

Надо отдать должное иностранным компаниям – они умеют даже свои недуги в героизм возвести. А вот информацию о том, как решают данную проблему на казахстанских предприятиях, услышать не удалось. Например, в Павлодаре инвесторы не первый год активно пробивают вопрос строительства завода кальцинированной соды, где будет применена устаревшая технология Сольве (Solvay), предполагающая огромное потребление воды для промывки соли. Некоторыми экспертами называется цифра в 4 млн кубометров воды в год. Скорее, подобных примеров немало. Только о них скромно молчат.

Деревья не растут

По данным директора НПУ «Эко Мангистау» Кирилла Осина, к 2025 году регион будет иметь дефицит воды в объеме до 86 тысяч кубометров в сутки. На сегодня эта цифра составляет 47 тысяч. Питьевая вода в Мангистаускую область приходит из Российской Федерации по водопроводу Астрахань – Мангышлак. При этом 17,5 тысячи кубометров в сутки забирает на свои нужды нефтяная компания «АО «Каражанбасмунай». В результате жители окрестных сел испытывают дефицит воды.

Грозит ли Казахстану обезвоживание?

Для решения проблемы в регионе планируется завершить в этом году строительство завода по очистке пластовой воды и увеличение пропускной способности опреснительного завода «Каспий» до 40 тысяч кубометров. Еще одну проблему поднял представитель НПО – снижение зеленых насаждений в Актау

«Зеленый фонд был утрачен за последние пять лет. Сегодня в городе насчитывается 70 тысяч деревьев, и это притом, что ежегодно выделяется около 1 млрд тенге из местного бюджета на озеленение, городом-садом мы не стали. Проблема состояла в том, что уход за зеленым фондом был отдан в конкурентную среду, и это не принесло пользы. Нам пришлось данный вопрос поднимать на республиканском уровне, сейчас этим будут заниматься службы акимата», – отметил Кирилл Осин.

К слову, население города составляет 182 тысячи жителей, таким образом, на одного горожанина приходится 2,6 дерева. Даже в степной Монголии приходится 2,5 тысячи деревьев на человека.

Остается надежда

Основная проблема с управлением водными ресурсами связана с низкой эффективностью использования водных ресурсов, а также с текущими тарифами, которые не покрывают эксплуатационные расходы. Устаревание водной инфраструктуры и отсутствие инвестиций тоже является большой проблемой.

Если говорить о качестве и доступности воды, то в Казахстане с 2002 года реализовывалось множество программ: «Питьевая вода», «Ақ бұлақ», Программа развития регионов до 2020 года. С 2011 по 2018 год в рамках Государственной программы развития регионов из республиканского бюджета на развитие систем водоснабжения и водоотведения было выделено 589 млрд тенге, реализовано 2015 проектов. Вопрос в том, сколько этих денег утекло в песок. Проблему водообеспечения в конце прошлого года обсуждали в сенате парламента РК.

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев отметил, что, по оценкам многих экспертов, водное законодательство требует дальнейшего совершенствования.

«За семнадцать лет применения существующего кодекса изменения и дополнения в него вносились 62 раза (в среднем за год – чуть больше трех раз). В результате наблюдается потеря последовательности правоприменения, что приводит в целом к ухудшению обстановки на всех уровнях водного хозяйства. С учетом этого на 2021 год запланирована разработка концепций нового Водного кодекса и Закона «О безопасности гидротехнических сооружений», – отметил министр.

Скорее, дело не в количестве поправок к закону, а в его исполнении. 

Как Казахстан адаптируется к дефициту влаги

Год за годом ухудшается ситуация с обеспеченностью водой для орошения полей южных регионов Казахстана. Для улучшения ситуации Минсельхоз РК разработал план по сокращению влаголюбивых культур с заменой их менее ресурсоемкими альтернативами. Предполагается уменьшить их за 10 лет на 29 тыс. га.

О том, насколько эти задачи реальны в исполнении, порталу ElDala.kz  рассказал эксперт, который с проблемами орошаемого земледелия знаком как никто другой, - Бахытжан Дуйсембеков. В последние годы он работал генеральным директором Казахского НИИ рисоводства им. И. Жахаева, расположенного в Кызылординской области – наиболее засушливом регионе Казахстана. Сейчас Бахытжан Дуйсембеков временно исполняет обязанности директора агропарка Ontustik. Это Алматинская область, фермеры которой также страдают от нехватки воды для орошения.

 

- Нынешний сезон только начался, но он нас уже не радует, - высказался о ситуации в южных и юго-восточных регионах страны Бахытжан Дуйсембеков. - Данные «Казгидромета» говорят, что влаги хватать не будет. Осадков оказалось даже меньше, чем в прошлом сезоне - примерно на 25% ниже среднемноголетней нормы. То же самое - по запасам воды в естественных водоемах, наполняемых горными речками и тающим снегом, они на 56% ниже нормы.

Последствия очевидны - и почва хуже напитается талыми водами, что скажется на всходах, и летом воды на полив не будет хватать. Надежд на то, что весна и лето как-то компенсируют сложившийся дефицит влаги, мало.

У соседей ситуация не лучше, а это важно, поскольку южные регионы во многом зависят от трансграничных рек. Например, в Кыргызстане в водохранилище Токтогул, откуда поступает вода в Сырдарью, запасов воды тоже мало. 

Адаптация

Тенденцию к засушливости эксперты отмечают уже долгое время. Нынешний цикл начался четыре года назад. А когда наступает период маловодья, то он длится годами. Продолжительность цикла может составлять до 10 лет. Так что фермерам предстоит адаптироваться к новым условиям и использовать все то, что сегодня предлагают наука и технологии.

- Мы все сильнее ощущаем последствия глобального изменения климата, - отметил Б. Дуйсембеков. -  Это чувствуется во всех регионах, но в Центральной Азии особенно явно. В частности, юг страны зависит от горных ледников, именно они наполняют реки и озера, которые традиционно используются для полива сельхозугодий. Но если когда-то мы все лето наблюдали в горах Алатау снежные шапки, то в последние годы в июле снежного покрова вообще незаметно. Все это - следствие роста температуры воздуха.

Проблема дефицита воды будет нарастать год от года. В этой связи фермерам надо принимать меры к адаптации. Что нужно делать? Прежде всего именно то, о чем и говорит Минсельхоз РК, - вести диверсификацию по видам возделываемых сельхозкультур, а также внедрять современные ресурсосберегающие системы полива.

Тут важна и роль Минсельхоза РК, как в плане проведения образовательной и разъяснительной работы, так и по разработке эффективных инструментов диверсификации. Самим фермерам очевидно, что сокращать влаголюбивые культуры нужно. Теперь нужно помочь им сделать это.

Однако что касается ближайших перспектив плана по сокращению площадей влаголюбивых культур, то в реальности его выполнения Бахытжан Дуйсембеков сомневается.

- Он будет переходить из года в год, пока проблемы, с которыми сталкиваются фермеры, не будут решены, - пояснил Бахытжан Дуйсембеков. - Да, индикаторы поставлены. Но вряд ли они выполнимы в ближайшей перспективе без мощной поддержки государства.  Это то же самое, что с требованием иметь картограммы полей. Почему его откладывают еще на два года? Потому что по всей республике очень мало лабораторий, которые могли бы оказать услуги по отбору проб и анализов. Пока такие лаборатории не появятся в каждом регионе, требование невыполнимо. И тут тоже должен приложить руку Минсельхоз, потому что конкурентная среда, частники, такую задачу не потянут. 

Цена

Фермеры должны быть уверены, что смогут по справедливой цене продать те культуры, которые они начнут выращивать вместо понятных им влаголюбивых. Обеспечить рынок сбыта -– задача Минсельхоза.

- Многие хотят провести диверсификацию, но боятся, что не смогут продать урожай, - рассказал Бахытжан Дуйсембеков. - Те же рисоводы. Многие готовы переходить, например, на сою, кукурузу, ячмень, пшеницу. Произвести они их смогут. Вопрос в реализации. По рису у них проблем нет - вопросы сбыта отстраивались годами. Нужно помочь так же выстроить сбыт для новой продукции. Например, привлекая для этого Продкорпорацию. Если будет централизованный закуп в ее ресурсах, то это серьезно облегчит сбыт.

При этом производство новых культур станет огромным плюсом сразу с нескольких сторон. Взять ту же сою: на нее высок спрос со стороны животноводов и птицеводов. Кроме того, она еще и улучшает почву, накапливая азот. Осталось только создать понятный фермерам механизм сбыта.   

Техника

Так же и хлопководы готовы сократить площади сева. Но у них другая проблема - с техникой. Нынешний машинно-тракторный парк - узкоспециализированный, предназначенный для выращивания именно этой культуры. Нужно его менять, но сделать фермеры это смогут только при условии выделения льготных кредитов и инвестсубсидий. Минсельхоз должен помогать в перевооружении в течение двух-трех сезонов, чтобы они адаптировались к новым условиям.

- В свое время мы в Кызылординской области решили сеять кукурузу, - рассказал  Бахытжан Дуйсембеков. - Но не могли найти сеялку для нее. В трех-четырех хозяйствах, имеющих свое животноводство и выращивающих кукурузу на корма, такая техника оказалась в наличии. Но они же не могут ее кому-то отдавать - самим нужно успеть отсеяться в оптимальные сроки. То же самое - с кормоуборочными комбайнами.

Еще один момент, где также требуется вмешательство государства, - приобретение фермерами современных систем ирригации, например дождевальных установок или капельного орошения, которые могли бы заменить устаревший, но широко использующийся по сей день полив методом сплошного затопления.

А еще в некоторых сельских районах нет электричества, чтобы подключать эти установки. Тут тоже нужно вмешательство государства. Малые и средние фермеры такие затраты сами не потянут. 

Технологии

При этом, даже переходя на новые культуры, тот же ячмень, фермерам нужно стараться использовать влагоресурсосберегающие технологии сева - минимальную или нулевую. Тут уже важно образование. Например, в этом случае нельзя экономить на средствах защиты растений. Потому что при минимизации обработки почв идет накопление вредных организмов. Но на это многие фермеры не обращают внимание из-за незнания. Поэтому нужны научный подходы и квалифицированные кадры - иначе результаты могут разочаровать фермеров.

- В Аргентине даже в периоды малых осадков за счет нулевой технологии получают высокие урожаи, - рассказал Бахытжан Дуйсембеков. -  Но тут нужны грамотный подход, грамотный севооборот, чтобы за счет покровных культур сохранять влагу и одновременно повышать плодородие почвы.

Есть и другие современные влагосберегающие технологии, например применение аквагелей. Но для Казахстана эта технология пока дорогая, поскольку собственного их производства в стране нет. Хотя аквагели можно было бы получать из отходов - рисовой шелухи и соломы. Можно делать их и из синтетических материалов.

- У наших ученых такие разработки есть, но они не внедряются, поскольку у институтов нет возможностей коммерциализации, даже в масштабе минизаводов, - пояснил Б. Дуйсембеков. -  Но мы сами проводили эксперименты с ними в Кызылординской области. И получили отличные результаты. По озимой пшенице урожайность - 18 ц/га, по яровой - 13 ц/га. Причем качество было очень высокое, у озимой пшеницы клейковина - 30,4%. Результаты могли быть еще лучше, но у нас не было современной техники, использовали то, что имели в наличии. 

Господдержка

Есть и другие проблемы, сдерживающие диверсификацию. В частности, вопросы субсидирования диверсификационных культур.

- В позапрошлом году мне с трудом удалось добиться изменения карты по выращиванию плодово-ягодных культур для Кызылординской области, - рассказал Бахытжан Дуйсембеков. -  То есть дали разрешение только двум районам на это - Жанакорганскому и Шиелийскому. Соответственно, субсидирование этих направлений предполагалось только там. Мне пришлось убеждать НИИ почвоведения и плодоовощеводства, чтобы они дали положительное заключение и для других регионов. Ездил по районам, фотографировал растущие там сады и скидывал им как доказательство того, что и там развивать можно.

Тем временем в агропарке Ontustik готовятся к севу на собственных полях. Тут 1800 га пашни, из них 800 засеяны озимыми культурами, многолетними травами - еще 500 га. А 500 га ждут весеннего сева.

0 комментариев
Архив