Путевка в рай
Путевка в рай
2 года назад 1210
Мухан Исахан

 

На последнем уроке ученики с нетерпением ждали его конца. Они готовы были выбежать на улицу, как только прозвенит звонок. Только Али, спокойно думая о чем-то, сидел беспечно.  Спустя некоторое время, наконец-то раздался звонок. Школьники, повесив сумки на плечи, гурьбой бросились к двери. А Али, неспешно собирая вещи, одним глазом пристально посматривая на учителя, другим глазом проводил одноклассников. Заметив это, учитель поинтересовался:

- Али, что с тобой? Почему ты не идешь домой?

- Я бы хотел с вами поговорить.

- Да, что ты хочешь мне сказать? – спросил учитель.

- У Ахмета…

- Да, что с ним?

 - Кажется, у них дела плохи. Его мама ничего съестного не кладет ему в сумку.

- Что ты хочешь этим сказать?

- Я хотел бы ему помогать.  Но, кажется, он считает для себя унизительным принимать от меня помощь. Если я буду копить ежедневно деньги за одну баранку и в конце недели отдам вам, вы можете ему их передавать?

Вынув из кармана деньги, он положил их на стол учителя.

Учитель Нурхан начал вспоминать всё, что знал об Али. Насколько ему было известно, у его семьи положение тоже не лучше. Но Али один из приятных учеников, его душа благонравна, и он склонен делать добро. Учитель Нурхан не хотел ставить своего ученика в затруднительное положение и спросил: 

- Али, насколько мне известно, твоя семья тоже малообеспеченная, или я ошибаюсь? 

- Вы правы, учитель. У моего отца нет постоянного заработка. Но, учитель, я сам работаю и зарабатываю.

- Какую работу ты выполняешь?

- Продаю  баранки.

Учитель Нурхан вновь задумался. Внутренне он был рад чистоте души своего ученика, который печется о других больше, нежели о себе. Но, вспомнив о материальных затруднениях его семьи и в то же время не желая подавлять его волю, сказал:

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

- Хочу быть состоятельным, богатым человеком.

- Почему?

- Чтобы приносить много пользы людям…

- Хорошо. Али, материальное положение семьи Ахмета не в хорошем состоянии, но и положение твои семьи тоже не лучше. Ты не спеши делать добро. Поможешь когда станешь богатым – сказал учитель Нурхан. 

- Нет, нельзя, я должен сейчас это сделать – сказал Али.

- Почему?

- Для этого есть три причины.

Во-первых, эти деньги ведь на самом деле не мои. Если я потрачу эти деньги, дарованные Всевышним Аллахом на благотворительность, разве Всевышний Аллах не полюбит меня? А я хочу быть любимым рабом Аллаха.

Во-вторых, как говорится, «Дерево гнетсяпока молодо». Если я не научусь делать добро сейчас, то вряд ли я буду делать добро, когда вырасту. Если я приучу себя к мысли, что буду совершать благотворительность, когда стану богатым, то боюсь, позже меня одолеет скупость, и я стану ждать, когда разбогатею еще больше. 

В-третьих, когда я вырасту, я хочу стать очень богатым человеком. Но, будущее затуманено у того человека, который не выполняет свой долг вовремя.

- Третью причину я не понял толком.

Так как я сейчас небогат, я могу делать добро, только давая одну баранку в день. Увы, я ограничен в возможностях. Но Всевышний Аллах дарует рай тому, кто по возможности вершит добро. Пока для меня путь к раю лежит через одну баранку. Если я умру, не разбогатев, то я войду в рай за то, что каждый день, подавал милостыню, жертвуя одной баранкой. 

Сердце учителя Нурхана охватило волнение, и из его глаз потекли слезы. Несмотря на то, что он был сам учителем, ему казалось, что он получил урок от пожилого опытного учителя. Кивая головой, соглашаясь с Али, он проводил своего ученика.

Когда он вернулся в класс, увидел деньги, которые оставил Али на столе. Он сел за стул и взял в руки деньги. Эти деньги были самыми ценными деньгами, которые он когда-либо держал в руках. Ему казалось, что он держит в руках самые драгоценные камни жемчуг и яхонт, алмаз и рубин. Эти деньги ему казались дороже, чем драгоценные камни. Он  бережно держал на ладони, вырученные за баранки деньги, которые были путевкой в рай. Он не смог сдвинуться с места, его одолело загадочное чувство, это разбередило всю его душу. Из глаз потекли слезы.

Когда он пришел в себя, то заметил что наступили сумерки. Он, словно оглушенный, медленно шагая, вышел из класса. Сторож Сакен услышал тихий голос учителя Нурхана, который повторял «Он пытается попасть в рай с помощью вырученных денег от продажи одной баранки, он пытается попасть в рай с помощью вырученных денег от продажи одной баранки».  Он, даже не услышав слов сторожа: «Что вы сказали?», покинул школу в осовелом состоянии. 

Перевод с казахского - Айнагуль Джумагазиева

0 комментариев