Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма
Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма
10 лет назад 15228

 

 

Абу Рай­хан Му­хам­мад аль-Би­ру­ни /973, го­род Кят, Хо­резм – 1048, Газ­ни/ – ве­ли­кий уче­ный Сред­не­ве­ковья, ав­тор мно­го­чис­лен­ных ка­пи­таль­ных тру­дов по ис­то­рии, гео­гра­фии, фи­ло­ло­гии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ке, гео­де­зии, ми­не­ра­ло­гии, фар­ма­ко­ло­гии, гео­ло­гии и др. Аль-Би­ру­ни вла­дел поч­ти все­ми на­ука­ми сво­е­го вре­ме­ни. По­смерт­ный пе­ре­чень его ра­бот, со­став­лен­ный его уче­ни­ка­ми, за­нял 60 мел­ко ис­пи­сан­ных стра­ниц.

Аль-Би­ру­ни по­лу­чил ши­ро­кое ма­те­ма­ти­чес­кое и фи­ло­соф­ское об­ра­зо­ва­ние. Его учи­те­лем в Кя­те был вы­да­ю­щий­ся ма­те­ма­тик и аст­ро­ном ибн Ирак. Пос­ле взя­тия в 995 го­ду Кя­та эми­ром Гур­ганд­жа и пе­ре­но­са сто­ли­цы Хо­рез­ма в Гур­гандж аль-Би­ру­ни уехал в Рей, где ра­бо­тал у ал-Ход­жан­ди. За­тем он ра­бо­тал в Гур­га­не при дво­ре Шамс аль-Ма’али Ка­бу­са, ко­то­ро­му он око­ло 1000 го­да по­свя­тил «Хро­но­ло­гию», за­тем вер­нул­ся в Хо­резм и ра­бо­тал в Гур­ганд­же при дво­ре хо­рез­м­ша­хов Али /997 – 1009/ и Ма­му­на II. С 1017 го­да, пос­ле за­во­е­ва­ния Хо­рез­ма сул­та­ном Мах­му­дом Газ­не­ви он был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Газ­ну, где ра­бо­тал при дво­ре сул­та­на Мах­му­да и его пре­ем­ни­ков Ма­су­да и Мау­ду­ди. Аль-Би­ру­ни участ­во­вал в по­хо­дах Мах­му­да в Ин­дию, где про­жил не­сколь­ко лет.

В са­мом пер­вом со­чи­не­нии «Хро­но­ло­гия, или па­мят­ни­ки ми­нув­ших по­ко­ле­ний» (1000 год) аль-Би­ру­ни со­брал и опи­сал все из­вест­ные в его вре­мя сис­те­мы ка­лен­да­ря, при­ме­няв­ши­е­ся у раз­лич­ных на­ро­дов ми­ра, и со­ста­вил хро­но­ло­ги­чес­кую таб­ли­цу всех эпох, на­чи­ная от биб­лей­ских пат­ри­ар­хов.

В за­вер­шен­ном в 1030 го­ду тру­де «Ин­дия, или Кни­га, со­дер­жа­щая разъ­яс­не­ние при­над­ле­жа­щих ин­дий­цам уче­ний, при­ем­ле­мых ра­зу­мом или отвер­га­е­мых» аль-Би­ру­ни дал де­таль­ное на­уч­но-кри­ти­чес­кое опи­са­ние бы­та, куль­ту­ры и на­уки ин­дий­цев, из­ло­жил их ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские сис­те­мы, до­ста­точ­но точ­но пе­ре­ло­жив уче­ние клас­си­чес­кой сан­кхьи, те­о­рию кос­ми­чес­кой эво­лю­ции, уче­ние о свя­зи ду­ши с «тон­ким те­лом» и др. Здесь же из­ло­же­на зна­ме­ни­тая ле­ген­да о со­зда­те­ле иг­ры в шах­ма­ты.

Аст­ро­но­мии уче­ный по­свя­тил свы­ше 45 со­чи­не­ний, глав­ное из ко­то­рых – «Ка­нон Мас‘уда по аст­ро­но­мии и звез­дам», в ко­то­ром при­ве­де­ны под­роб­ные экс­пе­ри­мен­таль­ные и ма­те­ма­ти­чес­кие до­ка­за­тельст­ва всех из­ла­га­е­мых по­ло­же­ний. Он рас­смот­рел ги­по­те­зу о дви­же­нии Зем­ли во­круг Солн­ца; он утверж­дал оди­на­ко­вую ог­нен­ную при­ро­ду Солн­ца и звезд, в от­ли­чие от тем­ных тел – пла­нет, по­движ­ность звезд и ог­ром­ные их раз­ме­ры по срав­не­нию с Зем­лей, идею тя­го­те­ния. Аль-Би­ру­ни со­здал пер­вую мо­дель Зем­ли (гло­бус), смог с по­мощью ма­те­ма­ти­чес­ких рас­че­тов до­ка­зать, что Зем­ля круг­лая и на дру­гой час­ти зем­ли есть ма­те­рик (Аме­ри­ка) и там жи­вут лю­ди (позд­нее его тру­ды по аст­ро­но­мии ис­поль­зо­вал Га­ли­лей, как ос­но­ву и смог пол­ностью до­ка­зать фор­му Зем­ли-ша­ра). Аль-Би­ру­ни про­во­дил на­блю­де­ния на по­стро­ен­ном на-На­са­ви в Рее стен­ном квад­ран­те ра­ди­у­сом 7,5 м, вы­пол­няя их с точ­ностью до 2′. Он уста­но­вил угол на­кло­на эк­лип­ти­ки к эк­ва­то­ру, рас­счи­тал ра­ди­ус Зем­ли, опи­сал из­ме­не­ние окрас­ки Лу­ны при лун­ных за­тме­ни­ях и сол­неч­ную ко­ро­ну при сол­неч­ных за­тме­ни­ях.

Боль­шое вни­ма­ние аль-Би­ру­ни уде­лял ма­те­ма­ти­ке, осо­бен­но три­го­но­мет­рии: по­ми­мо зна­чи­тель­ной час­ти «Ка­но­на Мас‘уда», он по­свя­тил ей со­чи­не­ния «Об опре­де­ле­нии хорд в кру­ге при по­мо­щи впи­сан­ной в не­го ло­ма­ной ли­нии» (здесь рас­смат­ри­ва­ет­ся ряд при­над­ле­жа­щих Ар­хи­ме­ду те­о­рем, не со­хра­нив­ших­ся в гре­чес­ких ру­ко­пи­сях), «Об ин­дий­ских ра­ши­ках» (в этой кни­ге об­суж­да­ет­ся так на­зы­ва­е­мое трой­ное пра­ви­ло), «Сфе­ри­ка», «Кни­га жем­чу­жин о плос­кос­ти сфе­ры» и др. Во­про­сам при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки по­свя­ще­ны трак­тат «Те­ни», не­сколь­ко трак­та­тов об аст­ро­ля­бии и дру­гих аст­ро­но­ми­чес­ких ин­ст­ру­мен­тах, ряд со­чи­не­ний по гео­де­зии.

В 1038 го­ду аль-Би­ру­ни на­пи­сал «Ми­не­ра­ло­гию, или Кни­гу сво­док для по­зна­ния дра­го­цен­нос­тей», в ко­то­рой опре­де­лен удель­ный вес мно­гих ми­не­ра­лов и да­ны под­роб­ные све­де­ния о бо­лее чем пя­ти­де­ся­ти ми­не­ра­лах, ру­дах, ме­тал­лах, спла­вах и др. Им же со­став­ле­на «Фар­ма­ког­но­зия» – кни­га о ме­ди­цин­ских ле­кар­ст­вах.

Как ис­сле­до­ва­тель аль-Би­ру­ни под­чер­ки­вал не­об­хо­ди­мость тща­тель­ной про­вер­ки зна­ния опы­том, про­ти­во­пос­тав­ляя экс­пе­ри­мен­таль­ное зна­ние умо­зри­тель­но­му. С этих по­зи­ций он кри­ти­ко­вал арис­то­те­лев­скую и авицен­нов­скую кон­цеп­цию «ес­тест­вен­но­го ме­с­та» и ар­гу­мен­та­цию про­тив су­щест­во­ва­ния пус­то­ты.

По­ми­мо сво­е­го род­но­го хо­рез­мий­ско­го язы­ка, аль-Би­ру­ни вла­дел араб­ским, пер­сид­ским, гре­чес­ким, ла­тин­ским, ту­рец­ким, си­рий­ским язы­ка­ми, а так­же ив­ри­том, сан­скри­том и хин­ди. Эти зна­ния спо­собст­во­ва­ли вы­ра­бот­ке им прин­ци­пов пе­ре­во­да ес­тест­вен­но­на­уч­ной тер­ми­но­ло­гии с од­но­го язы­ка на дру­гой. Со­здан­ная аль-Би­ру­ни на поч­ве араб­ской гра­фи­ки сис­те­ма тран­скрип­ции во мно­гом пред­вос­хи­ща­ла со­вре­мен­ную сис­те­му пе­ре­да­чи ин­дий­ских слов в ур­ду.

Ин­те­рес­ный факт: аль-Би­ру­ни уми­рал в пол­ном со­зна­нии и, по­про­щав­шись с друзь­я­ми, спро­сил по­след­не­го: «Что ты тол­ко­вал мне од­наж­ды о ме­то­дах сче­та не­пра­вед­ных при­бы­лей?» «Как Вы мо­же­те ду­мать об этом в та­ком со­сто­я­нии?» – изум­лен­но вос­клик­нул тот. «Эх ты! – ска­зал уче­ный еле слыш­но. – Я ду­маю, что по­ки­нуть этот мир, зная от­вет на этот во­прос, луч­ше, чем уй­ти из не­го не­веж­дой…»

По ма­те­ри­а­лам: Бул­га­ков П.Г. Жизнь и тру­ды Бе­ру­ни. Таш­кент, «Фан», 1972.

1 комментарий