Абу Райхан Мухаммад аль-Бируни /973, город Кят, Хорезм – 1048, Газни/ – великий ученый Средневековья, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времени. Посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в Кяте был выдающийся математик и астроном ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али /997 – 1009/ и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуди. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
Астрономии ученый посвятил свыше 45 сочинений, главное из которых – «Канон Мас‘уда по астрономии и звездам», в котором приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел – планет, подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей, идею тяготения. Аль-Бируни создал первую модель Земли (глобус), смог с помощью математических расчетов доказать, что Земля круглая и на другой части земли есть материк (Америка) и там живут люди (позднее его труды по астрономии использовал Галилей, как основу и смог полностью доказать форму Земли-шара). Аль-Бируни проводил наблюдения на построенном на-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.
Большое внимание аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.
В 1038 году аль-Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определен удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия» – книга о медицинских лекарствах.
Как исследователь аль-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
Помимо своего родного хорезмийского языка, аль-Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная аль-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.
Интересный факт: аль-Бируни умирал в полном сознании и, попрощавшись с друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счета неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» – изумленно воскликнул тот. «Эх ты! – сказал ученый еле слышно. – Я думаю, что покинуть этот мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
По материалам: Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни. Ташкент, «Фан», 1972.