Запретно ли слушать музыку?
Запретно ли слушать музыку?
2 года назад 1112
Кайрат Жолдыбайулы

Относительно музыки существует множество хадисов. При этом часть из них разрешает слушать музыку,[1] а часть запрещает.[2] И по причине наличия различных доводов относительно музыки, некоторые ученые указывали на недозволенность музыки, некоторые же считали полезную для человека музыку дозволенной.[3]

Из хадисов нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), касающихся музыки, можно заметить, что запрет наложен не на музыкальные инструменты. И запрет на них связан с тем, как и с какой целью используются музыкальные инструменты, а также с намерением исполнителя и слушателя. К тому же воздействие музыки на человека зависит от манеры игры на инструменте и смысла песни. Поэтому дозволенность или же запретность музыкального инструмента следует рассматривать с точки зрения ее использования. К примеру, спички можно использовать для поджога дома, а также для таких благих дел, как топка печи и приготовление пищи.

Человеческая природа, его внутренний мир и душевные чувства требует многих вещей. Например, любуясь прекрасным видом природы он наслаждается. Журчание речки оказывает на него необычайное влияние. Бушующее море, красивые голоса певчих птиц, соловьиная свирель в лесу дарят ему несравненное чувство наслаждения и его душа находит умиротворение. Поэтому душа и внутренний мир человека постоянно жаждут любоваться красотой природы, слушать журчание воды, прекрасное пение птиц. Ислам пришел не для того, чтобы наложить оковы на подобные человеческие чувства, так свойственные человеку, или же уничтожить их. Напротив, Ислам пришел для того, чтобы отрегулировать внутренние чувства человека и дать им правильное направление.[4]

Таким образом, если музыка служит причиной пустой траты времени и отдаления от поклонений, если она пораждает порицаемые чувства и подталкивает к совершению порицаемого, или же, будучи чрезмерно громкой, убивает клетки головного мозга и воспитывает в человеке легкомыслие, то такая музыка является запретной.

Живший в ХІ веке ученый ханафитского мазхаба Абдул-Гани ан-Наблуси, известный своей набожностью и праведностью, в своей книге «Идахут-далялят фи самагиль-алят» (объяснение доказательств слушания музыкальных инструментов) говорит: «Запреты в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относятся именно к той музыке, которая побуждает в человеке дурные чувства, влечет его к плохому и греховному».[5] Если же музыка пробуждает и развивает скрытые в натуре человека благие чувства, успокаивает нервную систему и вызывает хорошие мысли, то почему она должна считаться запретной?!

В своей поэзии Великий Абай указывал, что некоторым мелодиям свойственно пораждать возвышенные чувства и мысли. Например, во время исполнения кюя на домбре, перед взором возникает широкая степь, с присущей ей красотой.

Известно, что есть песни и мелодии, напоминающие шум дождя, которые порождают весеннее настроение, поднимают настроение, вызывают благие мысли. И почему должны быть запретны мелодии и песни, которые воспевают любовь к Родине, призывают к единству и отваге, воспитывают в человеке религиозность и нравственность?

Из истории известно, что во время боевых действий мусульмане, для воодушевления войска, а также в качестве сигнального интрумента, использовали барабаны.[6] Известны случаи, когда мусульмане использовали музыку для лечения некоторых психологических заболеваний.[7] И нет сомнения в том, что любой человек поддержал бы такое использование музыкальных инструментов.

Поистине, самым прекрасным напевом является Коран. Но люди в обществе разнятся между собой в связи с их положением, природой и состоянием внутренних чувств. Поэтому мы не можем насильно заставить всех слушать Коран, и при этом наложить запрет на любую музыку. Так как в обществе есть личности, которые читают Коран и совершают возложенные на него виды поклонения, и наряду с этим желают слушать полезную музыку.

К тому же человека может утомить постоянное поклонение или же занятие каким-либо делом. Поэтому человеческая природа, ее сущность, иногда нуждается в духовном отдыхе.

Существуют следующие риуаяты, переданные Али (да будет доволен им Аллах): «Сердце устает, подобно телу. Поэтому давайте ему отдых посредством увлекательных мудростей». (осыны таптым. «أخبار الحمقى والمغفلين», Ибн Аль-Жәузи, 15 бет. Сноскаға қосса болады)

«Давайте отдых своим сердцам! Так, если переутомить его, оно перестанет видеть».[8]

Есть люди, которые любят слушать музыку и те, кто занимается композиторством. Кто может гарантировать то, что если им не дать правильное направление, подсказать правильную сторону вопроса, что они будут увлекаться недозволенной музыкой?

Если отнести всю музыку к хараму, то нет сомнения в том, что это приведет к отставанию мусульман в этой сфере. Например, если убрать из кинофильмов, которые повествуют зрителям нашу многовековую историю, музыкальные эффекты и музыкальное сопровождение, то кто будет смотреть эти фильмы? В таком случае наша молодежь будет тянуться к притягательным, в смысле музыкального сопровождения, фильмам, которые лишены какого-либо смысла и, которые травят мышление людей. И в этом нет сомнения! И кто может отрицать важную роль музыкальных заставок между телепередачами, которые притягивают внимание зрителей?

Музыка подобна слову, которое способно довести определенную суть и смысл. Подобно тому, как посредством слов можно проповедовать благо, а можно и совращать,  ведь музыка может применяться в различных целях. И доказательством этому является следующая история, произошедшая с Абу Насром Аль-Фараби.

Наш предок Аль-Фараби был поклонником музыки. Как-то раз он спросил своего наставника по музыке. И наставник объяснил, что духовые инструменты, а также музыка являются инструментами сатаны. Все это совращает человека и толкает к совершению греха.

После таких слов наставника Абу Наср, который до этого любил музыку, не стал брать в руки музыкальные инструменты. Абу Наср, который любил играть на музыкальных инструментах, впал в состояние, будто бы он лишился своего закадычного друга. И то подтолкнуло к следующим мыслям: «Музыка – это искусство, которое доставляет человеку удовольствие, и которое пробуждет в сердце милосердие. Почему, в таком случае, оно должно принадлежать шайтану?»

Абу Наср этот вопрос задал другому своему наставнику. На что тот ответил: «Разве красивая музыка не является благом? Музыка содержит в себе тайны небес и голоса мира. По возможности не гнушайся этим искусством...».

Услышав это Абу Наср возрадовался. И он решил спросить об этом у самого Абу Малика, большого наставника. Ответ Абу Малика был следующим: «И то верно, и то верно. Оба твои наставника ответили правильно... Да, это так... И добро, и зло, связаны с качествами, присущими человеку. Разве безнравственность и благо не являются вечными спутниками? Разве не будет достойно сожаления то, что увлекшись музыкой, ты отстранишься от других видов искусства и науки? Красивая музыка – сила, которая в состояние привести в движение все 62 сосуда. И не будет удивительным, если музыка увлечет тебя за собой. Первый твой наставник остерегал тебя от этого. И если знать меру в искусстве и, уметь направлять разум в правильное русло, то от музыки будет польза. Воодушевляет и придает силы также музыка... Разве основой науки не является знание меры? И меня не пугает, что ты будешь изучать музыку. Ты в состоянии сдерживать влечение чарующими звуками мелодии».[9]

[1] К примеру в одном риуаяте сказано, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) зашел к своей дочери, матери правоверных Айше (да будет доволен ею Аллах), рядом с которой находились две служанки пели песню о сражении «Бугас». И тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) строго спросил: «Почему рядом с Посланником Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) вы играете на свирели шайтана?» На что наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) возразил: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь сегодня праздник». Некоторые ученые, основываясь на подобных хадисах, выводили следующую фатву: «Если бы пение было харамом, то Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) не разрешал бы петь у Него дома». Таким образом они разрешали слушать музыку и песни, от которых не было вреда.

[2] Например, в хадисе сказано, что: «Музыка порождает в сердце двуличие». На основе подобных хадисов некоторые ученые запрещали слушать любую музыку. См. К. Жолдыбайулы, Дін мен діл, 97-бет. изд. «Дауір», 2010 г.

[3] али-Имамуль-акбар Махмуд Шалтут, Ал-Фатаууа. 355 стр. Даруш-шурук, Египет. 2004 г.

[4] али-Имамуль-акбар Махмуд Шалтут, Ал-Фатаууа. 355 стр. Даруш-шурук, Египет. 2004 г.

[5] али-Имамуль-акбар Махмуд Шалтут, Ал-Фатаууа. 355 стр. Даруш-шурук, Египет. 2004 г.

[6] Фатаууа Мустафа Зарка, 349 стр. Дарул-калам, Димашк. 2001 г.

[7] Хейет, Муслуман Илим Өнжулери, 149 стр. Стамбул, 2005 г.

[8] Мухаммед Абдур-Рахман ал-Маргашли, ал-Гина уал-магазиф фил-игламил-мугасир уа хукмуха фил-ислам, 229 стр. «Дарул-магрифа», Байрут. 2006 г.

[9] Агжан Машанов, ал-Фараби. изд. Жалын, 1970 г.

0 комментариев