Здравствуйте! Отправляю вам запрос по просьбе коллег. Последнее время мы встречаем людей, которые называют выражение «Джума мубарак» нововведением. Прошу вас, разъяснить этот вопрос. Что сказано в шариате насчет этого? Жамила Сатыбаева.
Является ли выражение «Джума мубарак» нововведением?
|
Здравствуйте! Уважаемая Жамила, для начала нужно отметить, то, что не противоречит нормам шариата и соприкасается с общими принципами ислама не является нововведением.
Ваш вопрос можно истолковать всесторонне:
Пятница - особый день из всех дней недели для мусульман. Потому Пророк в одном из хадисов отметил, что пятница является праздником:
«Воистину, это – праздничный день для мусульман, предназначенный Богом. Пусть тот кто, пожелает придти на Пятничную молитву, совершит омовение (и ему следует также) уделять особое внимание использованию мисуака и пусть умаститься благовониями, если он (сможет) найти (их) [1]».
Приветствовать и говорить друг-другу хорошие пожелания в праздничные дни это обычай заложенный сподвижниками. В книге Фатхуль Бари ученый из табиинов (поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников пророка Мухаммада) Жабир ибн Нуфайр сказал следующее: «Когда сподвижники встречались в день праздника они говорили друг-другу: «Пусть Аллах примет наши намерения!»[2].
Итак, если считать пятницу праздничным днем, то поздравлять с наступлением пятницы и говорить пожелания - благое дело, а не нововедение (бидъа). Поздравительные словосочетания могут варьироваться в зависимости от традиций местного населения. Поэтому, нет ничего дурного в применении выражения «Джума мубарак», которое повсеместно распространился среди мусульманского населения.
«Джума мубарак» и «Пусть пятница будет благотворным» - все это добрые пожелания братьям и сестрам по религии. В нашей религии уделяется особое внимание добрым пожеланиям одного человека другому. Об этом есть несколько хадисов и аятов. В частности, в суре Хашр говорится следующее:
«А те, которые пришли после них говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный» [3].
Также в одном хадисе переданный Сахих Муслимом говорится следующее: «Обращение мусульманина к Аллаху с мольбой за своего брата в тайне, сбывается. У головы его - ангел, приставленный к нему. Каждый раз, когда он молится о добре для своего брата, ангел, приставленный к нему, произносит: "Амин! И тебе того же!"…» [4].
То, что пророк называет благородной молитвой, включает все молитвы и пожелания, а выделять из них какие-нибудь пожелания, называя нововведением, противоречит словам Пророка. Выражение «Пусть пятница наступит с благодатью!» «Пусть Аллах примет вашу пятничную молитву» - все это считается молитвой, мольба от Аллаха, за другого человека.
Также Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) в нескольких хадисах призывал распространять среди людей «приветствие». Он (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов: «Распространяйте приветствие, угощайте друг-друга и будьте братьями для друг-друга, как повелел вам Всевышний Аллах»[5].
Если проникнуть в суть хадиса, то можно понять, что хадис призывает нас всегда приветствовать друг-друга словами «Мир вам и милость Аллаха». Приветствуя, вы желаете другу-другу здоровья. Как сказано в хадисе, это сближает и улучшает дружеские отношения. Итак, почему бы тогда нам не употреблять выражение «Джума мубарак», которое порождает добрые и дружеские отношения между людьми?!
В заключение хочу сказать, наша религия считает, благим деянием, добрые пожелания и молитва мусульманина за своего брата. Хотя выражение-пожелание «Джума мубарак» не применялся во времена Пророка, это один из Его (да благословит его Аллах и приветствует) путей призыва к дружбе и братству. Аллаху аъләм!
http://islam.kz/
[1]Ибн Мажа, Китабу иқаматис Сала – №1098 хадис.
[2]Фатхуль Бари, Китабуль ъидайн, толкование №908 хадис.
[3] сура Хашр – №10 аят.; сура Мухаммад – №19 аят.; сура Ибрахим – №41 аят.
[4]Сахих Муслим, Китабуз зикр – №(2733) 4914 хадис.
[5]Ибн Мажа, Китабуль Атгыма – №3252 хадис.