Вознесся Пророк (с.а.с) в Миърадж лишь душой?
|
Ночь, когда по воле Аллаха, наш Пророк (с.а.с), совершил путешествие из мечети аль-Харам (Кааба) в мечеть Акса в Палестине, вместе с ангелом Джабраилом (а.с), мы называем «Исрой». Исра (الإسراء) в переводе с арабского звучит как «ночное путешествие» или «ночной моцион» (السَيْر لَيْلاً)» .
Из мечети Акса они вознеслись на небо, это - миърадж[1]. Слово «миърадж» производное от слова «ъаража», что означает вознесение наверх и обозначает «средство для вознесения», «лестницу» или «взмывание вверх».
Согласно свидетельствам, приведенным Сахих Муслимом, Пророк (с.а.с), в сопровождении Джабраила (а.с), на белоснежном животном Бурак прибыл из Мекки в мечеть аль-Акса, что находится в Палестине. Посланник Аллаха (с.г.с) совершил в мечети намаз в два раката, после чего Джабраил (а.с) вознес его на семь небес [2].
Однако, нередко поводом для споров становится вопрос о том, спал или бодрствовал в ту ночь наш Пророк (с.а.с)? На семь небес возносилась лишь его душа или и тело тоже? Относительно этого вопроса существует две точки зрения[3].
В числе первых, свидетельствующих, что в ночь Миърадж Пророк (с.а.с) спал и на семь небес возносилась лишь его душа – сахаба Мугауия (р.а), мать правоверных Аиша и Хасан аль-Басри.
Согласно второму мнению, Пророк (с.а.с) в памятную ночь не спал, и мирадж совершил в состоянии бодрствования физическим телом. Именно это утверждение было принято большинством исламских богословов и сподвижников Пророка (с.а.с). Среди них сахабы - Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масгуд, Анас ибн Малик, Азрет Омар, считавших, что этому немало подтверждений в хадисах и аятах.
В Священном Коране сказано:
«Хвала тому, кто дал свершить рабу своему путь ночью от Священной Мечети до Мечети Дальней, вокруг которой благодать, дабы показать ему наши знамения. Поистине это Он – Всеслышащий, Всевидящий».
Слова «рабу своему», приведенные в аяте, свидетельствуют о том, что сказанное относится к человеку, созданному из плоти и души, потому что обращаться только к душе словами «своему рабу» невозможно. То есть в Миърадж, ночном вознесении на семь небес, побывала не только душа Пророка (с.г.с), но и его физическое тело.
Кроме того, в суре «ан-Наджм» говорится:
«Его (Мухаммеда) же взор не уклонился в сторону и не излишествовал. И он увидел величайшие из знамений своего Господа» [5] - что говорит о том, что в ночь Мирадж Пророк был в состоянии бодрствования..
К тому же, в ночь Исра – ночного путешествия Пророка (с.а.с), сахаба Мугауия еще не принял Ислам, а мать правоверных Аиша была маленькой [6].
Известный хадисовед и знаток фикха Имам ан-Навои (631-676 х/1233-1277 м), говорил:
«Самое верное– считать, что Пророк (сГ.с) в ночь Исра совершил путешествие физическим телом. И большинство мусульман считает именно так. Самые первые богословы (салаф) также приняли эту точку зрения. С ними согласны и представители следующих поколений, знатоков фикха, хадисов, калама. Все доказательства свидетельствуют о верности этого мнения. И для того, кто всерьез изучал этот вопрос или исследовал, это не является секретом…»[7].
В учебнике по акыде известного древнего ученого Матуридитского мазхаба Нажмуддин Абу Хафс ан-Насафи говорится:
«Миърадж – это истина. В ту ночь Пророк (с.г.с) в состоянии бодрствования и всем своим физическим телом вознесся на семь небес по воле Аллаха» [8].
Подводя итоги, можем сказать, что Миърадж – это чудо (мугжиза), данное нашему Пророку (с.а.с), которого не было ни у одного из других пророков. Чудо Миъраджа состоит в том, что находясь в бодрствующем состоянии, тело и душа вознеслись на семь небес, недоступные взору и мысли человека. И если рассматривать путешествие Пророка (с.а.с) как совершенное в состоянии сна, оно перестает быть чудом и назвать его мугжизой – волшебством, данным конкретному пророку, нельзя.
[1] Фикһул Акбар шархы – 324 стр. Алиюл Қари.
[2] Сахих Муслим: Китабул Иман – хадис №238
[3] Звучит также третье мнение, согласно которому, если Пророк совершил Исру из Мекии в аль-Аксу физическим телом и духом, то на семь небес возносилась лишь его душа
[4] сура Исра – 3 аят.
[5] сура ан-Наджм – 17-18 аяты
[6] Қуртуби –тафсир 3 аята суры Исра
[7] Сахих Муслим шархы: Китабул Иман, аәбу аль-исра
[8] Ъақидату ан-Насафия, Имам Тафтазани шархы – 91 стр.; Ъақидату ат-Тахауия: аль-Иману бил Исра уаль Миғраж.; У.Зухайли: ат-Тафсирул Мунир – тафсир суры Исра
Абдусамат Касымов
Перевод с казахского Зарины Нокрабековой