Становится ли неверующим тот, кто считает курение халялным?
Становится ли неверующим тот, кто считает курение халялным?
2 месяца назад 510

Уа алейкум ассалам!
Разрешите добавить к этому вопросу: сигареты (электронные или обычные) — это халал, полностью харам или что-то среднее между ними? Если это харам, то насколько тяжким будет грех, если человек курит, считая это дозволенным? И если ему скажут, что это харам, но он не примет это, выходит ли он из Ислама? Ерасыл

Бисмилляхир-рахманир-рахим

Уа алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух!

В наши дни большинство учёных ислама пришли к выводу, что курение является харамом. Ранее были учёные, которые считали курение макрухом (нежелательным), некоторые даже говорили, что оно мубах (дозволено), но и тех, кто называл его харамом, тоже было достаточно¹. Сегодня уже не секрет, что вред табака для человечества научно доказан. Учитывая, что это вредная привычка, приводящая к смерти, исламские учёные вынесли решение о её запретности (харамности). В Коране говорится:

«Он разрешает им хорошее и запрещает им скверное»².

Всё человечество признаёт, что курение не относится к числу хороших вещей.

Однако если мусульманин считает курение халалом и говорит, что курить можно, — он не выходит из Ислама, и не становится муртаддом. Потому что это относится к разряду иджтихадийных вопросов, то есть таких, по которым нет прямого, однозначного указания в Коране или хадисах, а решение по ним выведено позже.

Действительно, существует правило: «Тот, кто называет харам — халалом, выходит из религии». Однако это правило касается только тех запретов, которые установлены ясными и недвусмысленными (катъи) доказательствами из Корана, хадисов и единогласного мнения учёных.
Примеры таких запретов: употребление свинины, вина, воровство, зина и т.п. Если мусульманин назовёт такие вещи халалом — он выходит из религии.

А если речь идёт о вещах, харамность которых не имеет прямого и категорического подтверждения в Коране и сунне, но выведена учёными на основе общих принципов шариата (или по которым существует разногласие ученых), — человек, считающий их дозволенными, не становится неверующим.

Таким образом, харамность курения относится именно к иджтихадийным вопросам. Поэтому если мусульманин отрицает его запрет и считает курение дозволенным, он не выходит из Ислама, но при этом несёт грех, ведь, считая допустимым вредное, он тем самым склоняет других к вреду. Этого самого уже достаточно как тяжкого бремени.

В этом контексте уместно привести слова имама ан-Навави (рахимахуллах):

«…Отрицание постановления, на которое имеется ясное доказательство из аята, хадиса или иджма (единогласного мнения учёных), делает человека кафиром. Это касается тех положений, которые известны и учёным, и простым мусульманам, например: обязательность намаза, закята, хаджа, запрет вина, прелюбодеяния и т.д. А если постановление известно только учёным и установлено иджмой, то отрицание его не делает человека неверующим, поскольку он мог не знать об этом. Также если учёные определённого времени пришли к единогласному мнению относительно нового явления, то отрицание этого мнения не считается куфром — по причине ъузра (عذر, из-за возможного незнание)»³.

Вывод

Итак, постановление о харамности курения — иджтихадийное. А «иджтихадийное» означает — вопрос, по которому нет ясного и категорического доказательства в аятах и хадисах. Отрицание такого решения не делает человека неверующим, однако он берёт на себя грех, поскольку отвергает мнение всех учёных, основанное на принципах шариата.

В Исламе есть строгие условия и критерии для того, чтобы назвать кого-либо муртаддом (вероотступник). Такое обвинение допускается только при наличии точных и недвусмысленных (катъи) доказательств. Но даже если какое-то запретное действие не выводит человека из религии — это не значит, что его можно совершать.

Аллаху аълям! Поистине, Аллах знает лучше!

Как говорил Ибн Мас‘уд (радияллаху анху): «Если то что я сказал правдивы, то это от Аллаха, а если ошибочны — то от меня и от Шайтана» 

¹ Подробнее об этом: «Что говорили учёные ранних времён о курении?»
² Коран, сура «А‘раф», 157 аят.
³ Имам ан-Навави, «Раудат ат-Талибин». 

 Абдусамат Касым, islam.kz
(Перевод выполнен с казахского оригинала)