Предоставлена ли человеку свобода выбора?
Предоставлена ли человеку свобода выбора?
10 лет назад 6752

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху! У меня к Вам вопрос - предоставлена ли нам свобода выбора Всевышним Аллахом? Махамбет Туримов

Ваалейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху!

Уважаемый Махамбет, вопрос о «свободе выбора человека» требует более подробного разъяснения.  В науке калам (теология) ученые более детально рассматривали его в специальном разделе «Афъалул ъибад – Действия людей». А здесь мы попробуем изложить его более кратко.

Человек наделен разумом и свободой выбора.  И может с помощью разума отличать зло от добра. А посредством выбора совершает какое-нибудь действие по своему желанию. Если бы не было этих двух черт, шариатские предписания и запреты потеряли бы всякий смысл.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

 «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным) и внушил ей порочность и богобоязненность!» [1].

Еще в одном аяте говорится:

«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами»[2].

В Суре Кахф Аллах говорит:

«Скажи: Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует…»[3].

Когда человек, пользуясь свободой воли, сознательно намеревается совершить какое-либо действие, Всевышний Аллах создаёт силу и способность для осуществления этого действия. В науке «Калам» это называется «Кудра (мощь)» или «Иститаъа». Если изложить более подробно, то когда мы намереваемся совершить доброе дело, в тот же момент Всевышний Аллах для совершения этого действия наделяет нас силой и способностью.  Также, если мы намереваемся совершить плохой поступок, Всевышний Аллах для его осуществления наделяет нас силой и способностью. Таким образом, мы по желанию становимся грешниками или получаем награду[4].

В науке калам (теология) действие, совершенное по собственному желанию, пользуясь наделенной Всевышним Аллахом силой и способностью, называется «касб».  Всевышний Аллах  сотворил действия. Потому что в Коране Аллах говорит:

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете»[5].

Другими словами, действия - творение Аллаха, а совершает его человек.

Также ученые рассматривали действие в двух позициях:  

Первое – действия, которые не зависят от силы и способности человека и действия, которые не причастны к свободе выбора человека. Например: сердцебиение, дрожь от холода, жажда, рождение мальчиком или девочкой и др.

Второе – действия, которые соответствуют свободе выбора человека и действия, которые были совершены им, пользуясь наделенной Всевышним Аллахом силой и способностью [6]. Например, приём пищи, идти куда-то, совершение греха или доброго дела и др. Только Всевышний Аллах создает оба вида действия из ничего.

И в конце приведем высказывание Великого Имама Абу Ханифы, который сказал:

«Всевышний Аллах не вынуждал никого из творений становиться мусульманином или кафиром. Также Он не сотворил одного из них кафиром, а другого мусульманином. Он сотворил их способными выбрать вероотступничество или верование (в Единого Аллаха). Верить в Аллаха или быть кафиром это свобода выбора каждого человека». [7, 8].

[1] Сура «Аш-Шамс» (Солнце), 7-8аяты.
[2] Сура «Фуссилат» (Разъяснены), 46-аят.
[3] Сура «Кахф» (Пещера), 29-аят.
[4] Тафтазани: Ъакидатун Насафия  - 62 стр.
[5] Сура Ас-Саффат (Стоящие В Ряд), 96-аят.
[6] Нуриддин ас-Сабуни: ал-Бидаяту фил Усулид дин – ал-Каулу фи Халки Афъалил Ъибад – 64 стр.; ан-Насафи – Табсира.
[7] Фикхул Акбәр – 154 стр., 147 стр, Шарх Алиюл Кари.

Абдусамат Қасым