Подтверждает ли чихание правдивость сказанных слов?
Подтверждает ли чихание правдивость сказанных слов?
9 лет назад 30688

Ассалям алейкум. Является ли чихание подтверждением сказанного? Часто говорят, что если человек чихнул при разговоре, то все сказанное при этом чистая правда или же обязательно сбудется, так как при чихании  ангелы говорят «амин». Правда ли это? Алихан

Уаалейкум ассалям! В некоторых книгах есть свидетельства, соответствующие этому понятию. В частности, сахаба Абу Хурайра свидетельствует, что Пророк (с.г.с) говорил: «Если один говорит, а другой человек при этом чихнет, то все сказанное – правда».

Имам ан-Навои, который привел этот хадис, отмечал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, то есть достоверны. И только относительно одного из передатчиков, некого Бакияту ибн аль-Валида  мнения специалистов разделились» [1].

Ученый хадисовед аль-Байхаки (994-1066 г.г) не принял данный хадис, назвав его «мункар». В свою очередь Табарани (873-970 г.г) в своем сборнике хадисов «аль-Аусат» охарактеризовал этот хадис как «слабый». [2].  Некоторые и вовсе считают хадис вымышленным.

В то же время, в книге Табарани (р.а) в свидетельстве, приведенном сахабой Анасом, Пророк (с.г.с), говорит: «Самые правдивые слова те, при которых стоящий рядом человек чихнул»[3]. Хадисовед аль-Хайсами про это свидетельство говорит так: «Среди передававших хадис есть человек по имени «Умарату ибн Зазан». Его свидетельства являются слабыми, другие же приведенные достоверны».

Подводя итог, отметим, что в Исламе истина определяется через конкретные доказательства. На языке Корана это называется «Бурхан». Отсутствие точности рождает сомнения, появляются предположения. В Коране сказано: «Сомнения против истины ничто» («Предположения никак не могут заменить истину»). Поэтому для того, чтобы утверждать о правдивости слов, недостаточно лишь того, чтобы кто-нибудь чихнул. Хадисы же, приведенные выше, не могут служить доказательством. Истина же ведома лишь Аллаху!


[1] Фатва аль-Имам ан-Навои – 72-73 стр.
[2]аль-Хайсами – Мажмахуз зауаид: Китабуль адаб, 12913 –хадис.
[3] аль-Хайсами – Мажмахуз зауаид: Китабуль адаб, 12914 –хадис.
[4] сура Йунус, 36-аят.

Абдусамат Қасым
Перевод с казахского Зарины Нокрабековой