Ассалам алейкум! Почему в Исламе было разрешено держать рабов? В чем сокровенный смысл этого? И почему не освобождали рабов? Мы знаем о щедрости и душевной доброте Абу Бакра (р.а), однако он, как и другие, не даровал свободу своим рабам. И еще такой вопрос:если раб, исполняя волю своего хозяина, стал безбожником,будет ли для него Рай запретным? Да простит меня Аллах, если вопрос окажется неуместным. Прошу и вас не судить меня строго. Моя цель – избавиться от сомнений и вопросов, возникших у меня. Да будет доволен вами Аллах.
Еркенже
Уаалейкум ассалам! Еркенже, ваш вопрос вполне уместен. Искать ответы на волнующие вопросы, чтобы познать истину – хорошее качество. Быть в поисках знаний – этому призывает мусульман и Коран.
Возвращаясь к вашему вопросу. В момент прихода Ислама рабовладение в обществе было устоявшимся явлением. Держать рабов было привычным делом. Приведем такой пример: сейчас в любой стране люди передвигаются при помощи автомобиля. Машины являются собственностью их владельцев. Люди их продают, покупают. И против этого никто не возражает. И если вдруг найдется человек, который заявит, что автомобили – это харам, и ездить на них нельзя, ничего из этой затеи не выйдет. Не так ли? Примерно также обстояло дело на заре зарождения Ислама с рабовладением.
Но, нужно отметить, что с приходом Ислама раб обрел статус человека и хозяину было предписано кормить его той же едой, которую он употребляет сам и одевать его также, как себя [1]. Если же раб выполнял тяжелую работу, хозяин должен был помогать ему [2]. В случае беспричинного рукоприкладства хозяина, раб имел право на свободу.[3].
И каким бы ни было искупление (кафарат – штраф), на первом месте стояло обязательство - освобождение раба.
(Свидетельством этому служат хадисы, приведенные ниже). Таким образом, людей постепенно отдаляли от рабовладения.
(Кафарат – это искупление перед Аллахом совершенных грехов. К примеру, искупление поста Рамазан, искупление нарушенной клятвы)
Хазрет Омар, будучи халифом мусульман, добирался до мечети аль-Акса, поочередно со своим рабом садясь верхом на единственного коня. Об этом говорится в учебниках истории.
В бытность же халифом Хазрета Османа, имел место случай, когда хозяин без причины дергал за уши своего раба. Увидев это, Хазрет Осман приказал, чтобы раб проделал тоже самое со своим хозяином и также подергал ему уши.
Сахаба Абу Зар, имея два халата, один обязательно отдавал своему рабу. В то время такое отношение было весьма редким. Относиться так к рабам сахабов сподвиг Ислам.
Некоторые сахабы даровали своим рабам свободу, другие же не отказывались от невольников. Почему? Потому что, многие рабы получая свободу, не умели освоиться в новой жизни и найти свое место в обществе. Исходя из этого, было рациональней и правильней, чтобы раб находился при хозяине, который обеспечивает его кровом, пищей и одеждой.
В истории имело место такой случай. В XIX веке 16-й президент США Авраам Линкольн издал приказ, согласно которому все рабы обретали свободу. И очень многие рабы, получившие свободу, но привыкшие жить, выполняя волю своего хозяина, не сумев жить самостоятельно, возвращались к своим хозяевам. Во избежание подобного, рабовладение в Исламе искоренялось постепенно.
Во времена сахабов некоторые рабы, даже получив свободу, не уходили от своих хозяев. Например, наш Пророк (с.г.с), даровал свободу Зайд ибн Харису, однако, Зайд не пожелал уходить от Посланника Аллаха.
В настоящее время такого явления, как рабовладение, нет.
[1] للمملوك طعامه وكسوته بالمعروف ، ولا يكلف من العمل إلا ما يطيق – Кормите его тем же, что едите сами, одевайте его в такую же одежду. Не давайте им непосильной работы (Хадис. аль-Муатта. От Абу Хурайры)
[2] إخوانكم خولكم جعلهم الله تحت أيديكم فمن كان أخوه تحت يده فليطعمه مما يأكل وليلبسه مما يلبس ولا تكلفوهم ما يغلبهم فإن كلفتموهم فأعينوهم – «Ваши рабы – ваши братья. Аллах поместил их в ваши руки, если в вашем распоряжении «ваш брат», то кормите его тем же, что едите сами, одевайте его в такую же одежду. Не давайте им непосильной работы, а если они работают на вас, помогайте» (Хадис № 30 от Сахиха Бухари ).
[3] من لطم مملوكه أو ضربه فكفارته أن يعتقه- «Тот, кто ударит своего раба без причины или даст ему пощечину, то искупление за грех – это освободить его». (Сахих Муслим, хадис №3138)
Перевод с казахского Зарины Нокрабековой