Обязательно ли совершать хиджру?
Обязательно ли совершать хиджру?
9 лет назад 6380

Ассаламу алейкум! Я бы хотел получить ответ на волнующий меня вопрос. Нередко из уст молодых людей звучит мнение, что наша страна не «Даруль Ислам», и даже больше, некоторые называют ее родиной кяфиров. И они убеждены, что по причине этого нужно совершить хиджру – переезд в другую мусульманскую страну. В качестве доказательства своей правоты они приводят аят в суре ан-Ниса. «…И спросят ангелы у них: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет геенна. Как же скверно это место прибытия.(97 аят сура ан-Ниса). 
Что вы скажете на это?

Ваалейкум ассалам! Аят, которым руководствуются молодые люди, приводя его в качестве доказательства, совершенно нельзя отнести к нашей стране. Давайте для начала определимся, что такое «Хиджрат»?

«Хиджрат» - это ситуация, когда верующий человек, мусульманин, не имея возможности отправлять свои религиозные ритуалы, богослужения согласно вере, ущемленный в своих правах именно из-за своего вероисповедания, для спасения своей веры и даже своей жизни, вынужден оставить страну «даруль куфр», и, переехать в «даруль ислам», то есть местность, где его не будут ограничивать из-за веры.

Ученые ханафитского мазхаба в своем заключении относительно хиджрата, единодушны в мнении, что совершать хиджрат, то есть переезд, даже проживая в «даруль куфр», не является ваджибом – обязательным. Потому что в одном из своих хадисов наш Пророк Мухаммед (с.г.с), говорил: «Мекка перешла к мусульманам. После этого совершать хиджру не нужно. Вместо этого есть намерение бороться на пути Аллаха»  [1].  

В других мазхабах является ваджибом совершать хиджру,если человека ограничивают в отправлении религиозных ритуалов, запрещают поклоняться,  а также ущемляют по религиозному признаку.

Казахстан – страна, в которой Ислам является религией коренного народа и которую мы исповедуем сотни лет. То есть, наша страна считается «даруль ислам». И поэтому, вышеприведенный аят совершенно неприменим к нам. Ведь испокон веков наши предки, ценой жизни защитившие свою землю от чужеземных захватчиков  вроде джунгар, имеющих другую веру и другой язык, были истинными мусульманами.

И ханы, и султаны, вся знать получала мусульманское воспитание и образование. Ислам получил широкое распространение и среди простого народа, строились мечети, медресе. И наша земля – это завет наших дедов, истинных мусульман, отстоявших каждую пядь земли.

Хвала Всевышнему, после распада Союза, наша религия обрела крылья. Государство со своей стороны не чинит препятствий для желающих исповедовать религию своих отцов и даже наоборот, всячески поддерживает. По всей стране, в городах и селах взметнулись ввысь минареты мечетей, знаменуя собой торжество веры,  далеко в степь и горы, по улицам городов, аулов разнося звуки азана. И называть эту страну «страной кяфиров» - явное противоречие шариату. И это признак недалекого ума, увы.

В нашей стране нет причин, побуждающих мусульман совершать хиджру, переезжать только по религиозным соображениям. Напротив, мир и стабильность, царящие в стране, каждый мусульманин может и должен использовать с пользой, примером, своей жизнью проповедуя ценности Ислама.

Я считаю, что люди, убежденные в том, что нужно совершить хиджру, уезжать из этой страны, на самом деле имеют совершенно иные психологические причины. Загнав себя в жесткие рамки, стараясь быть или выглядеть совершенным, по-видимому, они оказались в конфликте с социумом, с окружающими. На каждое действие или слово у них заготовлены «ярлычки», которыми они щедро клеймят всех. «Это бидагат, это харам, ты кяфир», и т.д. Совершенно забывая об элементарных правилах жизни в обществе, они ходят с нарочито не аккуратными бородами, щеголяют в суперкоротких штанах, думая тем самым, что они бросают вызов всем. Как следствие конфликта, такой человек не может трудоустроиться, а если находит работу, подолгу не задерживается. Вступая в конфликт с обществом, он обрекает себя на одиночество в толпе. Испытывая постоянный психологический дискомфорт, он ошибочно начинает считать, что лучшим выходом будет именно переселение – хиджра.  Что по сути является бегством от ситуации, которую он сам же и создал.

 [1] Аль-Маусугатуль Фикһия. «Даруль Харб». 
Казахский вариант этой статьи можете прочесть, пройдя по ссылке: http://islam.kz/kk/questions/aqida-senim/ozge-elge-hijrat-jasau-kerek-degender-bar-olarga-ne-aitar-ediniz-427/#gsc.tab=0 

 Кайрат Жолдыбайулы

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой.