Можно ли совершать жертвоприношение на могилах, на кладбище?
Можно ли совершать жертвоприношение на могилах, на кладбище?
10 лет назад 5910

Ассалам алейкум! Один мой знакомый намеревается совершить жертвоприношение на кладбище, там, где похоронены его предки. При этом, он подчеркивает, что животное будет принесено в жертву ради довольства Всевышнего, а также, что поклоняться, и тем более просить чего-либо у похороненных там он не собирается. Свое решение он объясняет тем, что местность, где упокоились его родные очень красива, воздух там свежий. И главная цель – прочитать Коран в честь ушедших в мир иной родных. Насколько правильно проводить жертвоприношение в таком месте? Можно ли совершать подобные действия на кладбище?

Нурлыбек

Уалейкум ассалам, Нурлыбек! Если человек по мере своих возможностей совершает жертвоприношение и раздает мясо животного бедным и неимущим, или угощает их, надеясь, что воздаяние будет записано на ушедшего в мир иной, это, несомненно, большой сауаб. Однако, совершать сам обряд непосредственно на кладбище,даже если действие совершается ради довольства Аллаха, считается «макрух», то есть приближенное к запретному – харам. В одном из хадисов, приведенных в сборнике Абу Давида говорится: «Пророк (с.а.с), сказал: «В Исламе нет ъакра». Где слово «ъакр» обозначает – совершать жертвоприношения на могилах. И хадис на казахский можно перевести так: «В Исламе нет традиции совершать жертвоприношения на могилах».

Знаток хадисов Абу Давид в дополнение этому хадису говорит: «По словам Абдураззака, одного из передатчиков хадисов, в давние времена арабы резали крупный рогатый скот или овец на могилах».[1].  

(Смысл слова «ъакр» - в дословном переводе означает – «резать верблюда, стоящего на ногах», чуть позже слово стало обозначать «жертвоприношение»).

Согласно сведениям, до прихода Ислама, в арабском обществе было принято на могиле щедрого при жизни человека приносить в жертву верблюда. То есть если человек при жизни проявлял щедрость и приносил в жертву верблюда (другое животное), чтобы накормить им неимущих, после смерти в его честь на могиле также резали верблюда, мясо которого становилось достоянием живности, собак, птиц. Таким образом, щедрость, проявляемая при жизни, как бы находила свое продолжение и после смерти усопшего.

Некоторые же представители арабских племен, по-своему объясняли философию такого жертвоприношения. Они верили, что человек, на могиле которого было принесено в жертву животное (принадлежавший ему верблюд в этом случае), в Судный день воскреснет сидя верхом на нем (верблюде). Если же верблюда не резали, то его хозяин при воскресении оказывался  пешком[2]. С приходом Ислама распространенный обряд был прекращен.

[1] Абу Давуд, ас-сунан. Китабуль Жанаиз. хадис.№3220
[2] Ъаунуль Маъбуд, Абу Давуд шарх сунана, разъяснение хадиса №3220 

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой