Ассалам алейкум! Один мой знакомый намеревается совершить жертвоприношение на кладбище, там, где похоронены его предки. При этом, он подчеркивает, что животное будет принесено в жертву ради довольства Всевышнего, а также, что поклоняться, и тем более просить чего-либо у похороненных там он не собирается. Свое решение он объясняет тем, что местность, где упокоились его родные очень красива, воздух там свежий. И главная цель – прочитать Коран в честь ушедших в мир иной родных. Насколько правильно проводить жертвоприношение в таком месте? Можно ли совершать подобные действия на кладбище?
Нурлыбек
Уалейкум ассалам, Нурлыбек! Если человек по мере своих возможностей совершает жертвоприношение и раздает мясо животного бедным и неимущим, или угощает их, надеясь, что воздаяние будет записано на ушедшего в мир иной, это, несомненно, большой сауаб. Однако, совершать сам обряд непосредственно на кладбище,даже если действие совершается ради довольства Аллаха, считается «макрух», то есть приближенное к запретному – харам. В одном из хадисов, приведенных в сборнике Абу Давида говорится: «Пророк (с.а.с), сказал: «В Исламе нет ъакра». Где слово «ъакр» обозначает – совершать жертвоприношения на могилах. И хадис на казахский можно перевести так: «В Исламе нет традиции совершать жертвоприношения на могилах».
Знаток хадисов Абу Давид в дополнение этому хадису говорит: «По словам Абдураззака, одного из передатчиков хадисов, в давние времена арабы резали крупный рогатый скот или овец на могилах».[1].
(Смысл слова «ъакр» - в дословном переводе означает – «резать верблюда, стоящего на ногах», чуть позже слово стало обозначать «жертвоприношение»).
Согласно сведениям, до прихода Ислама, в арабском обществе было принято на могиле щедрого при жизни человека приносить в жертву верблюда. То есть если человек при жизни проявлял щедрость и приносил в жертву верблюда (другое животное), чтобы накормить им неимущих, после смерти в его честь на могиле также резали верблюда, мясо которого становилось достоянием живности, собак, птиц. Таким образом, щедрость, проявляемая при жизни, как бы находила свое продолжение и после смерти усопшего.
Некоторые же представители арабских племен, по-своему объясняли философию такого жертвоприношения. Они верили, что человек, на могиле которого было принесено в жертву животное (принадлежавший ему верблюд в этом случае), в Судный день воскреснет сидя верхом на нем (верблюде). Если же верблюда не резали, то его хозяин при воскресении оказывался пешком[2]. С приходом Ислама распространенный обряд был прекращен.
Перевод с казахского Зарины Нокрабековой