Можно ли изменить предопределение?
Можно ли изменить предопределение?
10 лет назад 5979

Является ли предопределение предвечным решением Аллаха? Если это так может ли человек предотвратит ошибку, которую ему было предначертано совершить, молитвой или деянием? Меняется ли предопределение?

«Аллах отменяет и утверждает то, что пожелает, [из предписаний], у Него хранится суть книги.» (Гром, 39) 

Поскольку сущность Аллаха извечен и вечен. Извечен и вечен и Его качество Знающий являющийся одним из качеств, присущих Его сущности. Аллах записал в Хранимой скрижали все, что мы совершим, поскольку Он своим извечным знанием знает это заранее. Эта скрижаль не меняется.
В некоторых хадисах сказано, что судьба может измениться при определенных обстоятельствах. Это изменение на самом деле не является изменением в ясном Писании. Поскольку не может быть изменений в вечном и извечном знании Аллаха. Аллах знает всё в последнем и в окончательном виде. 

Но имеется предопределение, которое можно изменить при соблюдении определенных условий. Оно называется Лавх-и Махвом и Исбатом или же Лавх-и Муаллак то есть неокончательной, изменчивой скрижалью. Эта скрижаль может меняться.

Например, в этой скрижали может быть написано, что если человек раздаст милостыню, он избежит аварии, но если он не сделает этого ему не избежать попадания в аварию. В этом случае с избавлением от аварии с раздачей милостыни предопределение подвергается изменению.

Есть три закона называемые «ата», «када», «кадар». Кадар это предвечное решение Аллаха в отношении чего-либо, када это реализация этого решения, а ата это отменение, нереализация принятого решения. Например, приговаривание кого-либо десяти годам тюремного заключения является кадаром, пребывание приговорённого в тюрьме в течении десяти лет является када, а отменение судьёй этого приговора и избавление приговоренного от тюремного срока является ата

Совершение молитвы, раздача милостыни и другие богоугодные деяния защищают людей от бед и несчастий. И тем самым, с осуществлением закона «ата» предопределение подвергается изменению.

Прекрасным примером изменчивости предопределения является история с участием сподвижников Умара и Абу Убайда бин Джерраха (да будет доволен ими Аллах):
« Умар (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам (Дамаск). Абу Убайда бин Джеррах (да будет доволен им Аллах) встретил его вблизи Ярмука. После короткой беседы Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщил халифу, что в Шаме распространилась чума. Умар (да будет доволен им Аллах) услышав эту весть, тут же приказал войску возвратиться в Медину. 
Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) не поняв причину этого приказа, спросил у Умара (да будет доволен им Аллах): «Ты что убегаешь от предопределения Аллаха? »
Ответ Умара (да будет доволен им Аллах) на этот вопрос был полон смысла и мудрости.
«Да,» сказал он. Мы убегаем от одного предопределения Аллаха к другому Его предопределению. Скажем, если бы ты имел верблюдов, которых бы ты пригнал к ущелью с двумя склонами, на одном из которых было бы много травы, а другой был бы неплодородным. И если бы ты пас своих верблюдов на склоне, где много травы, не означало бы это, что ты пасёшь их по предопределению Аллаха? Также как если бы ты пас их в неплодородном месте?
А тем временем к ним подошёл Абдуррахман бин Афв (да будет доволен им Аллах) и сказал:
«Я сам ничего не знаю об этом вопросе, но я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если вы услышите, что в каком-то месте распространилась чума не поезжайте туда. А если же очаг болезни находится в том месте, где вы находитесь не покидайте это место, убегая от болезни.» Услышав это Умар (да будет доволен им Аллах) воздал хвалу Всевышнему Аллаху.» (Бухари, Муслим)

poznayteislam. ru