Является ли предопределение предвечным решением Аллаха? Если это так может ли человек предотвратит ошибку, которую ему было предначертано совершить, молитвой или деянием? Меняется ли предопределение?
Можно ли изменить предопределение?
|
«Аллах отменяет и утверждает то, что пожелает, [из предписаний], у Него хранится суть книги.» (Гром, 39)
Поскольку сущность Аллаха извечен и вечен. Извечен и вечен и Его качество Знающий являющийся одним из качеств, присущих Его сущности. Аллах записал в Хранимой скрижали все, что мы совершим, поскольку Он своим извечным знанием знает это заранее. Эта скрижаль не меняется.
В некоторых хадисах сказано, что судьба может измениться при определенных обстоятельствах. Это изменение на самом деле не является изменением в ясном Писании. Поскольку не может быть изменений в вечном и извечном знании Аллаха. Аллах знает всё в последнем и в окончательном виде.
Но имеется предопределение, которое можно изменить при соблюдении определенных условий. Оно называется Лавх-и Махвом и Исбатом или же Лавх-и Муаллак то есть неокончательной, изменчивой скрижалью. Эта скрижаль может меняться.
Например, в этой скрижали может быть написано, что если человек раздаст милостыню, он избежит аварии, но если он не сделает этого ему не избежать попадания в аварию. В этом случае с избавлением от аварии с раздачей милостыни предопределение подвергается изменению.
Есть три закона называемые «ата», «када», «кадар». Кадар это предвечное решение Аллаха в отношении чего-либо, када это реализация этого решения, а ата это отменение, нереализация принятого решения. Например, приговаривание кого-либо десяти годам тюремного заключения является кадаром, пребывание приговорённого в тюрьме в течении десяти лет является када, а отменение судьёй этого приговора и избавление приговоренного от тюремного срока является ата.
Совершение молитвы, раздача милостыни и другие богоугодные деяния защищают людей от бед и несчастий. И тем самым, с осуществлением закона «ата» предопределение подвергается изменению.
Прекрасным примером изменчивости предопределения является история с участием сподвижников Умара и Абу Убайда бин Джерраха (да будет доволен ими Аллах):
« Умар (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам (Дамаск). Абу Убайда бин Джеррах (да будет доволен им Аллах) встретил его вблизи Ярмука. После короткой беседы Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщил халифу, что в Шаме распространилась чума. Умар (да будет доволен им Аллах) услышав эту весть, тут же приказал войску возвратиться в Медину.
Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) не поняв причину этого приказа, спросил у Умара (да будет доволен им Аллах): «Ты что убегаешь от предопределения Аллаха? »
Ответ Умара (да будет доволен им Аллах) на этот вопрос был полон смысла и мудрости.
«Да,» сказал он. Мы убегаем от одного предопределения Аллаха к другому Его предопределению. Скажем, если бы ты имел верблюдов, которых бы ты пригнал к ущелью с двумя склонами, на одном из которых было бы много травы, а другой был бы неплодородным. И если бы ты пас своих верблюдов на склоне, где много травы, не означало бы это, что ты пасёшь их по предопределению Аллаха? Также как если бы ты пас их в неплодородном месте?
А тем временем к ним подошёл Абдуррахман бин Афв (да будет доволен им Аллах) и сказал:
«Я сам ничего не знаю об этом вопросе, но я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если вы услышите, что в каком-то месте распространилась чума не поезжайте туда. А если же очаг болезни находится в том месте, где вы находитесь не покидайте это место, убегая от болезни.» Услышав это Умар (да будет доволен им Аллах) воздал хвалу Всевышнему Аллаху.» (Бухари, Муслим)
poznayteislam. ru