Ассалямалейкум ва рахматулляхи ва баракятух!
Можно ли использовать в социальных сетях, мобильных приложениях типа «ватсап» смайлики? Не будет ли это харамом? Я слышала, что в Акырете (Судный День) Всевышний будет приказывать оживить те существа, которые мы нарисовали в обычной жизни. И по этой причине использование смайликов также называют харамом. Я не согласна с этим, ведь смайлики не изображают живое существо. Есть ли доказательства правоты одного из этих мнений? Жания
Ваалейкум ассалям ва рахматулляхи ва баракятух!
Уважаемая Жания! По мнению исламских ученых, если стереть с изображения живого существа часть тела, без которой в реальной жизни оно не может существовать, или порвать именно эту часть, то рисунок не будет считаться как макрух. [1].
Поэтому ученый Ханбалитсого мазхаба Ибн Кудама (1146-1223 г.г.) в своей книге фикха «аль-Мугни» пишет:
«…если изображается просто голова без туловища или тело без головы, или же к изображенной голове живого существа пририсовать неодушевленный предмет, то это не относится к запрету, указанному в хадисе» [2].
Потому что в книге хадисов сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Ко мне явился Джибриль, (мир ему), и сказал: “Я приходил к тебе вчера, но мне помешало войти в дом, где ты находился лишь то, что над дверью была статуя [с изображением людей], занавеска, на которой имелись изображения, а также собака, находившаяся в доме. Так прикажи же обезглавить статую, которая в доме, чтобы она стала подобна дереву, вели разрезать занавеску и сделать из нее пару подушек, которые можно мять, и прикажи вывести собаку”»[3].
В книгах также приводятся слова ученого ханафитского мазхаба Мухаммеда ибн Хусумуддина аль-Кухустани (1555 г.г):
«Изображение просто (только) головы – не макрух»[4].
Поэтому можно сказать, что запрет, указанный в хадисах, не распространяется на смайлики, используемые в социальных сетях, мобильных приложениях. Потому что большей частью смайлики – это изображенные головы без туловища.
Кроме того, ученые Ханафитского мазхаба разрешили использовать вещи с изображением живых существ в обыденных, непочетных местах. Например, в качестве наволочек (постели) ковриков (под ногами)[5]. Использование смайликов в целях отражения внутренних эмоций при переписке в сетях, также можно отнести к обыденному действию. Ведь никто не будет использовать изображение уважаемого им человека как смайлик.
Истина же ведома лишь Аллаху!
Абдусамат Касым
Перевод с казахского Зарины Нокрабековой