Ассалям алейкум! В случае беспричинного нарушения поста необходимо восполнить и держать пост в течение 60 дней. Обязательно ли держать непрерывно 60 дней или можно делать перерывы? Ж.Х.
В каких случаях необходимо соблюдение ораза каффарят?
|
Ваалейкум ассалям!
За намеренное нарушение поста постящийся должен освободить раба или восполнить, держа непрерывно пост в течении 60 дней (каффарят), если же это ему не под силу, то он должен накормить 60 нуждающихся[1]. В шариате это называется каффарят Рамазан. Однако необходимым условием выполнения каффарята является:
1. Пост Рамазан
2. Намеренное, то есть неслучайное нарушение поста, без чьего-либо принуждения.
3. Отсутствие таких причин как болезнь или путешествие.
4. С ночи иметь намерение держать пост. Если делавший намерение поститься после сухур, специально нарушит пост, то ему не нужно восполнять каффарят, достаточно лишь восполнить этот день. Однако за намеренное прерывание поста на нем будет вина.
5. Вещество, попавшее внутрь: Нужно чтобы питательный продукт, которое может послужить едой для человека, или лекарство. И чтобы попало в желудок через рот (немеренно, без причин). Если же постящемуся в желудок попал песок, глина,камни, т.е. вещества, которые не могут служить пропитанием, или же если он съел (невзначай) испортившуюся еду, выпил грязной воды, теста, муки или подобные непитательные вещества, необходимо лишь восполнить пропущенный день, соблюдение ораза каффарята не требуется.
6. Интимные отношения.
Постящийся, нарушивший пост намеренно, выпив или съев что-нибудь, или вступив в половые отношения, должен восполнить каффарят. То есть после завершения поста Рамазан он должен освободить раба (если нет на это возможности), держать пост 60 дней. Если же держать пост не в состоянии, нужно накормить 60 нуждающихся. Это согласно мазхабам Абу Ханифы и Малика.
А в мазхабах Шафиги и Ханбали соблюдение каффарята за пост Рамазан обязателен для тех, кто намеренно вступил в половые отношения. В то время как съевший или выпивший восполняет лишь этот день, не соблюдая каффарят, но за то, что он съел или выпил на нем будет грех. Свою позицию они объясняют тем, что в хадисах говорится лишь о тех, кто вступил в половые отношения. [2].
[1] Хадис: Бухари – 1936; Муслим – 1111.
[2] Бадаиъ– 2/622 стр; Ибн Габидин -6/316 стр; Ибн Рушд: Бидая – 235 стр.
Перевод Зарины Нокрабековой