Шесть вопросов о Рамадане (1 часть)
|
Хвала Аллаху, совсем немного осталось до благословенного месяца Рамазан! 29 дней мусульмане всего мира будут держать пост ради довольства Всевышнего. От рассвета до заката верующие будут воздерживаться от еды и питья. Священный месяц - замечательное время для воспитания своего нафса. Ведь смысл и цель поста не просто отказ от пищи и воды, но и воздержание от сквернословия, сплетен, раздоров, всего запретного, то есть победа воли над плотью. Но даже если намерения чисты и желание поститься велико, случаются казусы, и казалось бы незначительный вопрос разрастается в большое сомнение, лишая покоя, и главное, сея смуту в душе постящегося. В целях оказания помощи всем новичкам, тем, кто имеет намерение держать пост впервые ради довольства Аллаха, мы публикуем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Помимо этого, мы будем рады ответить и на ваши вопросы, если таковые возникнут.
1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?
Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост[1]. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду[2]. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания[3].
2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?
Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.
3. Нужно ли поститься беременным?
Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери[4]. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»[5]
4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?
Если по разным причинам ( в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура»[6] приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца»[7]. Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет и держать пост.
5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?
Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.
6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?
Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен (в щечку)[8].
Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух[9].
[1] Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
[2] Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
[3] Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
[4] Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
[5] Ибн Мәжә – 1667.
[6] Десятый день месяца Мухаррам
[7] Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
[8] Бухари, Китабус саум – 1827.
[9] Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.