Что вы знаете об Истихаре?
Что вы знаете об Истихаре?
9 лет назад 9563

Здравствуйте! Что за молитва Истихара, и как ее читать?

Гульсезим

Ассалам алейкум! Расскажите про Истихару.

Жанна Шамси

Ваaлейкум ассалам!

Истихара – это молитва с просьбой о благе чего-либо. Значение в шариате – обращение к Всевышнему посредством молитвы(намаза) с просьбой, через дуа  принять верное решение, рассеять сомнения, если таковые имеются перед началом нового дела, принятием важного решения.

Истихара – является сунной Пророка (с.г.с), которую он всегда рекомендовал своей умме. В одном из хадисов, приведенных в Хайсами, Посланник Аллаха (с.г.с) говорит о значимости Истихары:

«Одна из радостей и облегчений человека – обращаться к Аллаху посредством Истихары». [1]

Истихара читается в самых разных случаях, жизненных ситуациях  Например, перед тем как отправиться в путешествие, перед решением о бракосочетании, относительно торговли и многих других. Относительно же действий, совершаемых мусульманином ради наград в вечной жизни, как пост в Рамазан, раздача милостыни – садака, чтение намаза – молитвы, Истихара не читается.  [2].

Человек, намеревающийся обратиться к Аллаху через Истихару, совершает дополнительный (нафль) намаз в два раката, и после саляма произносит дуа Истихару. В одном из хадисов, приведенных в сахих Бухари сахаба Жабир ибн Абдулла говорит:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас, как следует испрашивать благословения Аллаха во всех делах подобно тому(как он учил нас той или иной) суре Корана, и он говорил:

«Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть после обязательной молитвы совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет:

«О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом, и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: …для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твое благословение на это, если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: …для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им!»[3]. 

(Аллахумма, инни астахыру-кя би-’ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-’азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Акта ‘Алляму-лъ-гуййуби! Аллахумма, ин хунта та’ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акыбати амри (ау каля: ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-кдур-ху ли, ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акыбати амри (ау каля: ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-сриф-ху ‘анни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна сумма радды-ни би-хи! (, — после чего (человеку следует) сказать, чего он хочет». (Аль-Бухари)»[4])

Мусульманин, сделавший намерение прочитать намаз Истихара, может после суры Фатиха прочесть любую суру. Однако ученые рекомендуют в первом ракате после Фатихи читать суру «Аль –кафирун», а во втором ракате продолжить намаз после Фатихи сурой Ихлас.

Еще одним условием прочтения Истихары является то, чтобы человек, обращающийся с мольбой о принятии верного решения к Всевышнему, должен всецело положиться на Аллаха. Если же он приступит к Истихаре, уже имея внутри себя принятое решение, то сокровенное в вопросе, который его интересует, так и останется неизведанным.

Еще одним условием прочтения Истихары является то, чтобы человек, обращающийся с мольбой о принятии верного решения к Всевышнему, должен всецело положиться на Аллаха. Если же он приступит к Истихаре, уже имея внутри себя принятое решение, то сокровенное в вопросе, который его интересует, так и останется неизведанным.

Как же узнать после совершения Истихары, что дело содержит в себе благо?

Если задуманное дело является благом для человека, после прочтения Истихары, в сердце его поселяется уверенность, положительный настрой относительно этого дела. Если же дело не несет с собой блага для жизни человека, то душа его будет равнодушна к этому делу. Если же сердце молчит и никаких чувств, ощущений у человека нет, можно прочесть Истихару семь раз. Пророк (с.г.с), говорил: «О, Анас, если ты задумал какое либо дело, читай Истихару семь раз. После прислушивайся к тому, что у тебя на сердце. Поистине, благо в сердце. В котором нет сомнений!».

Однако, данный хадис не свидетельствует о том, что конечным результатом Истихары является лишь ощущение в сердце. Иногда Всевышний Своей Милостью и Могуществом облегчает пути к делу, которое несет в себе благо. Если же дело не является благостным, то Своим Могуществом Аллах отдаляет нас от него, приближая к тому, что будет благом для нас. Ведь и в дуа Истихара мы говорим:

«…если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: …для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было…».

При прочтении истихары можно не читать намаз, ограничившись прочтением дуа.  [5].

[1] Ал-хайсами, Мажмугуз Зауаид «Бабуль Истихара» – 3669 хадис.
[2] Бадруддин аль-Айни, аль-Аламуль хайиб – стр. 333
[3] Сахих Бухари - №1166-хадис.
[4] http://dinislam.kz/publ/27-1-0-88
[5] Аль-Маусугатуль фикхия – стр 3/242-247.; 
     http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=634

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой