Трансплантация: как относится шариат к донорству?
Трансплантация: как относится шариат к донорству?
8 лет назад 31717

Как относится Ислам к донорству крови, донорству органов? Ерлан

Добровольная сдача крови, а также трансплантация некоторых органов человеческого организма называют донорством[1]. Трансплантация – это пересадка тканей организма на другое место, в другой организм[2]. В медицине человека, предоставляющего ткань, кровь или орган, называют «донором», а человека, принимающего чужой орган, кровь, ткань называют «реципиентом». «Доно» - переводится с латинского как «дарю, жертвую».

В данное время большинство исламских ученых не возражают против донорства, при условии, что выполняемое действие не противоречит нормам шариата, а также его медицинская необходимость подтверждена квалифицированным врачом[3]. Однако, обязательное требование – действие не должно нести даже малейший вред «дарящему», то есть донору. Кроме того, донорство не должно основываться на меркантильных целях, а совершаться лишь для того, чтобы помочь страждущему, облегчить его боль или даже спасти жизнь. Только в этом случае донорство будет благим делом, в соответствии со словами Всевышнего: «…А кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям»[4].

На четвертом, очередном заседании Международной Исламской организации фикха, в городе Джидда, в феврале 1988 года, был принят ряд постановлений:

1. При условии, если польза очевидна и неоспорима, разрешается совершать обмен (тканями)в организме человека. (Например, пересадка кожи с ноги на лицо или другую часть тела, или, вместо поврежденной артерии в сердце использовать другую, к примеру из ноги, и т.д). При этом, действие должно совершаться с целью восстановления нарушенных  функций, или же для того, чтобы нейтрализовать психологические или физиологические нарушения в организме.  

2. Разрешается использовать ткани или части организма, имеющие функцию самовосстановления. Например, кровь и кожа относятся к ним. Кроме того, человек, идущий на эту процедуру, должен быть в ясном уме, то есть дееспособным.

3. Разрешается использовать часть органа, который был удален по медицинским показаниям. Например, использовать роговую оболочку глаза, удаленного  по медицинским показаниям, но сохранившего целостность роговицы, и т.д. 

4. Использовать для трансплантации жизненно важный, функционирующий орган человека, создавая опасность для его жизни – харам. К примеру, ни в коем случае нельзя использовать для донорства сердце, забрав его у здорового, живого человека.

5. Также является харамом, использовать для трансплантации один из основных,функционирующих органов,даже если их использование не создает риск для жизни.

Например, нельзя завещать или передать роговые оболочки глаз живого человека. (Потому что отсутствие зрения пусть и не лишает человека жизни, но существенно снижает ее качество, создает серьезные неудобства).

6. В случае, если трансплантация органа (органов) позволит сохранить жизнь реципиенту, поможет вести ему в дальнейшем вполне полноценную жизнь, то совершать трансплантацию пригодных пригодных для трансплантации органов покойного разрешается. (запрещено использовать (изымать) для трансплантации половые органы, семенник). При этом для использования органов необходимо согласие покойного-донора, данное перед смертью, или согласие его родных.Если же родных по разным причинам найти не удается, то разрешение выдает компетентный государственный орган.  (موافقة وليّ أمر المسلمين).

7. Важно помнить! Все вышеизложенные правила относительно донорства не должны быть средством для торговли или торга, иных финансовых сделок. Потому что в любом случае, торговать, выставлять на торг человеческие органы запрещено.

Однако. если страдающий недугом человек может заполучить нужный для исцеления орган только посредством купли-продажи, на нем не будет греха (этот вопрос открыт для обсуждения - فمحل اجتهاد ونظر). 

8. Помимо вышеизложенного, другие случаи относительно вопроса донорства, впредь также будут обсуждаться, исследоваться с точки зрения медицины и шариата и будем надеяться, что найдут свое решение. [5].

Дополнительно к изложенному, приведем также заключения других ученых:

  1. Трансплантация разрешена лишь в случае, когда жизнь пациента зависит от донорского органа.
  2. Нельзя подвергать трансплантации орган живого человека, присутствующий в организме в единичном экземпляре. Например, печень, сердце, и т.д.
  3. Запрещено уродовать человека (донора) с целью извлечения органа для трансплантации. К примеру, лишать человека глаза, или ноги для использования в донорских целях.
  4. Разрешено использовать в донорских целях орган живого человека, представленный в организме парным составом. Но при соблюдении обязательных условий: несколько квалифицированных, компетентных специалистов-врачей должны подтвердить, что изъятие одного из парных органов не принесет вреда организму донора, позволит ему и дальше вести обычную жизнь.
  5. Нельзя трансплантировать половые органы [6].
  6. Решение о донорстве человек должен принять сам. Принуждать к этому человека запрещено.

В целом, так излагают свою точку зрения ученые, допускающие донорство в Исламе. Однако, есть также ученые выступающие категорически против донорства [7].

[1] http://ru.wikipedia.org
[2] Волокно  (лат. textus, грек. hіstos), в биологии – прозенхимные клетки, система в организме человека или животного, имеющие схожие характеристики по структуре, составу.
[3] Ахкаму –Жирахати ат-тыббия, «Аль-мактабат ас-сахаба», 354 стр,  Джидда.
[4]сура аль-Маида  – №32 аят.;
[5] http://www.fiqhacademy.org.sa/qrarat/4-1.htm
[6] http://www.qaradawi.net; http://www.dar-alifta.org
[7] ахкәму –Жирахати ат-тыббия, «аль-мактабат ас-сахаба», 354 стр,  Джидда.

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой